Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.
статья по технологии по теме

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est-hud_vospit.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алманчиковская средняя общеобразовательная школа»

Батыревского района Чувашской Республики

«Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии»

Подготовлен учителем технологии

Горбуновой Аллой Александровной

с. Алманчиково

                                       октябрь 2011г

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии

(на примере уроков кулинарии и обработки ткани).

     Теоретические основы воспитания художественного вкуса  на уроках технологии  

  1. Воспитание на уроках технологии

Начнем с определения: «Воспитание – понятие психолого-педагогическое. Это воздействие на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности моральных и эстетических качеств личности воспитуемого в целом»

Еще И.Г.Песталоци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери: «Человека создает воспитание». Оно призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познавать себя как личность, помогает становлению человека.

Задачи воспитания, решаемые на уроках технологии, можно в общем плане сформулировать следующим образом:

  1. Этическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры личности и труда.
  2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.
  3. Воспитание нравственных и правовых качеств.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединить теорию с практикой, соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.

Учителю необходимо помнить, что воспитательный эффект его уроков во многом зависит то того, как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими на практике.

Программой «Обслуживающий труд» предусматривается работа с пищевыми продуктами в 5-8 классах основного общего образования. Во время этой работы учащиеся знакомятся с основами рационального питания, приемами кулинарной обработки продуктов, последовательностью приготовления разных блюд и их оформлением.

Данный доклад посвящается вопросам правильного и красивого оформления кулинарных блюд и кондитерских изделий, что тесно связано с эстетическим воспитанием учащихся.

Известно, что на развитие эстетического вкуса влияют не только природа и искусство, но и окружающие вещи, предметы быта, если они выполнены с должным эстетическим вкусом. Воспитанию хорошего вкуса и творческой активности у школьников могут способствовать занятия по сервировке стола, оформлению бутербродов, салатов, сельди с гарниром, вторых блюд и кондитерских изделий.

При прохождении той или иной  учебной темы учитель должен рассказать учащимся о значении красиво оформленного блюда, подчеркнуть, что блюдо, имеющее привлекательный вид, вызывает аппетит, удовольствие, а это способствует лучшему усвоению пищи. Особенно важно красиво оформлять закуски, т.к. они подаются перед основным блюдом и возбуждают аппетит.

При оформлении блюд следует соблюдать чувство меры. Не следует одно блюдо оформлять большим количеством украшений, т.к. они не будут красиво смотреться и будут «спорить» друг с другом. Нельзя, например, укладывать рядом одинаковые по цвету овощи. Хорошо, если украшения четко выделяются по цвету и форме на общем фоне. Лучшим украшением холодных, горячих блюд и закусок являются зелень петрушки, сельдерея, листья салата и зеленый лук.

В кулинарии применяются различные формы нарезки овощей в зависимости от их использования и назначения. Рассказывая о формах простой нарезки (кружочки, соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, полукольца), учитель обращает внимание учащихся на то, что однородные овощи (одинаково нарезанные по величине и форме) при тепловой обработке достигают готовности одновременно и придают блюдам красивый вид.

Готовя гарнир к холодным и горячим блюдам, используют сложную нарезку овощей (бочонки, груши, шарики, чесночки). Для оформления холодных блюд, закусок и вторых блюд применяют фигурную нарезку (звездочки, гребешки, бантики, веерки и т.д.) и специально сделанные украшения из овощей и яиц. Учитель должен научить школьников выполнять такие украшения. При этом очень важно соблюдать принцип последовательности, постепенно переходя от простых украшений к сложным: так учащиеся легче и быстрее овладеют приемами изготовления украшений.

Необходимо обратить внимание на то, что, используя одну и ту же нарезку репчатого лука, свеклы, моркови, редиса, репы можно получить разные цветы, напоминающие кувшинку, астру и т.д.

Из разных овощей можно сделать  одинаковый цветок, например, колокольчик. Он хорошо получается из конусообразных овощей.

Из свежего помидора можно сделать красивую розочку.

Самые разные украшения можно сделать из яиц, сваренных вкрутую.

Учащимся нравится выполнять такие задания. С целью развития творческой фантазии можно предложить учащимся не просто скопировать оформление с рисунка, а придумать что-то свое. Обычно учащиеся с большим интересом выполняют эту работу.

Также с большим интересом выполняют учащиеся работу по приготовлению закусочных бутербродов, с использованием различных овощей. Здесь тоже каждый ученик может проявить свое творчество.

Большие возможности для развития эстетического вкуса учащихся заложены в работе по приготовлению фигурных изделий из теста.

Начиная эту работу, учитель должен рассказать школьникам о том, что декоративные фигурки из теста выпекались народными умельцами с давних времен во многих странах. Они были обязательным элементом народных празденств. В дальнейшем такие фигурки утратили обрядовое значение и их стали выпекать для детей, украшая цветной глазурью.

В процессе работы с пищевыми продуктами учитель должен приучать школьников к мысли о том, что красиво оформлять кулинарные блюда следует не только к праздничному, но и повседневному столу. Это вырабатывает стремление постоянно создавать вокруг себя красоту,  способствует развитию хорошего вкуса, умения аккуратно вести себя за столом.

Что касается обработки ткани, то нужно сказать, что на первый план сегодня выдвигается не политехническая подготовка, а формирование у младшего поколения творческих качеств личности, конструктивности и гибкости мышления. Поэтому уроки практического труда, которые нацелены только на ремесленно – технологическую подготовку, не соответствуют духу времени и огромным образовательным и развивающим возможностям данной учебной дисциплины. Невозможно выполнить ценное, с точки зрения эстетики, швейное изделие, не получив элементарные знания по композиции костюма, цвете в одежде, материалах и отделках. Поэтому часто изделия, выполненные школьниками, невзрачны, не пропорциональны в деталях, безвкусны и поэтому им самим не нравится. А ведь это в дальнейшем сказывается на желании что – нибудь шить на уроках технологии. А успешно выполненное изделие вдохновляет на создание новых моделей одежды.

В качестве содержательной специфической и методической базы курса технологии предлагается формирование у школьников основ дизайнерского образования, однако это не обозначает нового вида специализации или профориентации учащихся.

Программа технологии предусматривает формирование нравственных представлений о смысле и красоте вещей и о самих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем, и которые следует учитывать при их производстве и использовании.

Приобщаясь к разработке красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нем.

Методической основой организации деятельности детей является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно конструкторский аспект, так и художественно-эстетический.

        Таким образом, с учетом новой концепции по-новому выглядят и основные задачи курса технологии:

-формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;        

-формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

-развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

          Нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не урок кройки и шитья! Работа учителя должна быть направлена на развитие личности, формирование эстетических вкусовых и нравственных ценностей, трудового образа жизни.

В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус, коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс.

Уроки технологии предоставляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, надо посоветовать учащимся не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины и бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть постирать и отутюжить. А какие красивые и нужные вещи можно сшить из разноцветных лоскутов!

При покупке вещей надо ориентироваться на эстетический вкус. Вещь должна быть красивой и сочетаться с другими вещами из вашего гардероба. Нужно предостеречь учениц от пошива экстравагантных платьев на выпускные вечера. Это слишком не практично. Поэтому, начиная уже с пятого класса,  на уроках технологии учащихся следует ознакомить с такими темами как «Системный подход в изготовлении одежды», целью которых  является ознакомить учащихся с системным подходом в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия, с основными законами композициями костюма.

В 5 классе при конструировании и моделировании фартука детей, согласно программе, следует ознакомить с особенностями моделирования рабочей одежды, понятием  композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм), видами отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, теория, сочетание тканей по цвету и др.)

На наш взгляд, если о требованиях к материалам и цвету для домашнего фартука говорить будет необходимо и уместно, то темы «Силуэт в одежде», «Пропорции в одежде», «Ритм в одежде» наиболее целесообразно рассмотреть в 7 классе при конструировании и моделировании плечевой одежды на основе ночной сорочки, так как фартук не имеет силуэта. О пропорциях в фартуке можно судить только по величине карманов и нагрудника, а элементы создающие ритм в фартуке весьма ограничены.

В 6 классе при проектировании и пошиве юбок по программе следует рассмотреть эстетические требования к легкому женскому платью, тканям и отделкам, применяемым для изготовления юбок; виды юбок.

Изучая в 7 классе, при изготовлении плечевого изделия на основе ночной сорочки, виды легкого женского платья следует рассмотреть темы «Пропорции в одежде», «Ритм в одежде», «Цвет в одежде». Особое внимание, обращая на соответствие выбранной модели, возрасту, телосложению и цветовому типу человека. Тема беседы «Мода и стиль» поможет учащимся выбрать модель, соответствующую требованиям моды, возрасту заказчика.

Овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями в области дизайна одежды будет способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и умению красиво одеваться. На основе изученных источников специальной и методической литературы было выяснено, что на уроках технологии по обработке ткани необходимо уделять особое внимание вопросам художественного оформления одежды, что, несомненно, будет способствовать воспитанию художественного вкуса учащихся.


                                                Литература

        1.Амирова Э.К.,аккулин О.В. Изготовление специальной и спортивной одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2000.

2.Бабина Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда: «Школа и производство» 200 №1 Издательство – « Школа-Пресс»

3.Бобунова И.В. Технология 6 класс (для девочек) Поурочные планы по учебнику «Технология 6 класс для девочек» под редакцией В.Д. Симоненко 2004г.

4.Бобунова И.В. Технология 5класс Поурочные планы по учебнику Ю.В Крупской, Н.И. Кузевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко, (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер).

5.Воронин М.Л. Конструирование и изготовление мужской верхней одежды беспримерочным методом. – Киев: Техника, 2001

6.Единый метод конструирования женской одежды изготовляемой по индивидуальным заказам населения. – М.: ЦБНТИ, 2000

7. Екшурская Т.Н, Юдина Е.Н.,. Белова И.А. Модное платье, конструирование, технология пошива, отделка.– М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

8. Ерзенкова Н.В. 200 моделей юбок. – Мн.: «Современ. Слово», 2003.

9. Жолобчук В.В. Одежда для полных. Учебник для студ.учреждений среднего проф.образования / Э.К. Амирова, О.В. аккулин, Д.С. аккулин, А.Т. Труханова, - М.: Мастерство: высшая школа, 2001.

10. Жолобчук В.В Модные костюмы. Деловые и праздничные – М.: ООО «ТД» Издательство Мир Книги», - 2005

11. Миргородская Е.А. Секреты шитья. Сложные операции. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

12.Основы конструирования одежды / Е.Б. Коблякова, А.В. Савоститский, Г.С. Ивлева и др. – М., 2002

        13. Солнцева А.В. Азбука шитья. От простого к сложному. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

14. Куликова А.Г. Школа шитья. Уроки мастерства. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

15. Калинина Е. Шитье. От юбки до жакета – М.: Лабиринт Пресс, 2003 (серия «Золотая коллекция»).

16. Топоровская Н.А. Повседневная одежда. Моделирование. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

17. Топоровская Н.А. Женская одежда. Моделирование. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

18. Технология 5 класса. Тетрадь творческих работ (вариант для девочек) Под Редакцией И.А. Сасовой М.: Издательство центр «Весна – Граф», 2003

19. Шудрук О.В. Брюки. Лучшие модели. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

20.Шершнева Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и не типовые фигуры. – М.: Легкая индустрия, 2000.

  21.Программа по технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

Развития художественно-эстетической одаренности детей, учителями ШМО технологии, эстетического цикла.

    Программа  разработанас учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и являтся основой...

«Формирование и развитие художественно-эстетических компетенций школьников на уроках музыки»

Рассмотрение урока музыки как средства развития формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников. Презентация форм, методов и технологий, направленных на развитие ху...

Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию

Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...