Урок-игра по теме "Обработка металла" (5 класс)
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

 

Я считаю, что одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету технического труда является организация их игровой деятельности. В играх различные знания ученик получает свободно. Поэтому часто, то что казалось трудным, во время игры легко усваивается.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития на уроках технического труда. Но игра должна быть доступной для учащихся своего возраста, цель игры – достижимой, оформление – красочным и разнообразным. Но дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых помогает применить личностно-ориентированный подход на практике, когда победителями игры становятся не только хорошо успевающие ученики. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков. В этом случае завоевание победы – очень сильный мотив, побуждающий ученика к активной деятельности в изучении технического труда. На основе опыта по организации дидактические игр на уроках технического труда я показываю целесообразность их применения вместо стандартных уроков обобщения теоретического материала в определенных условиях. Примером такого урока является урок-игра «Обработка металла».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_teme_obrabotka_metalla.doc605.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Мордовский республиканский институт образования

Урок – игра

по теме: «Обработка металла».

(5 класс)

                                                                                                                                        Выполнил:

                                                                                                     учитель технологии

                                                                                                        высшей категории

                                                                                                    средней школы № 40

                                                                                                                     г. Саранска

                                                                                                                    Фадеев В. Ф.

Саранск

Тема «Обработка металла».

Цели: Повторение и закрепление пройденного материала в игровой форме. Развитие логического мышления интереса к изучаемому предмету, творческого потенциала учащихся.

Воспитание коллективизма, внимательности красоты, эстетики.

Ход урока.

Сегодня мы должны повторить весь материал по теме «Обработка металла». Для этого мы проведём урок в виде игры-соревнования. В соревновании будут участвовать две команды. Команда «Молотков» и команда «Бородков», в каждой из которых выбран капитан. Наше соревнование будет судить жюри в составе учителя технического труда …, учеников – старшеклассников ...

А сейчас попросим команды представить себя (команды представляют себя, приветствуют жюри, команду-соперницу, называют свой девиз, защищают свою эмблему.)

Прошу команды занять свои места. Начинаем соревнование.

Задание №1

Приглашаются капитаны команд «Молотков» и «Бородков». Разминка для капитанов. Я буду показывать детали сверлильного станка, а вы отвечаете поочерёдно,  как называется данная деталь. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Станина. 2.Колонна. 3.Шпиндельная бабка. 4.Шпиндель. 5.Механизм подачи и возврата шпинделя. 6.Электодвигатель. 7.Ограждение шкивов. 8.Патрон.

Задание№2. Эстафета.

Участвуют все члены команд. На доске написаны 7 назначений линий чертежа. Возле каждого названия изобразите соответствующую линию. Кто быстрее. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Команда «Молотков»                                                   Команда «Бородков»

1. Линия видимого контура.                              1. Линии выносные, размерные, линии штриховки.

2. Линии невидимого контура.                          2. Линия обрыва.

3. Линии сечений.                                               3. Линии осевые, центровые.

4. Линии сгиба.                                                    4. Линия видимого контура.

5. Линии осевые, центровые.                             5. Линии невидимого контура.

6. Линия обрыва.                                                 6. Линии сечений.

7. Линии выносные, размерные,                        7. Линии сгиба.

линии штриховки.

                                                         Ответы:  

Линия видимого контура.                                          Ответ:                                    

Линии выносные, размерные, линии штриховки.   Ответ:                                      

Линии невидимого контура.                                      Ответ:

Линия обрыва.                                                            Ответ:  

Линии сечений.                                                          Ответ:  

Линии осевые, центровые.                                        Ответ:  

Линии сгиба.                                                              Ответ:  

Задание №3.

Приглашаются по одному представителю из членов команд. Заранее на столе разложены пять слесарных инструментов. Чертилка, бородок, угольник, зубило, плоскогубцы, а также штангенциркуль, линейка, рейсмус. Предлагается участникам посмотреть на предметы в течение 20 секунд. Затем накрывается всё платком. Участникам команд предлагается записать по памяти увиденное. При записи пяти слесарных инструментов задание оценивается в 5 баллов.

Задание №4. Пословицы, поговорки о труде. Участвуют все члены команд. Необходимо назвать пословицы, поговорки о труде –  кто больше. Примеры.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Сделал дело, гуляй смело.

Команда получает 1 балл за каждую названную пословицу, поговорку.

Задание №5. Предлагается практическая работа для всех участников двух команд. Сборка стула из набора «Конструктор», причём каждый участник выполняет одну операцию  с последующей передачей сборки своему товарищу по команде. Кто быстрее и качественнее. За правильно выполненную работу выставляется 5 баллов.

Задание №6. Сейчас каждой команде я буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Какое отверстие называется сквозное, а какое глухое?

2. Что твёрже инструментальная или конструкционная сталь?

3. Чем отличается эскиз от чертежа?

4. Зачем делают углубление кернером перед началом сверления?

5. Какими инструментами режут листовой металл и проволоку?

6. Почему после окончания работы тиски следует ослабить, чтобы зазор был между губками 1-2 мм, а не наоборот?

Задание №7. Практическая работа для капитанов команд.

Соединить тренажёрные детали одной заклёпкой. Набор инструментов, применяемый при клёпке, находится на верстаках для двух участников.

Учитывается быстрота и качество работы. Задание оценивается в 5 баллов.

В это же время команде «Молотков» требуется написать как можно больше инструментов, используемых при обработке металла на букву «Р», а команде «Бородков» на букву «П». За правильное слово – 1 балл.

Задание №8. Анаграммы.

Надо переставить буквы так, чтобы получилось слово.

Для каждой команды на экране компьютера высвечивается задание:

Команде «Молотков»: ЛОТОКОМ, КАЗАКЛЁП, НИВТ.

Команде «Бородков»: КОРОДОБ, ЧЕРКАТИЛ, РУШУП.

Ответ: молоток, заклёпка, винт, бородок, чертилка, шуруп.

Один балл за каждый верное слово.

Задание №9. Пантомима.

Изобразить инструменты: сверло (команде «Молотков»), ножницы (команде «Бородков»). Наибольший балл – 3.

Задание №10. На доске для каждой команды записаны слова. Надо взять первые буквы слов и составить название слесарного оборудования в мастерской.

Задание команде «Молотков»: Ель, вешалка, рубанок, клин, стусло,  алюминий.

Ответ: Верстак.

Задание команде «Бородков»: Игла, топор, клин, стамеска, ива.

Ответ: Тиски.

За верный ответ – 3 балла.

Пока жюри подсчитывает баллы для выведения оценки, можно поиграть в игру «Не ошибись». На плакате изображены ножовка, ножницы, кусачки. Сосчитайте их. Но считать их надо по особому правилу: первая ножовка, первые ножницы, вторая ножовка, первые кусачки и т. д.  

Итог урока.

Предоставляется слово жюри …

Объявляется команда победитель. Выставляются пятерки в журнал. Учитель благодарит всех за проведённый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"

Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"

Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

презентация к уроку-игре по химии в 9 классе по теме "Металлы"

Урок-игра был проведён в 9 классе в рамках предметной недали...

Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"

Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...