Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) по теме

Горинов Сергей Иванович

 

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umelye_ruki.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО–НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 » г. Губкинский

9 микрорайон, дом 67, город  Губкинский,  ЯНАО, 629830

8 код  34936  телефон/факс:  3-38-20, тел: 3-38-18, 3-38-19, 3-38-17 E-mail:  s4sc@yesnet.purpe.ru

Расчетный счет № 40101810500000010001  БИК 047182000 РКЦ  Салехард г. Салехард

Кружок

«Умелые руки»

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа № 4»

г. Губкинский


Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено

на заседании школьного

экспертного совета

Протокол № __ от ______

«____»____________2011г

Утверждено приказом по школе

       № __ от __________.

       Директор МОУ СОШ №4

        _______ Т.Ю.Полякова

       «____»____________2011г

Дополнительная образовательная программа кружка

«Умелые руки»

 Возраст детей 12-14 лет

(срок реализации 1 год)

 

                                          Автор программы:

                                                        Горинов Сергей  Иванович

                                             учитель технологии  

г. Губкинский

2011

    

 Пояснительная записка

Актуальность программы как программы дополнительного образования заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,  креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов   Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей среднего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 5-7 классах на изучение курса «Технология»  отводится всего 2 часа в неделю, а в 8 всего 1 час. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (резьба,  работа с деревом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, аппликация).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих станков. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки СТД, сверлильный станок, электролобзик). В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Цели кружковой работы

  1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского   сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
  3. Возродить интерес  у детей и подростков к профессиям, связанные с деревообработкой.
  4. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.
  5. Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым  нравственных норм поведения.

Образовательная цель - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий своими руками.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи

Образовательные задачи.

  1. Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
  2. Обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного материала;
  3. Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Развивающие задачи.

  1. Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.
  2. Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  3. Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи.

  1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
  3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.
  4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Условия реализации образовательной программы.

Условия набора

В данный  коллектив принимаются все желающие.  Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 12-14 лет, пол учащихся значения не имеет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Режим занятий

 Программа рассчитана на 1 год обучения:  9 часов в неделю, 306 часов в год.  

Наполняемость

 Наполняемость группы: 10-14 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Особенности организации образовательного процесса

- учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения. В кружке организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе. Ведущий вид деятельности – практический. Всего на работу кружка отводится  9 часов в неделю.

   Внеурочная деятельность организована в первой половине дня,  она направлена на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения,  развитие творческих задатков и способностей учащихся.  Планирование и организация обучения осуществляется  в соответствии с программами обучения детей.

Формы организации образовательного процесса

для решения  обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

   Фронтальная форма

 -предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Методы проведения занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия в кружке «Умелые руки»:

1. Словесные методы обучения:

  1. устное изложение;
  2. беседа;

2. Наглядные методы обучения:

  1. показ видеоматериалов, иллюстраций;
  2. показ, исполнение педагогом;
  3. наблюдение;
  4. работа по образцу

3 Практические методы обучения

  1. практическая  работа

Дидактический материал:

-технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по деревообработке, фотографии готовых изделий, раздаточный материал(древесина, фанера, ДВП, ДСП), компьютерные программные средств и др.

Формы подведения итогов реализации программы

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:

       Текущая и тематическая аттестация-тестирование, творческие,        практические работы.

      Промежуточная аттестация-защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.

 

Ожидаемый результат

К концу года обучения учащиеся должны знать:

•        роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

•        принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл.лобзик, эл. рубанок);

•        свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);

•        традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;

•        возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;

•        роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

•        правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

•        рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

•        выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

•        читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

•        составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико –  технологических требований и существующих условий;

•        выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

•        собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

•        находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

•        выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;

•        осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять

предпринимательскую инициативу.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Учебно-материальная база мастерских , оборудование, оснащение:

 (станки, оборудование, столярный  верстак, лобзик, приборы для  выжигания, СТД-100, резцы по дереву, ножовки по дереву,  кернер,  киянка,  рубанок и т. д. ручные инструменты и др.)  позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.

-

Место проведения занятия:

-столярная мастерская. Имеется паспорт данного помещения, где указаны все данные по столярной мастерской.


Содержание программы

              Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

              Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного материала и т.д.), изготовление изделий, различных полезных предметов для школы и дома.

               По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

        Содержание в каждой  возрастной  группе  разделено по видам обрабатываемых материалов.

Учебных часов

  Обучение -1 год.

  Всего  часов -306 часов.

  Продолжительность занятия -9 часов в неделю.

  Групповые занятия:    теория 36 часов,

                                  практика 130 часов.

  Индивидуальные занятия: теория 30 часов,

                                         практика 110 часов.

        

Структура программы

  I. Раздел «Художественная обработка древесины» - 130ч.

 II. Раздел  «Токарная обработка  древесины» -  136ч.

 III. Раздел  «Ремонтные работы  в быту» - 40ч.

Учебно-тематический план

(с элементами содержания)

 

I Раздел «Художественная обработка древесины» (130 часов)

(Выпиливание лобзиком — 96 часов)

1. Вводное занятие: цели и задачи ТБ.

Правила безопасной работы в мастерской

2. Рабочее место. Устройство лобзика.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Составные части лобзика. Установка и закрепление приспособлений в зажимах верстака для пиления лобзиком

3-4. Древесина, породы древесины, фанера.

Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры.

  1. Заправка полотна (пилки) в лобзик.

Выпиливание лобзиком. Основные сведения о правилах работы с инструментом. Приспособления для натяжки  полотна.

6. Выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания.

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз,

чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа.

7-9. Приемы выпиливания.

Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы лобзиком. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции

10. Подготовка заготовки (доска, фанера).

Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе.

11. Перевод рисунка на основу.

Нанесение рисунка в соответствии направления волокон.

12-44. Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины.

45-52. Выпиливание по внутреннему контуру (приемы).

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. 

53-56. Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы работы.

Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении.

57-82. Работа над объектом (выпиливание по контуру).

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины.

83-96. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

 Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.

(Выжигание на фанере — 34 часа)

1. Вводное занятие: цели и задачи ТБ.

Правила безопасной работы с нагревательными приборами в мастерской

2. Рабочее место. Устройство выжигателя.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство и составные части выжигателя

3. Древесина, породы древесины, изготовление материала.

Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Производство шпона, фанеры, ДВП.

4.Зачистка(шлифовка) основы для выжигания.

Зачистка как отделочная операция. Приспособления  для зачистки. Виды наждачных шкурок. Способы шлифования Правила безопасной работы.

5. Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания .

Хранение, сушка изделия. Исключаем пороки при выборе.

6-8. Приемы выжигания.

Выжигание.  Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания.  Приёмы выполнения. Правила безопасной работы.

9-10. Выбор рисунка, Перевод рисунка на основу.

 Виды орнаментов. Нанесение рисунка в соответствии направления волокон.

11-24.Работа над объектом, выжигание по контуру.

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины.

25-26. Приёмы выжигания рамок.

 Виды орнаментов. Инструменты и приспособления для выжигания.  Приёмы и способы выполнения. Правила безопасной работы.

27-29.Работа над объектом, выжигание рамки.

Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины.

30-31. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь).

Виды защитной и декоративной отделки изделий из древесины. Правила безопасности при окрашивании изделий. Как правильно хранить кисти; правила безопасной работы

с красителями.

32-34. Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.

II Раздел «Токарная обработка древесины»

(136 часов)

1. Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ.

Правила безопасной работы в мастерской при токарной обработке древесины.

2-3. Устройство СТД. История токарного станка. Внешний вид. 

Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке.

4.Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники.

Назначение и устройство деталей станка

5. Резцы.  Типы заточки.

Виды резцов, элементы режущей части. Выбор ручных инструментов, их заточка.

6-7. Разработка, промывка, смазка. Установка.

Знакомство с основными неисправностями станка.

8-9. Измерительные инструменты:  линейка, штангенциркуль, кронциркуль и т.д.

Устройство штангенциркуля. Правила и способы измерений. Условия хранения измерительных инструментов

10-11. Пороки древесины. Выбор заготовок.

Пороки древесины: природные и технологические

12-14. Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение.

Подготовка заготовок к точению. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов

15-16. Составление чертежа и эскиза.

Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных чертежах

17. Подготовка станка к работе. Установка заготовок.

Знакомство с процессом резания при механической обработке, с видами резцов, с элементами режущей части; черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание с соблюдением правил т/б; выполнение практических работ.

18. Приемы крепления заготовок.

Установка и закрепление заготовки;

19-20. Установка подручника, установка задней бабки.

Правила и способы установки. Зазор, нажим, осевое положение. Регулировка высоты, прочности.

21-24. Пробное точение. Приемы управления станком ТБ.

способы контроля формы и размеров изделия; с устройством штангенциркуля, с шероховатостью поверхности, с допусками; выполнение практических работ

25-69. Точение цилиндрических заготовок.

Технология изготовления деталей цилиндрической формы. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества

70-74. Шлифование и отделка изделия.

Приемы работы: вдоль, поперек волокон, круговые движения. Использование брусков

75-130. Коническое и фасонное точение.

Технология изготовления деталей конической и фасонной форм. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества

131-135. Отделка изделия. Оценка.  

Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок.

136.    Подведение итогов.

Организация выставки поделок в школе (поощрение и награждения учащихся).

III Раздел «Ремонтные работы в быту» 

(Хозяин дома)- 40часов.

1-2. Ремонт мебели. Вводное занятие. Причины поломок.  Исправление заводского брака ТБ.

Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели в комнатах различного назначения

3-4. Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели.

Виды и назначения. Правила хранения.

5-16. Установка петель, магнитных держателей.

Технология крепления петель. Технология установки магнитных держателей, (оконные створки, двери). Правила безопасной работы

17-24. Дверные замки — виды. Замена замков. Устройство, ремонт.

Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для ремонта  дверных замков. Правила безопасной работы

25-32. Врезка дверного замка. Приемы. Разметка, установка, крепление.

Инструменты для установки дверных замков. Технология установки дверных замков. Правила безопасной работы

33-36. Клеевые соединения, столярный клей. Способы склеивания.

Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция.

Инструменты для  зачистки. Виды наждачных шкурок

37-40. Подведение итогов (4 часа).

 Экскурсия-посещение выставки декоративно-прикладного искусства. Организация выставки поделок в школе (поощрение и награждения учащихся).

Методическое обеспечение.

Программы, методические пособия, книги, на которые будет производится опора в работе кружка, перечислены в разделе “литература”.

Оснащение столярной мастерской, в которой будут проходить занятия, перечислено в соответствующих требованиях.

Для проведения викторин, презентаций и конкурсов возможно использование интерактивного оборудования.

 Методические рекомендации по проведению занятия.

                Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

                Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.

               Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

                  Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

                Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

              На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.

             В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

            В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных мероприятий.

Автор программы

     Горинов Сергей Иванович  –  учитель технологии

    Образование:      Высшее.

 

    Категория:        Первая

 

    Педагогический стаж:     18 лет

Календарный  учебно – тематический план

2011 - 2012 учебный год

Дополнительная образовательная программа

кружка   «Умелые руки»

Преподаватель - Горинов Сергей Иванович



занятия

п/п

Название темы

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Прим.

Сроки.

I Раздел  «Художественная обработка древесины» (130 часов)

(Выпиливание лобзиком — 96 часов)

1

Вводное занятие: цели и задачи

1

2

Рабочее место. Устройство лобзика.

1

3-4.

Древесина, породы древесины, фанера.

1

1

5

Заправка полотна (пилки) в лобзик.

1

6

Выбор рисунка, подготовка основы для выпиливания.

1

7-9

Приемы выпиливания.

1

2

10

Подготовка заготовки (фанера).

1

11

Перевод рисунка на основу.

1

12-44

Работа над объектом, выпиливание по внешнему контуру.

7

26

45-52

Выпиливание по внутреннему контуру (приемы).

2

6

53-56

Инструменты для создания отверстий: коловорот, сверлильный станок. Приемы работы.

1

3

57-82

Работа над объектом (выпиливание по контуру).

5

21

83-96

Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

2

12

(Выжигание на фанере — 34 часа)

97

 Вводное занятие: цели и задачи ТБ.

1

98

Рабочее место. Устройство выжигателя.

1

99

Древесина, породы древесины, изготовление материала.

1

100

 Зачистка(шлифовка) основы для выжигания.

1

101

Подготовка основы заготовки (фанера) для выжигания .

1

102-104

 Приемы выжигания.

1

2

105-106

Выбор рисунка, Перевод рисунка на основу. Перевод рисунка на основу.

1

1

107-120

Работа над объектом, выжигание по контуру.

2

12

121-122

 Приёмы выжигания рамок.

1

1

123-125

Работа над объектом, выжигание рамки.

3

126-127

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь).

2

128-130

Отделка, зачистка изделия. Оценка работы.

3

II Раздел «Токарная обработка древесины» (136 часов)

131

Вводное занятие. Цели и задачи, ТБ.

1

132-133

Устройство СТД. История токарного станка. Внешний вид.

1

1

134

Основные узлы: задняя и передняя бабки, подручники.

1

135

Резцы.  Типы заточки.

1

136-137

Разработка, промывка, смазка. Установка.

1

1

138-139

Измерительные инструменты: линейка, штангенциркуль, кронциркуль и др.

1

1

140-141

Пороки  древесины. Выбор заготовок.

1

1

142-144

Подготовка заготовок, припуски на обработку и точение.

3

145-146

Составление чертежа и эскиза.

1

1

147

Подготовка станка к работе. Установка заготовок.

1

148

Приемы крепления заготовок.

1

149-150

Установка подручника. Установка задней бабки.

2

151-154

Пробное точение. Приемы управления станком ТБ.

1

3

155-199

Точение цилиндрических заготовок.

7

38

200-204

Шлифование и отделка изделия.

2

3

205-260

Коническое и фасонное точение.

7

49

261-265

Отделка изделия. Оценка.

1

4

266

Подведение итогов.

1

III Раздел «Ремонтные работы в быту» (Хозяин дома)-40часов.

267-268

Ремонт мебели. Вводное занятие. Причины поломок. Исправление заводского брака ТБ.

1

1

269-270

Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели. Виды и назначения.

1

1

271-282

Установка петель, магнитных держателей.

2

10

283-290

Дверные замки — виды. Замена замков. Устройство, ремонт.

2

6

291-298

Врезка дверного замка. Приемы. Разметка, установка, крепление.

2

6

299-302

Клеевые соединения, столярный клей. Способы склеивания.

1

3

303-306

Подведение итогов.

 а) Экскурсия-посещение выставки декоративно-прикладного искусства.

в) Организация выставки поделок в школе (поощрения и награждения учащихся).

4

Итого:

66

240

 

 

09.09.2011                                        Горинов С. И.

Литература:

Для учителя:

1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.

2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.

3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Уч.пед.изд, 1961.

4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.

5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.

6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.

7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

Для учащихся:

1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.

2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.

3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.

4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.

5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.

6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.

7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа кружка "Умелые руки"

Программа "Умелые руки" рассчитана на два года обучения. При планировании учебного роцесса предусматривается групповая форма учебного учебных занятий. Занятия для 1 года обучения организовываются...

Программа кружка "Умелый руки"

Рабочая программа кружка содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Можно использовать при планировании уроков технологии....

программа кружка "Умелые руки" (детский сад)

.O {color:white; font-size:149%;} a:link {color:red !important;} a:active {color:aqua !important;} a:visited {color:#969696 !important;} Декоративно-при...

Программа кружка Умелые руки. Автор Матвеева Н.А. МАОУ Лицей №2, г. Балаково

Программа кружка "Умелые руки" для 5-7 классов Целью программы является способствование  формированию у учащихся художественной культуры, художественно-творческой активности. Предлагаемая пр...

рабочая программа кружка "Умелые руки"

мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка “ Очень умелые руки”

Учебная программа кружка“ Очень  умелые руки&rdquo...

Образовательная программа кружка «Умелые руки» на 2017-2018 учебный год.

Цель программы:•••             Образовательная программа кружка&bull...