Информационно-технологическая культура учителя
статья по технологии по теме

Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionno-tehnologicheskaya_kultura..doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии

Герасимова И.А., учитель технологии

МОУ ООШ№5 г.Петровска

Переход общества на информационно-технологическую стадию влечет радикальное преобразование социокультурного пространства,  формирование информационно—технологической  культуры учителя и ученика – культуры,  которая преобразовывает деятельность человека, учит использовать современные информационные и прочие наукоемкие технологии. Уровень информационно--технологической культуры личности как части общей культуры выступает определяющим фактором дальнейшего культурно-технологического развития общества.

Для раскрытия организационных и содержательно методических сторон формирования информационно-технологической культуры на уроках технологии особый интерес представляют работы П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш, Ю.Л. Хотунцева, В.П. Овечкина, В.Е. Медведева, Р.М. Чудинского, М.М. Левиной, И.Ф. Исаева, И.Л. Яцуковой.

В своей работе при определении подходов и путей формирования информационно-технологической культуры обучающихся опираюсь на мнение В.Д. Симоненко о том, что «информационно-технологическая культура – это высокий уровень развития личности и соответствующая ему способность вести эффективную и целесообразную преобразовательную деятельность с применением новейших технологий на благо человеку и техносферы в целом».

Необходимость формирования информационно-технологической культуры обучающихся обусловлена наличием ряда противоречий:

  1. между возрастанием темпов экономического и культурно технологического развития и медленными темпами адаптации образования к происшедшим и происходящим в обществе переменам;
  2. между потребностями современного человека в высоком уровне информационно-технологической культуры, являющейся условием успешной жизнедеятельности в разных сферах бытия, и наличием низкого уровня такой культуры у большинства людей;
  3. между уровнем современной информационно-технологической подготовки обучающихся  и задачами их технологического образования,
  4. между возрастающими требованиями общества к выпускникам и неадекватностью методов, форм и средств формирования его информационно-технологической культуры, не обеспечивающих ее допустимый уровень.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта использования различных педагогических технологий можно сделать вывод о том, что наиболее результативными из них являются такие, как модульные, технология проблемного обучения, интерактивные, технологии проектного обучения, информационные технологии обучения и другие с учетом идей продуктивного обучения.

Продуктивное обучение получило широкое применение на Западе и пришлое в Россию в начале 90-х годов XX в. Основоположниками продуктивного обучения являются зарубежные ученые-педагоги И. Бем, Д. Дьюи, В. Лай, С, Френе, Й. Шнайдер и др. В нашей стране идеи продуктивного обучения встречаются у Л.Н. Толстого, в трудовых школах П.П. Блонского, С И Гессена, А.С. Макаренко, С Т Шацкого и др. В рамках этой системы работают Институты продуктивного обучения в Санкт-Петербурге, а также Германии, Испании, Венгрии и других стран.

Цель проекта – внедрение в учебно-воспитательный процесс продуктивной технологии, позволяющей организовать учебный процесс с учетом ориентации на личность ученика, его интересы и способности и способствующей формированию информационно-технологической культуры.

Срок реализации проекта – 4 года.

Этапы реализации инновационного проекта

2009-2010

Диагностический этап

изучение концептуальных основ формирования информационно-технологической  культуры личности, социального заказа по формированию информационно -технологической  культуры личности; разработка диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности информационно -технологической  культуры обучающихся.

2010-2011

Организационный этап

подготовка научно-методического обеспечения реализации проекта; обработка первичной диагностики по выявлению уровня сформированности информационно -технологической  культуры обучающихся.

2011-2012

Практический этап

внедрение педагогической модели и технологии формирования информационно-технологической  культуры обучающихся ; разработка и публикация учебно-методических материалов, способствующих формированию информационно-технологической  культуры обучающихся с использованием ИКТ

2012-2013

Обобщающий этап

обработка полученных данных,  получение выводов, выявление динамики развития уровня сформированности информационно-технологической культуры обучающихся; описание комплекса путей и средств формирования информационно -технологической  культуры обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  1. ориентация обучающихся на настоящее и будущее через решение продуктивных и творческих задач;
  2. развитие информационно-технологического мышления как составляющей общего мышления;
  3. формирование профессионально важных информационно-технологических умений и навыков;
  4. воспитание личностных, культурно технологических и профессиональных качеств учеников;
  5. закрепление информационно-технологических знаний обучающихся.

Способы решения и реализация плана действий:

Процесс обучения, ориентированный на формирование информационно-технологической культуры обучающихся, в рамках продуктивного обучения строится с учетом следующих принципов:

  1. Принцип проблемности
  2. Принцип направленности на открытие новых знаний
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  4. Принцип оптимального развития различных видов мыслительной деятельности

При анализе психологической и методической литературы по проблеме реализации продуктивного обучения был отобран ряд наиболее оптимальных форм обучения, способствующих эффективному формированию информационно-технологической культуры обучающегося.

Таблица 1. Методы формирования информационно-технологической культуры обучающихся в контексте продуктивного образования.

Компонент

информационно-технологической культуры

Методы, направленные на формирование данного компонента

информационно-технологические знания

Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с источниками информации, проблемный метод и его разновидности, проектный метод, круглый стол

информационно-технологические качества и ценности

Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, метод примера и рефлексия

информационно-технологические умения

Упражнения, приучение, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, деловые игры, метод компьютерной поддержки, игровое проектирование индивидуального технологического процесса, кружковая работа

информационно-технологические мышление и мировоззрение

Олимпиады, конкурсы, соревнования, познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие

Построение процесса обучения на уроках технологии с использованием форм и методов продуктивного обучения действительно способствует повышению уровня информационно-технологической культуры обучающихся, о чем свидетельствуют полученные результаты

- способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда

- формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностей ориетаций

- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Алгебра высказываний» в 10 классе информационно-технологического профиля

Цели урока: 1. Образовательные ·Получить представление об алгебре высказываний. Введение понятия сложного высказывания. Познакомить учащихся с основными логическими операциями. Построение табли...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 11 информационно - технологического класса

Рабочая  программа  по  английскому  языку  составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерно...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10 информационно - технологического класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по  английскому  языку  составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по курсу «Деловой английский» для учащихся 10 информационно - технологического класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по  курсу «Деловой английский» составлена  на  основе федерального компонента государственного стандарта основного общего об...

Пути формирования информационно-технологической культуры

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и ко...

Информационно-технологическое обеспечение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Презентация на тему "Организация и проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования". Информация для учащихся и родителей....

«Управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя»-2016г

Управленческая культура педагога - есть целостное личностное образование, комплекс свойств личности, мера и способ ее творческой реализации, способности осуществлять деятельность по педагогическому уп...