Программа кружка "Чудеса своими руками"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Антипина Валентина Михайловна

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_kruzhka_chudesa_svoimi_rukami.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса  разработана  для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

   

Муниципальное   общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

Программа рассмотрена                                                       Утверждаю:

На Методическом  Совете                                          Директор  Акбулакского

Акбулакского Дома детского                                      Дома детского творчества

творчества                _________________________                

« _ » ____________    2010года                « _ » ________   2010года

ПРОГРАММА

кружка

«Чудеса своими руками»

Для учащихся 5 – 6 классов.

Автор программы:

Антипина Валентина Михайловна

учитель технологии

 высшей квалификационной

категории

                                     

                                        Акбулак 2010

Пояснительная записка.

Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа.

Цель курса:

Научить любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира, развивать эстетические чувства через изготовление предметов декоративно-прикладного творчества из картона и бумаги, ткани и меха, соломы и  подручных материалов.

В процессе преподавания курса «Чудеса своими руками» должны быть решены следующие задачи:

-раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-развивать художественную инициативу, художественно-творческие          способности,

                 -воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту,

-воспитывать уважение к народным обычаям и традициям,

-формировать целостное восприятие народного искусства как части культуры              народа,

-обучать навыкам и приёмам традиционной художественной обработки     материалов разных видов,

-развивать эстетические чувства и художественную инициативу ребенка.

На изучение курса «Чудеса своими руками»  отводится 68 часов.

Для лучшего освоения материала курса можно использовать разнообразные формы организации занятий и методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, наглядные методы /метод иллюстраций, метод демонстраций/, практические методы.

Особое внимание нужно уделить участию в научно-практических конференциях по этно-художественному воспитанию детей, участию в конкурсах, выставках, выполнению коллективных и индивидуальных изделий.

Форма обучения - классно-урочная /занятия в учебных мастерских/.

После окончания курса обучения учащиеся должны получить основные сведения об использовании бумаги, картона, текстильного лоскута, глины в декоративно-прикладных работах, приобрести навыки обработки различных материалов. Изготовление предметов декоративно-прикладного творчества открывает большой простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса.

Учащиеся должны знать:

  1. процесс изготовления художественных изделий из картона и бумаги;
  2. процесс изготовления художественных изделий из глины;
  3. особенности тканей из химических волокон;
  4. характерные особенности изготовления аппликации в технике     «Гильоширование»;

- требования    техники    безопасности    личной    гигиены    при  художественной обработке материалов.

Учащиеся должны уметь:

  1. разработать самостоятельно композиции художественных изделий из лоскута;
  2. выполнять все стадии работы по изготовлению глиняной игрушки;
  3. использовать подручные материалы для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
  4. соблюдать технологию обработки ткани выжигательным аппаратом.

№ пп


Название тем

Кол-во часов

  1. 1.

Вводное занятие

2


2. Художественная обработка глины

26

Художественные народные промыслы глиняной игрушки.

Основы материаловедения. Подготовка глиняного теста. Безопасность труда.

6

Освоение приемов лепки дымковской игрушки.

Обучение приемам росписи

6

Освоение приемов лепки филимоновской игрушки.

Обучение приемам росписи

6

Освоение приемов лепки каргопольской игрушки.

Обучение приемам росписи.

6

Выставка творческих работ. Встреча с мастерами

акбулакской глиняной игрушки. (Благовестнова П.И.)

2

3. Обработка картона и бумаги.

14

Вводное занятие

2

Способы обработки картона и бумаги. Безопасность труда. Изготовление цветов из бумаги и салфеток.

4

Изготовление подарочных открыток и колец для праздничных салфеток.

2

Изготовление ёлочных украшений из бумаги. Новогодние цепи и гирлянды.

2

Изготовление ёлочных украшений из бумаги. Новогодние снежинки и игрушки.

4

4. Гильоширование.

26

История  возникновения и развитие «Гильоширования».

Материалы и инструменты. Безопасность труда.

2

Подготовка к работе и основные приемы выжигания.

4

Технология выжигания  по прозрачным тканям.

Обработка края изделия. /Салфетка/

6

Технология  выжигания по непрозрачным тканям.

 Салфетки с накладной аппликацией.  /Салфетка/

6

Настенные панно и картины.

6

Выставка творческих работ.

2

                                                                                                                                                                Итого:   68ч.

Содержание изучаемого курса.

1.Вводное занятие.

Теория. Цели и задачи обучения. Содержание занятий. Правила поведения в кабинете.        Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочих мест.

2. Художественная обработка глины

Теория. Художественные народные промыслы глиняной игрушки. Основы материаловедения. Безопасность труда.

Беседа о способах обработки глины. Основные сведения о свойствах глины. Происхождение глиняной игрушки. История традиционных художественных промыслов глиняной игрушки. (Дымка, Каргополь, Филимоново). Сведения о глине как художественном материале. Встреча с мастерами акбулакской  игрушки.

 Практика. Освоение приёмов лепки дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек. Освоение традиционных приёмов раскрашивания глиняной игрушки. Изготовление глиняных игрушек. Выставка работ.

 3. Обработка бумаги и картона.

Теория. Беседа о способах обработки бумаги и картона. Основные сведения о производстве бумаги. Особенности обработки бумаги. Инструменты. Ознакомление со способами разметки, сгибания, резания, склеивания. Виды клеев. Безопасность труда при работе ножницами..

Практика. Освоение приёмов разметки, сгибания, резания, склеивания бумаги. Изготовление цветов из бумаги, ёлочных украшений, подарочных открыток и колец для праздничных салфеток. Выставка работ.

4. Гильоширование.

Теория. Современный вид художественной отделки швейных изделий и изготовления изделий декоративно - прикладного искусства. Использование тканей из химических волокон.

Особенности обработки тканей способом плавления и склеивания под действием высокой температуры. Использование аппарата для выжигания по дереву. Безопасность труда при работе с нагревательными электроприборами.

Практика. Подготовка к работе и основные приемы выжигания.

Основные способы выжигания по ткани. Выбор того или иного способа зависит от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани. Выполнение точек, линий и отверстий.

Технология выжигания по прозрачным тканям.

Обработка края изделия. Особенности выжигания по прозрачным тканям. Накладная аппликация. Подготовка трафаретов из картона или фольги. Вырезание горячей иглой деталей аппликации. Прижимание деталей на основу.

Технология выжигания по непрозрачным тканям. Салфетки с накладной аппликацией.

Особенности выжигания Накладная аппликация. Подготовка трафаретов из картона или фольги. Вырезание горячей иглой деталей аппликации. Прижимание деталей на основу.

Настенные панно и картины

Выбор рисунка. Подбор тканей. Подготовка деталей. Составление композиции из деталей. Выставка творческих работ.

3.Художественная обработка подручных материалов.

Теория. Основы материаловедения. Виды материалов, используемых для изготовления поделок. Способы обработки. Безопасность труда при работе ручными инструментами. Виды изделий из подручных материалов. Цвет как основа художественной выразительности.

Практика. Освоение приёмов обработки подручных материалов. Изготовление стаканов для карандашей и вазы для цветов, используя природные материалы. Изготовление цветов из пластиковых бутылок. Выставка работ.

Литература

  1. Васильева Л.П. Орнаментальная композиция из уголков.//Школа и производство. 2002. №1. 44-45с.
  2. Власова А.А., Карельская И.Ю., Ефременко Л.В. Уроки рукоделия.-СПб.: «КОРОНА принт», «КРИСТАЛЛ»,1998
  3. Конышева Н.М. Секреты мастеров. 3-е издание - М: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картометография» 2000
  4. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999
  5.          Постнова М.В. Гильоширование: искусство выжигания по ткани. - Рукоделие 2003. Платова Е.В.  Выжигание по ткани. - Школа и производство 1996 № 6
  6.         Семенов А.Ф. Приспособление для выжигания по ткани. - Школа и производство. 2003 №1                  
  7.          Толмачева Т.Т. Обучение технике выжигания по ткани. - Школа и производство. 2003. №3

Антипина Валентина Михайловна, МОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области», Акбулакский район.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...

Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками"    охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...

Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"

                   Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных и...

Дополнительная образовательная программа "Сувениры своими руками"

Рабочая программа кружка "Сувениры своими руками"...

Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками»

Дополнительная образовательная программа «Мыло своими руками» - авторская, имеет культурологическую направленность,  разработана с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей ...

Проверочные вопросы по программе "Сувениры своими руками"

Примерный перечень вопросов по темам "Декупаж", "Плетение из бумажной лозы", "Топиарий" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Сувениры свои...