Урок технологии по теме "Построение чертежа ночной сорочки", 7-й класс
план-конспект урока технологии (7 класс) по теме

Демидова Таисия Васильевна

Урок технологии по теме "Построение чертежа ночной сорочки", 7-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_po_teme.docx95.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии по теме "Построение чертежа ночной сорочки", 7-й класс

 Время проведения: 2-й урок по теме “Конструирование и моделирование плечевого изделия”

Цели урока:

  1. Учебная: ознакомить учащихся с особенностями цельнокроеной конструкции и приёмами конструирования;
  2. Развивающая: развивать пространственное мышление, наблюдательность и самостоятельность в работе;
  3. Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности;

Задачи урока:

  1. Знакомство учащихся с видами и фасонами одежды с цельнокроеными рукавами.
  2. Обучение построению основы конструкции изделия с цельнокроеными рукавами.

Основные понятия: цельнокроеный рукав, чертёж, выкройка.

Учебно-наглядные пособия: инструкционные карты, манекен, швейные изделия с цельнокроеным рукавом, слайды, видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

1

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение целей урока

Восприятие объяснений преподавателя, запись

2

Актуализация знаний

Устный опрос

Самостоятельная работа, закрепление знаний об измерении фигуры

3

Мотивация

Постановка проблемной задачи, необходимость её решения

Осознание необходимости усвоения знаний

4

Сообщение нового материала

Рассказ.

Восприятие, обсуждение, дополнение, конспектирование

5

Закрепление изложенного материала

Инструктаж, целевые обходы рабочих мест.

Практическая работа:

- Строят чертёж плечевого изделия

- Производят раскрой изделия на ткани

- Выводы

- Тест на проверку полученных знаний

6

Подведение итогов

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания

Рефлексия

7

Планируемый результат

формирование знаний об особенностях цельнокроеной конструкции

Развитие пространственного мышления

формирование навыков построения чертежа плечевого изделия

 

8

Оргрефлексия

Анализ своих действий

 

Ход урока

“Всяк сошьёт, да не всяк скроит”.

Пословица

1. Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест

2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске). Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа ночной сорочки. В ходе урока вы познакомитесь с видами и фасонами женской плечевой одежды, изготовленной на основе выкройки ночной сорочки. Научитесь рассчитывать конструкцию и строить чертёж ночной сорочки. От чертежа или выкройки зависит внешний вид готового изделия и удобство в носке. Процесс построения выкройки самый сложный и ответственный при пошиве одежды. “Всяк сошьёт, да не всяк скроит” - гласит народная пословица. В ходе урока каждая ученица должна построить чертёж ночной сорочки в М 1:4, выполнить макет сорочки из ткани в М 1:4. В конце урока – небольшой тест на закрепление знаний по теме конструирование швейных изделий

3. Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, мерках и прибавках для построения чертежа, ученикам предлагается задание у доски (4 человека):

  1. Показать на манекене измерения фигуры
  2. Написать на доске буквенные обозначения мерок и прибавок, дать пояснение
  3. Прочитать чертёж швейного изделия

- Что представляет собой базисная сетка и для чего она нужна? (вопрос учащимся)

Базисная сетка определяет габариты нашего изделия – его длину и ширину. Всё дальнейшее построение ведётся внутри базисной сетки.

Практическая работа: Построить чертёж ночной сорочки.

Оборудование: альбомный лист, масштабная линейка, карандаш, ластик.

Порядок выполнения работы:

- В инструкционной карте провести необходимые расчёты по своим меркам;

- Построить чертёж выкройки на альбомном листе в М 1:4, подготовить и вырезать выкройку;

- Произвести раскрой ткани по готовой выкройке (М 1:4);

- Нарисовать эскиз получившейся модели, дать описание модели;

- Сделать вывод.

7. Выполнение и оформление задания.

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

- Обход с целью проверки начала выполнения работ;

- Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;

- Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;

- Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.

Закрепление пройденного материала.

1. Какой размерный признак влияет на ширину ночной сорочки:

А) Сг
Б) Ди
В) Дст
Г) Ст

2. Установить соответствие между условными обозначениями и названием размерных признаков:

1) полуобхват тали

а) Ди

2) полуобхват груди

б) Ст

3) обхват плеча

в) Оп

4) Длина изделия

г) Дтс

5) длина спины до талии

д) Сг

3. По какому размерному признаку определяют размер плечевой одежды:

А) Ст
Б) Ди
В) Сг
Г) Оп

4. Какая расчётная формула определяет ширину базисной сетки чертежа ночной сорочки:

А) Сб:2+Пб
Б) Ст:2+Пт
В) Сг:2+0,5Пг
Г) Сш:3+1
Д) Оп:2+Поп

5. Размерные признаки делят пополам при записи:

А) обхват плеча
Б) длина изделия
В) ширина плеча
Г) полуобхват груди
Д) полуобхват талии

6. Чертёж швейного изделия строят в масштабе:

А) 1:1
Б) 1:16
В) 4:1
Г) 1:4

9. Анализ работ учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания.

Домашнее задание: нарисовать эскиз ночной сорочки, халата, дать описание.

Цели урока:
1.
Учебно-познавательная:

  1. Познакомить учащихся с историей рубахи современным традициями;
  2. Отрабатывать умение работать в технологической последовательности, опираясь на инструкционную карту;
  3. Научить правильному снятию мерок для построения чертежа плечевого изделия.

2. Воспитательная:

  1. воспитание аккуратности в работе;
  2. воспитание чувства вкуса.

Оборудование:  чертежные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор, технологические карты «Чертеж ночной сорочки», «Построение чертежа ночной сорочки», «Мерки для построения чертежа ночной сорочки», инструкции по ТБ и ОТ.

Конструирование 7 класс.

Тема урока: Построение чертежа изделия с цельнокроеным рукавом.

Цели урока:

1.Учебно-познавательная:

  1. Познакомить учащихся с историей рубахи современным традициями;
  2. Отрабатывать умение работать в технологической последовательности, опираясь на инструкционную карту;
  3. Научить правильному снятию мерок для построения чертежа плечевого изделия.

2. Воспитательная:
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание чувства вкуса.

Оборудование: чертежные инструменты, компьютер, мультимедийный проектор, технологические карты «Чертеж ночной сорочки», «Построение чертежа ночной сорочки», «Мерки для построения чертежа ночной сорочки», инструкции по ТБ и ОТ.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

  1. Организационный момент:

Проверка наличия учащихся на уроке

Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение.

Какой вид одежды мы шили в прошлом учебном году? (Передник).

К какому виду одежды относится передник? (Специальная одежда).

Какие мерки мы снимали для построения чертежа передника? (Ст, Сб, Днч, Дн).

  1. Познавательные сведения. (Компьютерная презентация).

Начнем с Египта. (Слайд 2) 

Кусок ткани сворачивался в виде трубы и прикрывал нижнюю часть тела.

Это был калазирис, который держался на длинных бретельках.

Древняя  Греция. (Слайд 3)

К наиболее древним предкам рубахи можно отнести  хитон.     Свое название он получил от слова «кетон», что означает «хлопок». Хитон имел вид рубахи. Древним грекам он служил верхней одеждой, только надевали его на голое тело.

Древний  Рим. (Слайд 4)

Рубахоподобная туника из шерсти или льна уже не была простым куском ткани. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, надевалась через голову и имела короткие по локоть рукава. Воротника у туники не было. Длинную до колен тунику подпоясывали. Туника на много веков пережила своих римских владельцев,  но только к  X веку появляются первые признаки ее превращения в рубаху.

Древняя  Русь. (Слайд 5, 6)

Первые сведения об одежде Древней Руси относятся к VIII- XII столетиям.

Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху- сорочицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.

Крестьяне, ремесленники, купцы в России носили косоворотки, то есть рубахи с косым разрезом  на левой стороне груди. Чуть ли не до конца XIX  века  эта рубаха не имела «стойки», стоячего воротника. Он появился позже. Рубахи шили на подкладке («подоплеке») и носили их навыпуск.

Будничные рубахи шили из холста, набойки, пестряди, праздничные- из кумача, ситца, полушелка, отбеленного холста и полотна.  Белые рубашки украшали вышивкой у ворота, по подолу и краям рукавов.

В XV- XVI  веках появились ночные сорочки, пеньюары и панталоны, которые долгое время были принадлежностью туалета   только привилегированных слоев населения.                           Сорочку  и панталоны украшали кружевами, вставками из других, главным образом дорогих тканей. (Слайд 7).

В XVII веке сорочка стала центром мужского костюма, так  как перестала быть предметом белья. Между коротким жилетом  и  низко сидящими на  бедрах штанами напоказ выставляли белоснежную рубаху- у богатых из тончайшего полотна, украшенную рюшами

и кружевами. (Слайд 8).

IV. Физминутка

          Утром бабочка проснулась,
          Улыбнулась, потянулась.
         «Раз» - росой она умылась,
          «Два» - изящно покружилась.
         «Три» - нагнулась и присела,
          На «четыре» улетела.

V.Инструктаж к практической работе.

Покрой рубахи чрезвычайно прост, поэтому он пережил все капризы моды и до сих пор используется всеми ведущими модельерами.

Главное, чтобы размер рубахи соответствовал измерениям фигуры. (Слайд 10).

Основные мерки:

Сш – полуобхват шеи

Сг – полуобхват груди

Оп – обхват плеча

Ди - длина изделия  (См. «Мерки для построения чертежа ночной сорочки»).

Для обеспечения санитарно- гигиенических требований и комфорта изделия при построении чертежа используют прибавки на свободное облегание.

Пг – к обхвату груди

Поп - к обхвату плеча

VI. Выполнение практической работы.

Используется компьютерная презентация (Слайды 11- 14) и инструкционные карты «Чертеж ночной сорочки» и «Построение чертежа ночной сорочки».

А теперь давайте посмотрим, какие модели можно изготовить на основе этого чертежа. (Слайды 15- 18).

VII. Закрепление материала.

К какому виду относится сегодняшнее изделие? (Плечевое).

Какие мерки снимают по ширине фигуры? (Сш, Сг, Оп).

Какие мерки снимают по длине фигуры? (Ди ).

Зачем при построении чертежа используют прибавки? (На свободное облегание).

Какая мерка определяет раз мер плечевого изделия? (Сг ).

VIII . Домашнее задание.

На следующем уроке мы попробуем с вами поработать модельерами. Для этого нам понадобится цветная бумага и клей.

XII. Итог урока

Оценки за урок (с выставлением в журнал и дневник)

Чертеж основы изделия с цельнокроеным рукавом.

Мерки:

Сш = 16, 5 см;

Сг = 38 см;

Оп = 24 см;

Ди = 84 см.

Прибавки:

Пг = 4 см (к полуобхвату груди);

Поп = 9 см (к обхвату плеча).

Сетка – это прямоугольник, который определяет размер будущего изделия.

Горловина это отверстие для шеи.

Росток участок горловины на спинке.

Пройма – это отверстие для руки.

Прибавка на свободное облегание – это величина, которая добавляется к основной мерке для обеспечения свободы движения и в гигиенических целях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Построение чертежа ночной сорочки"

Презентация к уроку технологии по теме "Постоение чертежа ночной сорочки с цельнокроенным рукавом" позволяет учителю сократить время урока на обяснение нового материала и  последовательно показат...

Моделирование плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки

Презентация к уроку "Моделирование изделий", 7 класс. Два метода моделирования: графический метод и метод шаблона. Способы моделирования выреза горловины изделия, кокетки; моделирование изделий без ру...

тест по теме "размерные признаки, построение чертежа ночной сорочки"

тест по технологии (девочки) дл учащихся 7 класса по теме: "Размерные признаки. Построение чертежа ночной сорочки"...

Интегрированный урок (технология и информатика) "Моделирование ночной сорочки средствами векторной графики"

Интегрированный  урок (технология и информатика)По теме «Моделирование ночной сорочки средствами векторной графики»2 часа 6 классЦель:1. Обучающая – ознакомить учащихся с последовательностью изго...

Построение чертежа ночной сорочки 6 класс

Построение чертежа ночной сорочки...

"Построение чертежа ночной сорочки"

Теме урока "Построение чертежа ночной сорочки"...

Конспект урока технологии в 7 кл. Ночная сорочка

Конспект урока технологии в 7 классе Ночная сорочка...