Проект для девочек "Уран тарбах"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Технические приемы исполнения шитья и вышивальное искусство у якутов основывались на многовековых художественных традициях. Качество выполнения технических приемов ручной обработки, основанное на веками сложившихся навыках, обеспечивало долговечность вещи. Оно достигалось невероятным мастерством, терпением и усидчивостью мастериц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uran_tarbah_2010.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Министерства образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»

МОУ Кюкяйская средняя общеобразовательная школа имени А.К.Акимова

Кружок «Уран Тарбах»

в обучении детей народно-прикладному искусству

                Выполнила учитель

 технологии МОУ «Кюкяйская             средняя общеобразовательная

      школа имени А.К.Акимова»

Харитонова Сардана                  Альбертовна

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технические приемы исполнения шитья и вышивальное искусство у якутов основывались на многовековых художественных традициях. Качество выполнения технических приемов ручной обработки, основанное на веками сложившихся навыках, обеспечивало долговечность вещи. Оно достигалось невероятным мастерством, терпением и усидчивостью мастериц.

Изучение художественных традиций представляется весьма важным для настоящего времени, поскольку возрождение интереса к традиционной культуре народа, связанное с глубинными восстановительными процессами в национальном самосознании, обуславливает постепенный поворот к традиционным рукотворным ремеслам и видам деятельности.

Вместе с тем в современном постиндустриальном мире остается все меньше места для подлинно фольклорной культуры. Однако на протяжении всей истории человечества ответы на вопросы о смысле жизни, существования самого человека на уровне обыденного сознания принято было искать в народной мудрости – фольклоре. В широком понимании «фольклор» - это не только устное народное творчество, а в трактовке уже современных исследователей и целостная система народной художественной культуры, состоящая из главных подсистем – «мусической» и «пластической» (М.С.Каган), которые не просто сосуществуют, но и опосредуют друг друга и взаимодействуют. При таком разграничении народное прикладное искусство уже относится к «пластическому фольклору» (И.Е.Фадеева), обе формы творчества связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, так как вытекают из целостности и синкретизма первобытной культуры.  

 Памятники материальной и духовной культуры и произведения народного прикладного искусства взаимосвязаны. Нередко в фольклорных произведениях: в легендах и преданиях, олонхо, в сказках, песнях, включенных в разные издания, очень ярко обрисовывается одежда того или иного героя или героини. В исторических источниках отражается социально-сословная дифференциация одежды по материалам изготовления.

Актуальность: 

В образовательной системе нашей республики педагоги, работающие в подготовке учащихся к трудовой деятельности (в образовательной области «Технология» по программе «Сатабыл», в области дополнительного образования по различным видам традиционного прикладного творчества), уже давно используют в своей педагогической практике этнопедагогические основы текстов эпоса олонхо. Это доказывают, представленные творческие работы самих учащихся, ежегодно выставляющиеся в республиканских и зональных выставках декоративно-прикладного творчества.

В последние годы наметился интерес к женским рукоделиям – шитью национальной вышивке, низанию бисером, плетению из конского волоса, лоскутной технике и др. В этой ситуации изучение технологии традиционного шитья и вышивки является очень своевременным, актуальным и перспективным.  

Гипотеза:

Воспитания детей в духе народной эстетики, искусства и фольклора, имеет огромные воспитательные функции. Так, как оно способствует повышать у детей чувства самостоятельности, ответственности за дальнейшие сохранение и развитие этнокультурных традиций своего народа.

Цель исследования:    

     Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям народа, освоение традиционной технологии в процессе создания изделий.

        Задачи:

        -тяготение к моральному совершенствованию;

-развитие интереса к народно-прикладному искусству;

-развитие фантазии в искусстве и произведении;

-формирование умений и навыков по национальному шитью и вышивке;

-воспитание чувства любви и уважения к родине, истории и культуре подрастающего поколения;

-выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;

Методы исследования:

- изучение истории, исследование творчества наших предков;

-обучение к технологии ручной обработки традиционного материала;

-обучение к технологии традиционного национального шитья и вышивке, к декоративно-прикладным  приемам работы;

-обучение к технологии плетения из конского волоса;

-организация общешкольных выставок, мастер-классов, участие в улусных и зональных выставках;

-участие в научно-практических конференциях;

-распространение опыта работы.

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования:

Создание организационно-педагогических условий.

Новизна исследования:

Применение теории на практике, индивидуальная работа обучающимся.

        Программа обучения  составляется  по многомерным образовательным пространствам, как:

использую

применяю

исследую

нахожу

ищу

хочу

творю

«Сатабыл»

 

Якутский фольклор в программе «Уран Тарбах».

Изучив программу «Сатабыл» в Кюкяйской средней общеобразовательной школе имени А.К.Акимова с 2007-2008 учебного года работал кружок прикладного искусства для девочек в духе народной эстетики как «Олонхо в прикладном искусстве». Исходя из этого мы сделали программу обучения технологии «Уран Тарбах».

Основная тема программы «Уран тарбах» это – фольклор.         

В педагогической науке давно известно, что в систему воспитания подрастающего поколения в духе народной эстетики и народного искусства непосредственно входят принципы тесного приобщения школьников к устному фольклору. Формирование у школьников этнического мировоззрения и миросозерцания различными жанрами устного народного творчества, в частности олонхо, уникальной частью культурного наследия, к тому же имеет огромные воспитательные функции и способствует повышению у детей чувства ответственности за дальнейшие сохранение и развитие этнокультурных традиций своего народа.

        Наряду системой воспитания в духе народной эстетики и народного искусства, мы стараемся детям тяготить к моральному совершенствованию. Этика в этом плане необходима каждому человеку (ученику). Оно укрепляет нравственного человека, помогая ему еще ясней формулировать нормы поведения, находить правильные решения в различных жизненных ситуациях, быть строгим и критичным в самооценках. Следует подчеркнуть: то, что выработано опытом жизни, становится привычкой, натурой человека. Этика – верная союзница того, кто тянется  к высокому и прекрасному и жаждет делать добрые поступки.

        В наше время отмечается возрастание нравственных начал в жизнедеятельности людей. Об этом говорят происходящие в общественной жизни процессы, которые так или иначе задевают перспективы духовного развития человека, касаются смысла его жизни и счастья. Эти процессы тесно связаны с проблемами современности, как глобальными, так и отечественными.

        У человека, как известно, две главные связи:

        а) с природой. Без нее невозможно существование человеческого организма;

        б) с обществом. Без нее невозможно существование человека как личности.

Эти две связи тесно переплетены между собой и составляют сущность этики, т.е. науки о практическом поведении человека в обществе и природе.

Обучение к художественным традициям якутов помогает раскрытию творческих возможностей учащихся, вести практическую подготовку их к трудовой деятельности, способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора.

Программа «Уран Тарбах» предусматривает следующие направления:

Устное народное творчество является неотъемлемой частью многовековой якутской культуры. Олонхо богат и многообразен по жанровому составу.

На протяжении веков при отсутствии письменности традиционный фольклор был важнейшей и почти единственной формой духовной жизни народа, отражающей мировоззрение, взгляды на природу и человеческое общество, основным средством просвещения и воспитания детей. Благодаря своей синкретической сущности устная поэзия сопровождала человека в семейной и общественной жизни, в труде и во время праздников, в радости и горе.

В жанровой системе якутского фольклора центральное место занимает олонхо. Олонхо – это и общее обозначение якутского героического эпоса, и название отдельных сказаний, например «Дыырай Бэргэн», «Эр Соготох», «Нюргун Боотур», «Кыыс Нюргун» и др. Они представляют собой стихотворные произведения от 6 до 20, в отдельных случаях до 3-40 тыс. строк.

Олонхо – вершина развития якутской устной поэзии, в нем синтезировано все лучшее, что было достигнуто духовной культурой якутов. Первый исследователь и собиратель якутского фольклора И.А.Худяков, подчеркивая огромное значение эпоса в духовной жизни народа, назвал олонхо «главным родом поэзии, главным средством просвещения».

Как жанр устно-поэтического творчества олонхо объединяет более или менее однородные сказания, имеющие общую идейно-эстетическую систему, устойчивую сюжетно-композиционную структуру и традиционных персонажей. Якутский эпос глубоко связан с мифологией и насыщен мифологическими представлениями и образами. Его отличают также специфические условия бытования и особый тип сказительского исполнения.

Обычно сказание открывается зачином, в котором сообщается время описываемых событий. Это особое эпическое время «бранных лет», «ратных подвигов». В зачине также говорится, что до «бранных лет» были времена, когда еще «якуты не появились», времена сотворения трех мифологических миров, средний из которых предназначен для человеческого рода, эпического племени людей айыы аймага. Ему покровительствуют добрые божества айыы, живущие в Верхнем мире, и духи-хозяева – иччи, обитающие в Среднем мире. Во вступительной части с особой любовью описывается страна героя, представленная и как весь Средний мир, и как его часть, именуемая Сибиир (земля Сибиир), и как обыкновенный алаас – удобное в хозяйственном отношении угодье, место поселения якутов. Так, с самого начала в содержании олонхо переплетаются мифологическое с реальным, а макрокосм эпического мира неотделим от микрокосма создателей олонхо.

Вступительная часть служит экспозицией для развертывания сюжета, и, кроме страны героя, в ней описывается внешний облик богатыря. И жилище и усадьба, имущество и богатство, его образ жизни. Большое место в описании занимает священное дерево Аал Кудук мас, олицетворяющее все светлые начала Среднего мира, «символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета в ней».

Олонхо присущи три основных сюжетно-композиционных компонента: 1) завязка, которая содержит первопричину конфликтной ситуации сказания; 2) кульминация, когда сюжетное движение достигает апогея в сценах единоборства героя с его главным противником; 3) развязка – традиционное завершение всех событий победой светлых сил и установлением мирной, созидательной жизни для продолжения рода ураангхай саха.  

А в сюжетном составе якутского героического эпоса выделяются тоже три группы сказаний: 1) о заселении Среднего мира айыы аймага; 2) о родоначальниках ураангхай саха; о защитниках племен айыы аймага и ураангхай саха.

К первой группе олонхо относятся сказания об отверженных потомках божеств айыы, изгнанных из Верхнего мира и поселенных в Среднем мире. В этих сказаниях еще слабо отражается этническое самосознание якутов и почти отсутствует классический для богатырского эпоса мотив героического сватовства. К этой же группе примыкают олонхо о девах-богатырках, первых людях Среднего мира, появившихся одновременно с возникновением эпической страны.

Вторую группу олонхо составляют сказания о героях-первопредках Средней земли, которые после трудной и упорной борьбы с силами зла становятся родоначальниками племени ураангхай саха. Главный герой многих сказаний названной группы носит имя Эр Соготох (Муж Одинокий). В содержании этих олонхо раскрывается значение имени героя с постоянным для него эпитетом «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо «Эр Соготох», одинокий и не знающий о своем происхождении, вдруг начинает тяготиться своим одиночеством и, обратившись к духу-хозяйке (иччи), обитающей в священном дереве, узнает о своем божественном происхождении и о высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай Саха. Герой отправляется за суженой и после многих испытаний и подвигов возвращается в свою страну с добытой в героическом сватовстве женой. Эр Соготох и приведенные его женой люди становятся первопредками племени ураангхай саха.

В олонхо о родоначальниках преобладает темы героического сватовства, устройства семьи и заботы о продолжении рода. Однако следует учесть, что в этих сказаниях находят отражение более широкие и сложные общественные связи между вступающими в родство представителями родоплеменных образований, между отцом и сыном, матерью и детьми и т.п. Все эти взаимоотношения персонажей обусловлены сознанием их принадлежности к союзу племен айыы аймага и подчинены главным идеям олонхо: обеспечению благополучной судьбы племени ураангхай саха, устранению конфликта внутри племени и устройству мирной жизни.

Третью группу олонхо объединяют тема защиты племени айыы аймага от агрессивных абаасы, злых существ Нижнего и Верхнего миров. В некоторых сказаниях богатыри-защитники назначаются божествами, и они по просьбе подвергшихся нападению жителей Среднего мира спускаются с неба. В других олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира.

Следует сказать, что не каждое сказание в жанре олонхо можно отнести к той или иной группе. Во многих произведениях указанные темы и мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

В олонхо, повествующих о подвигах богатырей двух или трех поколений, сюжетно-композиционная структура подчиняется общей идейно-тематической схеме, раскрываемой в системе образов: самый первый человек Среднего мира – родоначальник – защитник племени.

Наши достижения на улусной выставке прикладного творчества «Радуга Севера» (20 марта 2008 г.):

Ф.И. ученицы

кл

вид работы

награда

1

Спиридонова Сардана

Петрова Сардана

5

Вязание крючком

«Туhулгэ»

Грамота

сертификат

2

3

Федорова Анжелика

7

Вышивка «Дьоhогой Айыы»

Сертификат

4

Макарова Айыына

8

Вышивка «Иэйэхсит»

Сертификат

5

Фефелова Катя

8

Вышивка «Байанай Айыы»

Сертификат

6

Колесова Таня

9

Вышивка «Урун Айыы Тойон»

Сертификат

7

Львова Оля

9

Вышивка «Ньургун Боотур»

Сертификат

8

Саввинова Аня

9

Вышивка «Айыысыт»

Сертификат

9

Саввинова Яна

9

Вышивка «Хотой Айыы»

Сертификат

10

Прокопьева Вика

10

Вышивка «Туйаарыма Куо»

сертификат

11

Харитонова Мария

11

Вышивка:

1. «Ньургун Боотур уонна Кыыс Ньургун»;

2. «Саха Саарын уонна Сабыйа Баай Хотун».

Плетение из конских волос:

1. «Коврик»

Грамота

Грамота

Сертификат,

Сертификат –респуб.выставки (27-28 марта).

12

Коллективная работа

8

«Коврик»

Сертификат

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Путь к возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры любого народа начинается с изучения традиционного искусства, являющегося своеобразным художественным индикатором родовой сущности этноса. Традиционное декоративно-прикладное искусство, как часть материальной и духовной культуры, наиболее ярко отражает образ жизни и нравственные идеалы народов. В основе его лежит стихийное начало, когда человек создает вещи, одежду и по жизненной необходимости, т.е. утилитарность выступает как первопричина возникновения мира вещей. Наряду с этим эмоциональная реакция на окружающий мир рождает чувство красоты, дает импульс художественному творчеству.

Ожидаемые результаты освоения программы «Уран Тарбах»:

1. Создание благоприятных условий для творческой деятельности, освоения новых форм развития культуры.

2. Самоопределение подрастающего поколения в современной социокультурной среде.

3. Сохранение самобытности художественного национального творчества Саха.

4. Рост качества образовательных услуг.

5. Повышение национального самосознания и чувства патриотизма.

6. Формирование через философию олонхо творчески свободной личности, открытой к поликультурному общению.

7. Повышение чувства слова через художественно-изобразительные средства олонхо.

        Цель кружка:

-сохранение и повышение воспитательного потенциала национальной культуры и искусства, духовно-нравственных ценностей в формировании патриотизма;

        Задачи:

        -ознакомление учащихся с видами якутской национальной вышивки;

        -приобщение к народно-прикладному искусству;

-развитие интереса к прикладному искусству;

-развитие умений и навыков по национальному шитью и вышивке;

-воспитание чувства любви и уважения к родине, истории и культуре подрастающего поколения;

-выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;

Список девочек

Фамилия имя

класс

1

Васильева Алена

5

2

Федорова Дайаана

3

Герасимова Аэлита

4

Харитонова Лиза

5

Данилова Карина

6

6

Филиппова Наташа

7

Пермякова Катя

8

Сидорова Дайаана

9

Петрова Сардана

7

10

Спиридонова Сардана

11

Кузнецова Алена

12

Лукина Вика

13

Егорова Лена

8

14

Муза

8

15

Тимофеева Аэлита

9

16

Федорова Анжелика

9

17

Пермякова Марианна

10

18

Макарова Айыына

19

Кривошапкина Куннэй

20

Фефелова Катя

21

Любянская Юля

22

Колесова Таня

11

23

Саввинова Аня

24

Савинова Яна

25

Львова Оля

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

 коллективной работы на тему «ОЛОНХО»

Тема работы выбрана по героическим эпосам олонхо как, «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Ньургун Боотур Стремительный), «Кулан Кыыртай Бухатыыр».

Из героев эпоса олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» выполнены следующие работы:

  1. «Урун Аар Тойон» - работа Львовой Оли 11 кл;
  2. «Ньургун Боотур» - работа Львовой Оли 11 кл;
  3.  «Туйаарыма Куо» - работа Львовой Оли 11 кл;
  4. «Кун Дьирибинэ» - работа Львовой Оли 11 кл;
  5. «Ньургун Боотур уонна Кыыс Ньургун» - работа Колесовой Тани 11 кл;
  6. «Абааhы Бухатыыра» - работа Колесовой Тани 11 кл;
  7. «Саха Саарын Тойон уонна Сабыйа Баай Хотун» - работа Макаровой Айыыны 10 кл;
  8. «Саха Саарын Тойон, Сабыйа Баай Хотун» - работа Макаровой Айыыны 10 кл;

Из героев эпоса «Кулан Кыыртай Бухатыыр» выполнены следующие

работы:

  1. «Куллустай Бэргэн» - работа Пермяковой Марианны 10 кл;
  2. «Кулан Кыыртай Бухатыыр» - работа Саввиновой Вилюяны 11 кл;
  3. «Уруу» - работа Саввиновой Ани 11 кл;
  4. «Орто Дойду» - работа Любянской Юли 10 кл.

Технология шитья

Работа выполнена по вышивальной технике – тамбурным швом.

        Материалы изготовления: сукно черного, красного, зеленого цвета. Так как эти цвета по цветовой символике традиционной культуры якутов  имели  особое культовое значение. Выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным.

        Семантика красного цвета, олицетворяет материнскую душу – “ийэ-кут” (хаан кыhыл, уот кыhыл) ассоциировался с женской природой, давал ощущение близкого, родного, но в то же время использовался как отпугивающий демонов-абаасы, т.е. имел апотропеистическую функцию.  

        Черный цвет в понятии якутов символизировал цвет земли-матушки и олицетворял “буор кут” (землю-душу).

        Зеленый цвет связан с окружающей средой: “мутукча күөҕэ”, “от күөҕэ” – цвет травы, зелени, процветание, возрождение силы природы и является символом молодости.

        Панно окаймлена по правилам технологии «куруелээhин» (ограда), «харысхал» (защита).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План ПД "Уран тарбах"

-ознакомление учащихся с видами якутской национальной вышивки; -приобщение к народно-прикладному искусству; -развитие интереса к прикладному искусству; -развитие умений и навыков по национальному ш...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...