Исследовательская деятельность обучающегося
статья по технологии по теме

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXIвека становится все более очевидно, что тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Необходимо максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.

Отечественная педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

В рамках создания адаптивной модели идет целенаправленная работа по совершенствованию организации и содержания образовательного процесса. Требуется новый  подход к организации занятий, направленный не только на обучение, но и на развитие учащихся.

При внедрении в учебный план школы образовательной области «Технология» мы обратились к проектной деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Мы отталкивались от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.

Первоначально, при организации проектной деятельности, мы занялись разработкой индивидуальных и групповых проектов на добровольной основе. Но, анализируя эту работу, обратили внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на тот момент составляли около 25% от общего числа учащихся. Мы же хотели охватить как можно большее количество ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность обучающихся как способ самореализации личности одаренных и высокомотивированных детей»

«Задача педагога – постоянно поддерживать

 в ученическом коллективе увлеченность трудом,

зажигать искорки творчества и добиваться,

 чтобы они ярко горели таким огоньком»

В.А.Сухомлинский

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Необходимо максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.

Отечественная педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

В рамках создания адаптивной модели идет целенаправленная работа по совершенствованию организации и содержания образовательного процесса. Требуется новый  подход к организации занятий, направленный не только на обучение, но и на развитие учащихся.

При внедрении в учебный план школы образовательной области «Технология» мы обратились к проектной деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Мы отталкивались от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.

Первоначально, при организации проектной деятельности, мы занялись разработкой индивидуальных и групповых проектов на добровольной основе. Но, анализируя эту работу, обратили внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на тот момент составляли около 25% от общего числа учащихся. Мы же хотели охватить как можно большее количество ребят.

Во-вторых, появилось противоречие между системой взаимоотношений учителя и учащегося на уроках, которые остались традиционными, и проектной деятельностью учащихся, принявшей характер сотрудничества.

Мы активно обсуждали результаты работы школьников на педсоветах, заседаниях методических объединений. Учителя были готовы попробовать распространить метод проектов на уроки. Многие сомневались в успехе данного подхода, потому что не все темы можно изучать таким образом.

Понятно, что участие в такой деятельности потребовало отношения к школьнику как к субъекту образовательного процесса. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнерство. Это происходит не со всеми преподавателями и не сразу и является одной из существенных проблем в организации проектной деятельности. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя – помочь детям в этом.

В ходе экспериментальной работы высветилась еще одна проблема: далеко не все владеют необходимыми навыками проведения исследования. Например, многие не могут четко сформулировать проблему, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и т.д.

Возникла крайняя необходимость в факультативном курсе «Методы научного исследования», формирующим представления о правильной постановке эксперимента, закладывающим основы работы  с научной литературой и статистической обработки экспериментальных данных и т.д. По программе этого курса проходили обучение многие учащиеся школы, занимающиеся исследовательской деятельностью. Такие систематизирующие занятия приносят ученикам несомненную пользу, формируются исследовательские и проектные компетенции.

К формируемым общим компетенциям относятся: 

  1. постоянное отслеживание достижений в различных областях;
  2. умение формулировать проблемные вопросы;
  3. владение навыками ведения индивидуальных учебных исследований и проектов;
  4. умение организовать и участвовать в коллективных учебно-исследовательских проектах;
  5. умение использовать результаты исследований и проектов в практической деятельности;
  6. постоянная нацеленность на оптимизацию различных процессов в жизни;
  7. ориентация на конечный результат (способность его сформулировать и отслеживать его достижение в ходе реализации проекта).

Среди специальных умений выделим следующие: 

  1. умение организовать и реализовать полный проектный цикл, включая подготовку программы учебного исследования (проекта), разработку инструментария, проведение эмпирических исследований, ввод, обработку и анализ данных, написание итогового аналитического отчета;
  2. умение привлекать внутренние и внешние ресурсы для решения проектной темы;
  3. умение критически оценить качество и репрезентативность статистических, социологических данных, информации из различных источников;
  4. умение провести экспертные опросы и мониторинговые исследования, в том числе в режиме он-лайн;
  5. навыки планирования и организации проведения мониторинговых исследований;
  6. умение планировать и осуществлять проекты по выбору приоритетов инновационного развития для школы, предприятий и организаций, региона;
  7. способность к эффективному использованию сетевых форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.

При реализации обучения по методу проектов отдельные работы учащихся приобретали характер исследовательских работ, и часто имели междисциплинарный характер в силу особенностей предмета «Технология».

При выполнении работ на стыке дисциплин достаточно часто приходится задействовать курсы смежных дисциплин. При решении определенной исследовательской задачи учащийся сталкивается с проблемой формирования обширной базы знаний по смежным дисциплинам, с освоением конкретных методов анализа и сбора материала. Успешное освоение ряда предметов является необходимым условием для выполнения любых исследовательских работ, выступая «инструментами» исследователя.

Так, например, при выполнении в 2011 году ученицей 9 класса Солдатовой Кристины исследовательской работы «Использование компьютерных программ в лоскутной технике», автор использовала и применила знания из области ИВТ, черчения, изобразительного искусства, математики, технологии.

В нашей школе активно работает научное общество «Искатель», в котором секция «Технология» в настоящее время является одной из самых активных. Формами работы НОУ «Искатель» являются заседания предметных секций и проведение школьных конференций.

Так исследования ученицы Солдатовой Кристины, проведенные с 2009 по 2011 год по теме «Технология  ведения дома» были представлены на  заседании секции «Технология» школьного научного общества, затем на школьной и городской научно-практической конференциях. Результаты выступлений:

2009 год – работа «Текстильный мех» - диплом  I  степени на XI городской научно-практической конференции исследовательских и творческих работ «С мечтой о будущем», диплом I степени на конференции учебно-исследовательских работ и социальных проектов молодежи и студентов «Золотой Росток», диплом лауреата Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке»;

2010 год – работа «Цветы от коллажа к декупажу»  - диплом III степени на муниципальной научно-практической конференции школьников «Золотой росток», диплом лауреата заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

2011 год – работа «Использование компьютерных программ в лоскутной технике» - диплом I степени на XIII муниципальной научно-практической конференции школьников «С мечтой о будущем», участник XIV Региональной научной и инженерной выставки молодых исследователей «Будущее Севера».

Проблемы исследовательских работ школьников, выполняемых в рамках метода проектов, часто обсуждаются в работе методического объединения учителей технологии. Происходит обмен опытом, изучаются методические новинки, обсуждаются собственные методические разработки.

Тематика исследовательских работ школьников по «Технологии» крайне разнообразна, но основополагающим элементом, по нашему мнению, является их практическое применение, имеющее не только индивидуальную, но и социальную значимость.

Работа «Бумага ручного изготовления» ученицы 8 класса Летуновской Анастасии получила диплом I степени на XIV муниципальной научно-практической конференции «Золотой Росток»,  диплом лауреата на IX Региональном соревновании юных исследователей «Будущее Севера. ИНИОР»

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Надеюсь, что накопленный и обобщенный нами опыт исследовательской работы с детьми поможет учителям в организации и проведении этой работы в образовательной практике. Завершая выступление, считаю необходимым остановиться на некоторых общих правилах для педагогов и психологов, работающих в этом направлении с детьми. На мой взгляд, их необходимо соблюдать, они дают хороший эффект.

  1. Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
  2. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  3. Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  4. Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  5. Не следует  полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
  6. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.
  7. Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
  8. Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Дорогие коллеги! В заключение хочу Вас поблагодарить за внимание, с которым было выслушано выступление, пожелать Вам успехов в Вашем труде и новых творческих открытий.

Список литературы:

  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование», №1, 2011 – 19 – 35 с., №2, 2011 – 17-41с
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999.
  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...