Главные вкладки

    План-конспект урока по технологии (5 класс) по теме:
    Культура поведения за столом. Сервировка стола

    Конспект урока по технологии в 5 классе "Культура поведения за столом. Сервировка стола"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по технологии в 5 классе

    «Культура поведения за столом. Сервировка стола»

    Цели урока: совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к предмету.

    Наглядные пособия: презентация.

    Межпредметные связи: история, литература, культура общения.

    Метод обучения: рассказ, беседа.

    Тип урока: урок-игра.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие, проверка наличия учащихся

    II. Лекция учителя с элементами беседы.

    1. Культура поведения за столом.

    Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

    Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее – из большого общего котла брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

    Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой, и на древних викингов не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится слышать замечания: «Убери локти со стола!», «Возьми правильно нож!», «Доешь все, что на тарелке!»

    Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

    Сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

    1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рабья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

    Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это не делалось, недопустимо.

    2.Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось непоправимое. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

    Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие.

    3. Прозвенел звонок и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки – Фу! – вдруг, громко говорит мальчик. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду.

    Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

    4. Можно ли разговаривать за столом?

    Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори. и лишь после этого принимайся за следующий кусок.

    5. Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

    Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом!

     (Ответы детей учитель комментирует, направляет, добавляет)

    Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, которые в заключении нашего обсуждения мы сейчас и послушаем.

    Коли друг на день рождения

    Пригласил тебя к себе,

    Ты оставь подарок дома,

    Пригодиться самому.

    Сесть старайся рядом с тортом.

    В разговоры не вступай:

    Ты во время разговора

    Вдвое меньше съешь конфет,

    Выбирай куски поменьше,

    Чтоб быстрее проглотить.

    Не хватай салат руками,

    Ложкой больше зачерпнешь,

    Коли вдруг дадут орехи,

    Сыпь их бережно в карман,

    Но не прячь туда варенье –

    Трудно будет вынимать.

    Если руки за обедом

    Вы испачкали салатом

    И стесняетесь о скатерть

    Пальцы вытереть свои,

    Опустите незаметно

    Их под стол, и там спокойно

    Вытирайте ваши руки

    Об соседские штаны.

    Если вас зовут обедать,

    Гордо прячьтесь под диван

    Если все-таки достанут

    И за стол посадят вас,

    Опрокидывайте чашку,

    Выливайте на пол суп,

    Зажимайте рот руками,

    Падайте со стула вниз.

    А котлеты вверх бросайте –

    Пусть прилипнут к потолку.

    Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Давайте сформируем основные Правила поведения за столом (Показать на экране «Правила поведения за столом», раздать уч-ся правила и подклеить их в тетрадь)

    Теперь можно приступить к сервировке стола.

    2. Сервировка стола.

    Великий русский ученый И.П.Павлов говорил, что «нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола. (Презентация. Слайд 1)

    - Что же такое сервировка стола? (Ответы учащихся)

    В тетрадь

    Сервировать стол – значит подготовить его для приема пищи.

    Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.

    Порядок сервировки стола – не прихоть той или хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить сидящих за столом наибольшее удобство.

    - Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, ужину?

    Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

    Кроссворд

    По горизонтали:

    1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены из фарфора, металла и других материалов. (Посуда)

    Историческая справка (слово предоставляется уч-ся)

    3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

    4. Как одним словом можно назвать вилку, нож и ложку? (Прибор)

    Историческая справка (слово предоставляется уч-ся)

    5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка)

    Историческая справка (слово предоставляется уч-ся)

    По вертикали:

    2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее – лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

    Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

    Мы с вами говорили, что в понятие «прибор» входит нож, вилка и ложка, а еще есть основные и вспомогательные приборы. (Слайд 2)

    В тетрадь:

    Основные приборы: прибор закусочный, прибор столовый, прибор рыбный, прибор десертный, чайные и кофейные ложки.

    Вспомогательные приборы: ножи для масла, ложки для раскладки салатов, лопатки для рыбы, икры, кондитерские и другие.

    - Какая посуда необходима для сервировки стола? (Слайд 3,4)

    Для сервировки стола применяются различные блюда на несколько порций для подачи холодных и горячих блюд, салатники, селедочницы, соусники, чайники, кофейники, сливочники, молочники, вазы, супные тарелки (пирожковые, десертные, закусочные, столовые, мелкие и глубокие).

    (Просмотр Презентации. Слайды «Основные параметры сервировки стола», «Варианты сервировки стола», «Использование салфеток» «Варианты складывания салфеток»)

    III. Практическая работа

    Правила складывания салфеток

    IV. Контрольные вопросы.

    - Что входит в понятие «сервировка стола»?

    - Что входит в понятие «прибор»?

    - Что предусматривают правила поведения за столом?

    - Как правильно вести себя за столом?

    V. Домашнее задание.

    Сервировать стол к завтраку.


    МОУ «НОВО-СНОПКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Открытый урок

     по технологии в 5 классе

    на тему: «Культура поведения за столом. Сервировка стола»

    Учитель второй

     квалификационной

     категории:

    Савельева М.Н.

    2011-2012 учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сервировка стола. Культура поведения за столом».

    Урок можно проводить в 5-6 классе, а так же на классных часах....

    Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

    Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

    Конспект урока по СБО: "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом".

    Урок по теме "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом" предоставлено развернутым конспектом, в котором предлагается  закрепить детям материал предыдущих занятий, ...

    Разработка урока по технологии "Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом" 5 класс

    Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить правилам этикета за столом....

    Технология урок в 5 классе Культура поведения за столом. Сервировка стола

    Тема урока: «Культура поведения за столом.Правила сервировки стола к завтраку ». Цели урока: Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Об...

    Сервировка стола. Культура поведения за столом.

    Данная разработка может применяться на уроках технологии....