Неделя технологии
методическая разработка по технологии по теме

Интегрированный курс "Обрядовые блюда православной кухни" посвящён знакомству с обрядовыми праздниками и приобщению детей к православной культуре. Другое мероприятие посвящено празднику "Наурыз", знакомству учащихся и их родителей с казахскими обычаями и обрядами, национальными блюдами и ритуалами встречи праздника "Наурыз".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Неделя технологии, изо, музыки.

Интегрированный курс «Обрядовые блюда православной кухни. Пасхальное разговение».

Цели: продолжить знакомство с обрядовыми праздниками. Научиться готовить и оформлять блюда Пасхального разговения. Закрепить навыки и умения по сервировке праздничного стола. Научиться расписывать и красить яйца. Приобщить детей к православной культуре: русским народным песням и танцам.

Тип урока: нетрадиционный.

Межпредметные связи: История, основы православной веры, ИЗО, музыка.

Наглядные пособия: аудио записи благовеста пасхального трезвона, подборка литературы «Православная кухня», рецепты открыток, пасхальные подарки, крашенки, писанки,репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, расписные яйца.

Инвентарь и посуда: миксер, миски эмалированные, ложки, формы для выпечки, скатерти, чайный сервиз, самовар, столовые приборы, кастрюли. Деревянные зубочистки, свечи, краска для окрашивания яиц, яйца варёные, карандаш, масло растительное.

Практическая работа: Приготовление творожных кексов с королевской глазурью, творожной пасхи. Оформление праздничного стола, чая. Окраска и роспись яиц.

Ход урока

1.Организационный момент.

Звучит благовест. Учитель:

Повсюду благовест звучит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес!

Христос воскрес!

                                  Майков.

С праздником!

 Православный храм, православные иконы, православное богослужение, православная кухня…Этот смысловой ряд вполне закономерен, поскольку православная культура несёт на себе печать , своеобразие во всех своих проявлениях, в том числе кулинарных. Веками  создавались, подавались и в богатых, и в крестьянских домах, и в монастырских трапезных вкусные, полезные, простые, а в особых случаях довольно сложные в приготовлении блюда, рецепты которых вошли во многие кулинарные книги.(Ознакомить с выставленной литературой).

Для каждого события готовилось своё блюдо. Ни один пир не обходился без праздничного пирога. К свадьбе - слоёный курник, каравай «хлеб-соль»- к приёму гостей, каравай с колосьями выпекали из муки нового урожая, новорожденного встречали «бабкины пирожки»-это булочки, пирожки, плюшки. На масленицу пекли блины. После масленицы шёл многодневный, многотрудный пост, который завершался праздником светлого Христова Воскресенья или Пасхой.

Пасха - это важнейший праздник иудеев, установленный в честь исхода из Египта и тем самым освобождением от Египетского рабства. В праздничное разговение на столе непременно кулич, крашеные яйца, праздничная творожная пасха.

2.Сообщение познавательных сведений учащимися .

1. К особым пасхальным обрядам относится благословение «артоса» -хлеба в переводе с греческого. Раньше на этом хлебе изображался крест или сцена воскресения Христа. Происхождение обычая такого: на совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова: «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом никто не занимал, и около него всегда оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили: «Христос воскрес». Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб служит напоминанием о том, что здесь незримо  присутствует Христос. После торжественной литургии (проповеди) артос освещали, разламывали, раздавали молящимся. У некоторых славянских народов был такой обычай: из церкви спешили домой с освященным куличом, даже бежали - это означало скорый урожай, а девушкам скорое замужество. Освященный кулич берегли, сушили и в самую тяжелую минуту давали кусочек на веру, на здоровье. И наши дни сохранился обычай на пасху печь и освящать кулич.

2. Вернувшись из церкви рано утром домой , верующие христовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо- символ Пасхи. По преданию оно было дано Марией Магдаленой римскому императору Тиберию перед началом проповеди. Ещё до появления Христа оно символизировало Вселенную. Славянские народы приписывали яйцу магическую силу: спасение дома от пожара, сбережение урожая от града, с яйцом в Ярославской губернии искали заблудившуюся овцу, корову. Белорусы опускали в воду яйца и омывали этой водой лицо, чтобы быть красивым. Коли болит голова, то надобно проводить яйцом по голове и оно вберёт себя боль, муку.

    Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, дерева, хрусталя, стекла. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Крашеные яйца называют крашенки, расписанные- писанки. Для того чтобы яйца выглядели красиво на праздничном столе, за неделю до пасхи в специальную посуду с землёй сеяли пшеничные или овсяные зерна. К празднику земля покрывалась нежной зеленью, на которой красиво смотрелись крашеные яйца.

 

 3. Творожную пасху делали из жирного творога с различными наполнителями, с изюмом, миндалём, сливками, желтками        ,сметаной, пенками, фисташками. Готовили пасху заварную, миндальную, розовую и др. Иван Шмелёв описывает приготовление творожной пасхи в книге «Лето Господне». «На погребце мнут в широкой кадушке творог, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюм и сахарку и проворно вминают в песочницы. Дают попробовать и мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решете. Золотистые червячки лазают на блюдо- совсем живые. Протирают всё, в 5 решёт: пасх нам надо много. Для нас самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом для гостей парадная, ещё маленькая пасха людям, и ещё бедным родственникам. Для народа, человек на 200…»

3.Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности  при работе с миксером, плитой, горячей жидкостью.

Самостоятельная работа девочек по инструкционным картам.

1 бригада- приготовление кексов.

2 бригада- приготовление глазури, творожной пасхи.

Инструкционная карта№1.Приготовление творожного кекса.

Продукты: масло сливочное-250г., сахар-2стакана, яйца-2шт., сырки творожные (творог)-2шт., мука-12ст.л., крахмал-4ст.л., уксус-1ст.л.,сода-1ч.л.

Технология приготовления: масло, сахар, яйца, сырки смешать, добавить просеянную и смешанную с крахмалом муку, добавить соду, погашенную уксусом. Тестом наполнить на ½ формочки. Выпекать при температуре 200 градусов. Готовые кексы сверху намазать глазурью и посыпать цветной карамелью.

Инструкционная карта№2.Приготовление глазури.

Продукты: яичные белки-2шт., сахар-200г., лимонный сок-1ст. л..

Технология приготовления: белок 2 яиц аккуратно отделить от желтков. Белки взбить, при непрерывном взбивании ввести 200г. сахара, можно добавить 1ст. л. Лимонного сока.

Инструкционная карта №3.

Продукты: творог-1кг., сметана-100г.. масло сливочное-100г.,сахар- 100г.,соль- 1/2ч.л.

Технология приготовления : творог протереть сквозь сито, положить в него сметану, растопленное масло, соль, сахар, перемешать до получения однородной массы. Мягкую мокрую салфетку уложить в форму, наполнить приготовленной массой. Сверху накрыть крышкой, положить гнёт, поставить на сутки в холодильник, чтобы стекла сыворотка. После этого убрать крышку, опрокинуть форму на тарелку. Подать на стол.

Самостоятельная работа мальчиков- нанесение рисунка с помощью воска и окрашивание  яиц. Учитель ИЗО  следит за работой мальчиков. В перерывах учитель сообщает сведения о других способах  разукрашивания и украшения яиц.

Пока пекутся кексы, учащиеся исполняют русские народные песни и исполняют танец.

4.Праздничное чаепитие. Обмен пасхальными яйцами.

5.Подведение итогов урока, выставление  оценок.

6. Уборка кабинета.

Неделя технологии - Праздник «Наурыз»

                         Форма проведения – национальная гостиная.

Цели:1) Познакомить учащихся и родителей с казахскими обычаями и обрядами, национальными блюдами, ритуалами встречи праздника «Наурыз»;

            2)Воспитывать культуру общения, толерантности, уважения к семейным традициям.

Учитель: Уважаемые наши родители, дорогие наши гости, ребята! Сегодня мы находимся в национальной гостиной. В процессе нашего мероприятия мы познакомимся с казахскими обычаями, с ритуалами и обрядами праздника «Наурыз». Наше с вами занятие будет проходить за праздничным столом. Добро пожаловать!

    По нашим семейным традициям, прежде чем сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки. Почему?  Мы с вами сейчас будем кушать казахское национальное блюдо «Бишбармак», дословный перевод которого обозначает «пять пальцев». Мы с вами будем кушать руками без ложек. Прошу всех омыть руки.

Ученик 1: У многих мусульманских народов существует строгий ритуал омывания рук. Заранее готовится теплая чистая вода, которая подается в специальном кумгане. Ритуал этот выполняется только мужчинами,  к которому начинают приучать мальчиков с подросткового возраста. Кумган берется в правую руку, на левое плечо кладется полотенце. Гость держит руки над медным тазом. Медленно, прерывистой струйкой, не менее трех раз, строго с правой стороны льется вода. Гость должен омыть руки, сполоснуть рот, при необходимости ополоснуть лицо. Вытерев руки, он должен обязательно поблагодарить юношу. Струйка воды прерывистая означает – пожелание гостю долгой размеренной жизни, а спасибо гостя – спасает от тысячи бед. Многие юноши в будущем становились воинами, которые защищали свой род, семью, поэтому старшее поколение благословляло их на подвиги. Сразу двое гостей не должны одновременно омывать руки, а тем более одновременно вытирать руки с двух сторон полотенцем. Примета – раздор. Сначала за стол садились старики.

Ученик 2.         Тюркоязычное население степей отмечает 1 (14) марта Наурыз. Само слово «наурыз» - «март» восходит к персидским нау «новый» и руз «день» и переводится «новый день, новый год». Для земледельца и скотовода март месяц есть начало года, когда плодится скот, когда отступают вместе с весенним теплом болезни и недомогания, когда начинается весна и возрождается природа.

Наурыз сопровождается множеством ритуальных моментов. Все поздравляют друг друга с наступающим новым годом. Уважаемым старикам во время застольных трапез почетно преподносились отваренные височные части воловьих голов, молодежь отведывала специально приготовленное пшеничное куже (жидкая каша, похлебка), включающие в себя семь разных компонентов. Пелись песни, велись веселые и шумные  состязания в острословии, юморе. Наурыз – привнесенная с исламом традиция, естественный и логичный рубеж между зимой и летом, голодом и сытостью. Как отдельный ритуал этого праздника  сохранился обычая съедать голову согыма. Та хозяйка считалась бережливой и гостеприимной, у которой до этого дня хватило мяса, а голова коровы, быка, забитого на согым, сохранилась в свежести и от засолки и хранения не потеряла вкусовых качеств. Из этой головы и готовили замечательный бишбармак, приглашали гостей.

До сих пор с 14 по 21 марта все ходят друг другу в гости, узнают, как прошла зима, желают друг другу здоровья. Молодые должны посещать старших. В старину между враждующими племенами в эти дни заключалось перемирие. Люди просили прощения друг у друга, мирились перед весенней и летней страдой.

Исполняется песня на казахском языке.

Ребята читают небольшие стишки-потешки на казахском языке.

Девочки исполняют танец.

Учитель:  Жизнь и быт казахского народа связан с 4 видами скота. Это: лошадь, верблюд, корова, овца. Они могут служить и едой, и транспортом для передвижения по просторным степям, и одеждой. Про  них казахский народ слагал песни, рассказы, сказки, пословицы. Также у каждого вида этого скота имелись покровители. Например: покровитель лошади – «Комбар ата», овцы- «Шопан ата», верблюда – «Ойсыл кара», коровы – «Зенш баба». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь являлась почитаемым животным. Группу лошадей называли уйыр. Из лошадиного молока изготавливали лечебный напиток –кумыс. У казахов почитаемым после лошади – верблюд. Он служил для перекочевки. Бывают 2 вида верблюдов: двугорбый – бактериан, и одногорбый – дромедор. Следующим является корова. Существует много пород коров. Группы верблюдов и коров называют – табун. И ещё одним из видов домашнего скота является овца. Группу овец называют – отара. Все эти 4 вида скота имеют огромное значение для жизни населения Казахстана. Из них получают шкуру, продукты питания, молочные продукты: Катык, айран, сметану, шубат, кумыс и другие.

А теперь давайте посмотрим, внимательно ли вы меня слушали. Ответьте на мои вопросы:

1) Назовите 4 вида домашнего скота?

2) Чем они служат в жизни человека?

3) Как называют группу лошадей и овец?

4) Как называют группу коров и верблюдов?

5) Какие молочные продукты получают из них?

6) Назовите покровителей лошади и коровы?

7) Назовите покровителей овцы и верблюда?

 Хорошо, а теперь отгадайте загадки.

  1. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

        (барашек)

2.  Хоть зверь я горбатый,

     Но нравлюсь ребятам.  

        (верблюд)

  1. Рыжий молокозавод

День жует и ночь жуёт

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко.

    (корова)

  1. Не мой бы труд,

Не мой бы бег

Ты плохо жил бы человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь в отставке буду скоро.    (конь)


 Много сказок и былин было сложено казахским народом. Посмотрим инсценировку сказки.

Лиса и муравей.

Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова, и уходила, чтобы полакомится кумысом.

Муравей один трудился с утра до вечера - то поливал поле, то полол. Наконец созрел урожай. Увидела лисица полный ток чистого зерна и решила обмануть муравья: весь урожай взять себе.

- Друг мой муравей, зачем нам делить всю эту пшеницу? Лучше давай побежим на-перегонки. Кто из нас первым прибежит к току, тот пусть и берет весь урожай, - сказала лиса. Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.

- Давай! – крикнула лиса. И побежали в сторону тока.

Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. Но и муравей не зевал – уцепился за её хвост.

Прибежала лиса к току и отряхнулась. Муравей отлетел в сторону, залез на кучу пшеницы и крикнул:

- Эй, лиса, почему ты так замешкалась?

Лиса растерялась:

- Когда ты прибежал сюда?

- Давным-давно! Я уже успел отдохнуть, а ты вот еле дышишь. Так лиса оказалась побежденной. Не сумела она придумать новую хитрость и побрела прочь.

Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно, сыто. А ленивая лиса голодала всю зиму.

Красавица Бакбакай.

Жила когда-то красавица Бакбакай, дочь Лягушки. В неё влюбился Овод и прилетел свататься.

-Благодарю за честь, - сказала Лягушка.- Заполни скотом все мои долины и ущелья, заплатишь такой калым, я и отдам тебе свою дочь.

  1. За красавицу Бакбакай я готов отдать не только скот, но и душу!
  2. Прилетел Овод к овцам и объявил:
  3. -Я женюсь на красавице Бакбакай. А вас всех отдаю за неё.
  4. Хочешь – отдай одну. Хочешь – отдай всех. Мы на все согласны, - ответили овцы.

Прилетел Овод к козам.

_ Мы к Лягушке не пойдем. Не станем мучиться у неё, - заблеяли козы и, задрав хвосты, побежали на скалу.

Полетел Овод к верблюдам.

Верблюды посоветовались и тоже отказались идти к Лягушке.

Овод позвал Слепня и полетел к лошадям. Слепень начал кусать лошадей.

-Пойдете к Лягушке или не пойдете? – спрашивает Овод.

Не выдержали лошади и согласились. Полетел Овод к коровам и объявил им:

-Я женюсь на красавице Бакбакай и всех вас отдаю в калым. Отправляйтесь в долины и ущелья её матери Лягушки.

  1. Мы к Лягушке не пойдем. Не хотим мучиться у этой злодейки, ответили коровы.

Рассердился Овод и начал так сильно кусать коров, что они побежали в разные стороны и случайно растоптали красавицу Бакбакай.

Очень горевала Лягушка. Она все кричала Оводу:

-Пр-р-ропади ты со своим калымом!

Другие лягушки громко утешали её, так до сих пор и утешают.

А Овод и поныне мстит коровам за смерть своей любимой – кусает их беспощадно.

Учитель: С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры. Большинство из них проводятся с участием лошадей. Но есть и игры в которые мы можем поиграть и в зале.

Айголек.

Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Начинаем свой забег.

Выше гор, быстрее рек,

Кто, тот нужный человек?

На что вторая команда отвечает:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Тот …..(имя одного из  ребят)

Нужный человек.

Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему удается, он выбирает кого-нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удается – остается в этой команде. В какой из этих двух команд останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.

Котермак. (Подними-ка)

На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока, будет считаться победителем.

Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силы с новыми игроками. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак

(Тюбетейка-невидимка)

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это- он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не  удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Учитель: На этом наш праздник подходит к концу. Думаю, ребята, что вы узнали много нового и интересного из обычаев казахского народа. И будете уважать семейные традиции и продолжать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

разработка недели "Технология"

В методической разработке представлены положение о проведении недели, план проведения, расценочный лист, прейскурант баллов за выполненные задания, игры....

неделя технологии

план проведения недели технологии...

Презентация к отчету о предметной неделе технологии

Фотопрезентация к отчету о предметной неделе технологии в МБОУ СОШ п. Усть-Уда...

Проект в рамках недели технологии "Масленичная неделя" и его реализация

Разработка проекта, его реализация, фотографии...

Из опыта работы. Предметные недели. Неделя технологии.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире п...

Технология: план проведения предметной недели Технология

Внеклассная работа по технологии, имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению раз...