Черчение и основы проектирования
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Тазетдинов Шамиль Хасиятуллович

В  основу  данной  работы  возложена   идея    развития   творческих   способностей  личности. В   9-м  классе  учащиеся   уже    знают   и  умеют   выполнять   основные   технологические   операции.   Это – самый   подходящий   возраст   для   испытания   своих   сил   в   области   проектирования.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_i_osnovy_proektirovaniya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Стародрожжановская   средняя  общеобразовательная

 школа   №1»

Дрожжановского  муниципального района   Республики   Татарстан

ЧЕРЧЕНИЕ   И   ОСНОВЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

  1. класс

Элективный    курс   по   технологии        

Составил   учитель   технологии   Тазетдинов   Ш.  Х.

Пояснительная   записка

        Настоящая   программа    представляет    собой    интегрированный    курс

двух    разделов   образовательной   области   «Технология»    –    «Черчение»   и

 «Проект».

        Программа   рассчитана   на   34   часа   (12   часов   –   теория,   22   часа –

практика   и   выполнение   проектов).

        Необходимость   разработки   данной   программы   появилась   по     следующим   причинам:

  1. трудность     усвоения    курса    черчения    в    школе    из-за    отсутствия

реального   интереса   к   нему,

  1. ограниченность   области   применения   проектного    метода     обучения

в   технологии    из-за   недостаточных   знаний   и   умений   по   черчению.

        Эта   программа   в   какой-то    мере    позволяет    решить    проблемы    в

изучении   технологии,   связанные   с   вышеуказанными   причинами.  

Во-первых  опытными   учителями   уже   доказано,   что   заинтересовать   учащихся черчением   можно   при   условии,   если   они   убедятся   в   пригодности    получаемых  ими   знаний   и   умений   в   решении   конкретных   проблем   в  повседневной    жизни.   Во-вторых,   включая   в   программу   несколько  тем   по   черчению,   которые   в   базовой   программе    рассмотрены    только    вскользь, мы     расширим   область   применения   проектного   метода   обучения.  А  это в   свою   очередь  даст   возможность   учащимся   чувствовать   уверенность   в   себе   и     придумать   новые   графически    выраженные   творческие   идеи.

  1.         В  основу  данной  работы  возложена   идея    развития   творческих   способностей  личности. В   9-м  классе  учащиеся   уже    знают   и  умеют   выполнять   основные   технологические   операции.   Это – самый   подходящий   возраст   для   испытания   своих   сил   в   области   проектирования.  

        Программа   сориентирована   на   развитие   таких   личностных   качеств

и   способностей     обучающихся,   как:

  1. усидчивость;
  2. аккуратность;
  3. работоспособность;
  4. внимательность;
  5. стремление   создать   новое,   полезное   для   себя   и   других.

При  обучении    данной   программы    предполагается     сформировать  

у   школьников   следующие   знания,   умения   и   навыки.

        Учащиеся   должны   знать:

  1. правила   оформления   чертежей;
  2. приемы   работы   чертежными   инструментами;
  3. способы   построения   эскизов;
  4. основы   проецирования;
  5. способы    построения    разверток,    усеченных    под    разными    углами

геометрических   тел   вращения;

  1. способы   деления   окружности   на   равные   части;
  2. основные   компоненты   проектов.

Учащиеся   должны   уметь:

  1. анализировать   форму   предмета   по   чертежу;
  2. сделать   эскизы   различных   изделий,   используя  проекции   и   перспективы;
  1. построить   развертки;
  2. выражать   средствами   графики   свои   идеи   и   намерения;
  3. построить   орнаменты   способом   деления   окружности   на   равные   части;
  4. выполнять   творческие   проекты   и   защищать   их   перед   другими.

Вышеперечисленные  знания,   умения   и   навыки   учащихся, получаемые   во   время   обучения   по   данной   программе   должны   применяться   во время   выполнения   проектов,  тем   самым   развивая   ценностные   установки и  творческие   способности    школьников,   формируя   мировоззрение   и   технико-технологическую   картину   мира.

        Основные   типы   деятельности,    которых    будут    осваивать    ученики

и   способы   их   обеспечения    можно   показать   в   форме   таблицы:

              Типы   деятельности

               Способы   обеспечения

Поисковый   (исследовательский,  проблемный)

 Коммуникативный  (дискуссионный)

Творческий

Поиск   наилучших   идей,   решение

возникающих   при   работе  над  про-

ектами   проблем

Мозговой   штурм,   игра-КВН  и т.д.

 Конкурсы   «Автор  лучшей  идеи»,

«Лучший  моделист»  и  т.д.

        Для   учащихся   курс   завершается   защитой   двух   проектов,   которые

выполняются   во   время   обучения.   Темы   проектов   выбираются   самостоятельно,   учитывая   интересы   и  уровень   интеллектуального   развития     учащихся.

        

Тематический   план

                           

                                  Тема

Теория

(ч)

Практика

(ч)

I

          Эскизы   и   проектирование

6

11

1

Создание   эскизов   в   косоугольной   проекции

1

2

Пострение   обьемных   фигур   с   использованием   косоугольной   проекции

1

3

Выбор   и   обоснование   проекта

1

4

Выдвижение   идей,   используя   косоугольную   проекцию

1

5

Трехмерные   эскизы   в   изометрической

проекции

1

6

Выбор   наилучшей   идеи   и   построение

эскиза   проектируемого   объекта   в   изометрической   проекции

1

7

Выбор   наилучшей   идеи   и   построение

эскиза   проектируемого   объекта   в   изометрической   проекции

1

8

Трехмерные   эскизы   с   использованием

перспективы   из   одной   точки  

1

9

Выполнение   эскиза  проектируемого   обьекта   с   использованием   перспективы   из  одной   точки

1

10

Трехмерные    эскизы      с     использованием

перспективы   из   двух   точек  

1

11

Выполнение   эскиза   проектируемого  объекта     с    использованием      перспективы    из

двух   точек

1

12

Изображение   окружности   с   использованием   перспективы    из   двух  точек

1

13

Выполнение   эскизов   цилиндра   и  конуса

с  использованием   перспективы   из   двух

точек

1

14

Изображения   сложных   объектов

1

15

Выполнение   изображений   сложных   объектов

1

16

Работа   над   проектами

1

17

Защита   проектных   работ

1

II

Развертки  геометрических  тел   вращения   и   выполнение  проектов

6

11

18

Построение   орнаментов   способом   деления окружности на равные части

1

19

Развертка  цилиндра

1

20

Выбор  и  обоснование   проекта

1

21

Развертка   усеченного   цилиндра

1

22

Выдвижение   идей

1

23

Выбор   наилучшей   идеи

1

24

Развертка конуса

1

25

Развертка   усеченного   конуса

1

26

Работа над проектом

3

27

Развертка   шара

1

28

Урок-игра   КВН

1

29

Работа над проектом

1

30

Защита   проекта

1

31

Подведение   итогов

1

Использованная   литература

        

        1.  Павлова  М.Б.,   Питт  Дж.,  Гуревич   М.И.,   Сасова  И.А.  Метод  про-

ектов  в   технологическом   образовании   школьников:  Пособие  для   учителя/

Под  ред.  И.А.  Сасовой. – М.:   Вентана   Граф,   2003.

        2.  Сиденко  А.  Как   стать   автором   педагогической   разработки,   про-

граммы,   доклада   на   педсовете //  Сельская   школа. – 2005. – № 4.

        3.  Ельников  Д.П.   Развертки   изделий   из   тонколистового   металла //

Школа   и  производство.  – 1999.  – № 4.

        4. Ботвинников   А.Д.,  Виноградов  В.Н.,   Вышнепольский   И.С.   Черче-

ние:  Учебник.  – М.:  Просвещение,  1997.

        5. Рузиев  Э.И.  Обучение     геометрическим    построениям  //   Школа   и

производство. – 2001.  №  4.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....

Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"

Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа. Урок по изобразительному искусству для 8 класса. План-конспект и презентация....

Обучение школьников черчению и основам графики на уроках технологии

В статье представлен опыт работы обучения учащихся  черчению и основам графики на уроках технического труда.Умение применять на практике знания основ черчения и графики позволяет обеспечить преем...

Программа основного общего образования «Архитектурное черчение с элементами проектирования и моделирования»

Данный курс предназначен для обучения учащихся, утвердившихся в выборе специально­сти архитектора, строителя, дизайнера, инженера, кон­структора, топографа, геолога и других профессий, требо...