Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"
рабочая программа по технологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Бузов Сергей Георгиевич

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.

Цель  курса: Способствовать формированиюу учащихся худоственной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности.

Задачи курса: СФормировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, станками и оборудованием, побуждать к творчеству и самостоятельности, формировать гражданскую позицию, чувство патриотизма, воспитывать коммуникабельность и коммуникативность.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа утверждена НМС

Протокол № _5_

От «10» сентября 2009г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Алдан» МО «Алданский район»

 

5-11 класс

 

Составитель: учитель технологии

Бузов Сергей Георгиевич

 Г.Алдан, 2009г.

Пояснительная записка

Резные работы по дереву являются национальным видом искусства для многих народов мира. Ими с увлечением занимаются многие школьники. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значение  в жизни каждого человека.  Кроме того, дерево наиболее податливый материал, из которого можно сделать все что угодно: от простой ложки до самолета.

Начинать занятия художественной обработки древесины нужно с освоения знаний о свойствах различных пород их характеристиках. Художественная обработка материалов так же требует серьезных  знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием.

Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим  воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Изготовление  своими руками красивых и нужных предметов вызывает  повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Цель курса:  способствовать  формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса:  

- Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду.

- Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием.

- Ценить красоту.

- Побуждать к творчеству и самостоятельности.

- Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

- Воспитывать чувство товарищества.

Ожидаемый результат:  Художественные изделия  могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, что способствует развитию умению взаимодействовать с другими партнерами для получения общего продукта и результат строить  коммуникацию с другими людьми. Итоговые работы, самостоятельно выполненные учащимися и являющиеся законченными произведениями, могут быть использованы  в их личных целях, а также направлены по заказу в местные детские сады, группы продленного дня; их планируется представлять на смотрах, выставках, школьных ярмарках.

Программа рассчитана на 1 год обучения при 18 часов недельной нагрузке.

Перечень знаний и умений формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

- Столярная (ручная) подготовка поверхности древесины к отделке.

- Отделка древесины лакокрасочными материалами (лакирование, полирование).

- Виды резьбы по дереву.

- Общие основы художественного конструирования.

- Виды орнаментов и узоров.

Учащиеся должны уметь:

- Выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.

- Подготавливать поверхности изделия под художественную отделку.

- Осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжигание, геометрическая резьба, мозаика, окраска).

УТВЕРЖДАЮ

______________________

______________________

«___» ___________ ____г.

График занятий кружка

 «Художественная обработка древесины»

Понедельник                        15.00 – 17.00  - 2 часа

Среда                                 15.00 – 17.00 – 2 часа

Четверг                                15.00 – 17.00 – 2 часа

Суббота                                 12.00 – 15.00 – 3 часов

Руководитель ______ С.Г. Бузов

Материальная база учебных мастерских

СОШ № 9 г. Алдана

Столярная мастерская имеет площадь 57 квадратных метров и подсобное помещение для пиломатериалов – 18 квадратных метров.

Станочный парк мастерской имеет 2 циркулярные пилы, 3 токарных станка по обработке древесины, 2 сверлильных станка и 2 заточных станка.

В столярной мастерской 13 рабочих мест. Все рабочие места оборудованы комплектом ручных столярных инструментов (рубанки, ножовки, молотки, стамески, напильники, отвертки и т.п.).

Отопление и освещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

В достаточном количестве имеются учебные пособия, научно-методическая литература, дидактический материал, учебные таблицы и наглядные пособия, изготовленные учащимися и учителем. В необходимом  количестве  имеются пиломатериалы мягких пород древесины.

Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Основные сведения о древесине

8

10

18

2.

Охрана труда и пожарная безопасность в столярной мастерской

8

10

18

3.

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке

8

64

72

4.

Выжигание

8

64

72

5.

Выпиливание лобзиком

4

68

72

6.

Отделка древесины лакокрасочными материалами

6

48

54

7.

Орнамент и узор

6

30

36

8.

Общие основы художественного конструирования

8

46

54

9.

Художественные рисунки по дереву

8

64

72

10.

Художественное точение изделий из древесины

8

64

72

11.

Резьба по дереву

10

62

72

12.

Мозаика по дереву

6

30

36

Всего часов

88

550

648

Содержание программы

«Художественная обработка древесины»

Тема  1.  Основные сведения о древесине (18 часов)

Теория – 8 часов

Древесина как природный конструкционный и поделочный материал.

Строение древесины.

Породы древесины

Виды пороков древесины и их характерные признаки.

Текстура древесины и ее использование.

Практическая работа – 10 часов

Подготовка и работа: подбор и проверка заготовок инструментов и приспособлений.

Организация рабочего места и создание безопасных условий труда

Тема  2.  Охрана труда и пожарная  безопасность

в столярной мастерской (18 часов)

Теория – 8 часов

Правила техники безопасности в учебной мастерской.

Правила техники безопасности при работе ручным столярным инструментом.

Правила пожарной безопасности в учебной мастерской.

Правила техники безопасности при работе  на токарном станке по обработке древесины.

Практическая работа – 10 часов

Разучивание безопасных приемов работы при пилении, строгании, сверлении, долблении, шлифовании и точении.

Организация труда на занятиях, уборка рабочих мест, дежурство по графику.

Тема  3.  Столярная подготовка поверхности древесины

к отделке (выжигание, роспись, резьба) (72 часа)

Теория – 8 часов

 Выбор заготовки, качество древесины.

Приемы разметки с помощью линейки, угольника, шаблона.

Правила безопасности при выполнении операций по деревообработке.

Практическая работа – 64 часа

Подбор  материала  (древесина, фанера, ДВП) и изготовление будущего изделия, применяя операции разметки, пиление, строгание, шлифование.

Тема  4.  Выжигание (72 часа)

Теория – 8 часов

Сущность выжигания.

Инструменты и приспособления используемые для выжигания.

Практическая работа – 64 часа

Нанесение рисунка.

Технология выполнения операций по выжиганию.

Выжигание орнаментальных композиций с помощью выжигателя.

Контроль качества выполняемой работы.

Тема  5.  Выпиливание лобзиком (72 часа)

Теория – 4 часа

Устройство и назначение лобзика.

Технология выпиливания лобзиком.

Механические инструменты для  криволинейного выпиливания.

Практическая работа – 68 часов

Приемы выпиливания лобзиком.

Техника выпиливания внешних и внутренних контуров.

Требования качества пиления.

Зачистка, подгонка и сборка деталей в изделии.

Контроль качества работы.

Тема  6.  Отделка древесины

лакокрасочными материалами (54 часа)

Теория – 6 часов

Лакирование (виды лаков, область их применения)

Технология покрытия изделия лаком.

Условия и правила безопасности труда.

Отделка изделий красящими веществами.

Практическая работа – 48 часов

Отделка изделий лаком.

Технология сушки.

Нанесение нескольких слоев лака.

Воскование (отделка под воск).

Полирование.

Контроль качества работы.

Тема  7.  Орнамент и узор  (36 часов)

Теория – 6 часов

Понятие об орнаменте и узоре.

Виды орнаментов (геометрический, растительный).

Виды узоров.

Практическая работа – 30 часов

Основы построения узоров (в круге, квадрате).

Работа с чертежными инструментами.

Технология выполнения трафаретом.

Контроль качества выполнения работы.

Тема  8.  Общие основы

художественного конструирования  (54 часа)

Теория – 8 часов

Понятие о технической эстетике, дизайне.

Требования технической эстетики к промышленным изделиям.

Понятие о композиции.

Практическая работа – 46 часов

Выполнение изделий симметричной и ассиметричной композиции.

Подбор  декорирующих  элементов при изготовлении изделий.

Решение задач по достижению технической эстетики при изготовлении изделий.

Контроль качества изделий.

Тема  9.  Художественная роспись по дереву  (72 часа)

Теория – 8 часов

Понятие о видах росписи по дереву.

Народные промыслы (хохлома, гжель).

Технология нанесения рисунка на древесину.

Практическая работа – 64 часа

Изготовление изделий с художественной отделкой (роспись красками).

Изготовление разделочной доски, ложки.

Контроль качества выполненной работы.

Тема  10.  Художественное точение изделий из древесины (72 часа)

Теория – 8 часов

Вытачивание из древесины.

Материалы для работы.

Инструменты для работы.

Технология вытачивания.

Точеная утварь, игрушки.

Практическая работа – 64 часа

Точение матрешки с последующей отделкой росписью.

Точение чаши, кубка.

Точение подсвечника.

Контроль качества работы выполняемых изделий.

Тема  11.  Резьба по дереву  (72 часа)

Теория – 10 часов

Знакомство с искусством резьбы по дереву.

История развития деревянной резьбы и ее современное состояние.

Виды резьбы.

Материалы и инструменты.

Исходные элементы геометрической резьбы.

Практическая работа – 62 часа

Подготовка рабочего места и материала.

Выполнение задания  по образцу.

Орнамент геометрического характера из изученных элементов (на темном или светлом фоне).

Правила безопасности труда.

Изготовление  улитарного изделия с резной заставкой.

Контроль качества выполнения работы.

Тема  12.  Мозаика по дереву (36 часов)

Теория – 6 часов

Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсия, маркетры).

Материалы и инструменты для выполнения  мозаики.

Практическая работа – 30 часов

Техника выполнения мозаичных наборов.

Подготовка рисунка для мозаичного набора.

Выполнение мозаики типа  паркета (партеетра).

Изготовление изделий с элементами мозаичного набора.

Контроль качества работы.

Список литературы

  1.  А.Ф. Афанасьев «Резьба по дереву», руководство для начинающих резчиков и мастеров, М., издательство Эскимо, 2006г.
  2. Б.А. Журавлев «Столярное дело», учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов, М., просвещение, 1992г
  3. Домашний умелей, Энциклопедия ремесел., М., «РИПОА КЛАССИК», 2000г.
  4. Журналы «Школа и Производство» 2000-2008гг.
  5. Л.А. Логачева «Основы мастерства  резчика по дереву»., М., Народное творчество, 2002г.
  6. А.Ю. Семенцов «Резьба по дереву», Современное слово, Минск, 2003г.
  7. Хайди Груну-Торне «Выжигание лобзиком, Забавные поделки», М., Мой мир, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"

Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...

программа-факультатив "Художественная обработка древесины"

Важной составной частью этой программы является копирование учащимися образцов художественной обработки древесины (выжигание, выпиливание лобзиком, точению художественных изделий на токарном станке). ...

Программа спецкурса "Художественная обработка древесины и проектные работы"

Создать условия для овладения основной технологией обработки и художественной отделки древесины;создать условия для формирования творческих качеств личности и самореализации ребѐнка способной к декора...

Рабочая программа курса: "Художественная обработка древесины"

В программе изучаются различные направления художественной обработки древесины: профильная резьба, рельефная резьба, геометрическая резьба, скульптурная резьба, резьба по кости. Итогом обучения являет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Технология обработки материалов. Обработка древесины»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Технология обработки материалов. Обработка древесины» Содержание.Пояснительная записка………………&helli...

Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»

Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 8-16 летРазработал педагог дополнительн...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯПо программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» 1/КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСК...