ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ МОУ "ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"
методическая разработка

Борискова Наталья Ивановна

 

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. 
Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В докладе пойдет речь о том, как повысить мотивацию школьников на уроках технологии за счёт внедрения ЭОР (электронных образовательных ресурсов).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (НП) НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

(в рамках национального проекта «Образование» «ТОЧКА РОСТА»)

      В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с цифровыми технологиями.

Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Цель: Создать благоприятные условия для развития творческих способностей обучающихся  на уроках технологии  посредством применения ЭОР НП.

Задачи:

  1. Продолжить выявление творческих способностей у детей с использованием различных диагностик;
  2. Отобрать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления,  творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Организовать индивидуально-групповую работу с детьми посредством применения ЭОР НП в ЦО «Точка роста»;
  4. Подготовить обучающихся к решению творческих заданий на  олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня.

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в лицее был открыт Центр  образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста».

Главная задача Центра образования «Точка Роста»: создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.

ЭОР  - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном  процессе, представленные в электронном  виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов, разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://eor.edu.ru/

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов нового поколения. ФЦИОР является центральным хранилищем ЭОР НП.

      Учебные материалы ресурса соответствуют стандартам основного общего образования, среднего (полного) общего образования и современным научным разработкам в предметной области «Технология».

    Ресурс разработан с учётом новых возможностей информационных технологий, особенностей восприятия информации с экрана и возрастных ограничений взаимодействия с компьютером данной группы пользователей.

      ЭОР НП состоит из электронных учебных модулей (ЭУМ) разных типов:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ модули – для изучения нового материала,

модули ПРАКТИКИ – для исследовательской деятельности и закрепления знаний,

модули КОНТРОЛЯ – для определения и подтверждения уровня знаний.

 ЭОР НП содержит ВАРИАТИВНЫЕ модули всех типов, отличающиеся при общей тематике содержанием, формой подачи материалов или уровнем сложности.

      Набор ЭУМ и последовательность их использования в учебном процессе составляют ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ ОБУЧЕНИЯ. Предлагаемая программа обучения является одной из множества возможных индивидуальных траекторий.

     Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии  и  во внеурочной деятельности.

     Применение электронных образовательных ресурсов нового поколения  целесообразно использовать при дистанционном обучении. Современные технологии позволяют представлять информацию в более динамичной и яркой форме.
Дистанционное обучение  – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение у детей.   

    Методические рекомендации предназначены ученикам, решившим пройти курс обучения самостоятельно, т.е. без поддержки учителя.

      Используя электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) в процессе самообразования:

1. Вы становитесь активным участником учебного процесса, определяете цель своей деятельности и пути её достижения.

2. Вы сами выбираете способ взаимодействия с ЭУМ, т.е. определяете порядок и темп изучения учебного материала, выполнения практических и контрольных заданий.

3. Вы можете формировать собственную индивидуальную траекторию обучения.

4. Вы можете контролировать результаты своего обучения, пользоваться рекомендациями авторов ресурса.

5. Вы можете демонстрировать полученные результаты своей деятельности и обосновать их выбранными материалами ЭУМ.

6. Вы можете копировать материалы модулей для использования их в своих проектах и творческих работах.

7. Вы можете использовать ЭУМ для организации дискуссий, обсуждений, исследований и активного участия в такой форме деятельности.

Работа с информационными модулями

      Просмотрите набор информационных модулей по выбранной теме. Если среди них есть модули, представляющие эту тему по-разному (так называемые вариативы), то отберите для работы те, которые подходят Вам по объёму, форме подачи материалов или уровню сложности.

      Изучите учебные и иллюстративные материалы отобранных модулей. В некоторых модулях содержатся вопросы для самоконтроля. Попробуйте ответить и проверьте себя, включив подпись. В других модулях встречаются творческие и развивающие задания, выполните их, это поможет Вам в дальнейшей работе.

      Если в модуле есть Интернет ссылки на образовательные ресурсы, воспользуйтесь ими для получения дополнительной информации и расширения своих знаний.

      Все материалы информационного модуля можно скопировать.

Работа с модулями практики

      Просмотрите набор модулей практики по выбранной теме.      

Ознакомьтесь с требованиями к уровню подготовки и условиями работы в отобранных модулях. Содержание некоторых практик обобщает материалы нескольких информационных модулей. Предварительно ознакомьтесь с ними со всеми или выполняйте задания практики по изученному Вами материалу. Внимательно читайте все инструкции.

      Результат работы исследовательских, познавательных, творческих и игровых практик оцениваются. Результаты работы в тренировочных практиках Вам будут представлены вместе с рекомендациями при выполнении всех заданий за один сеанс работы.

Работа с модулями контроля

      ЭОР содержит модули контроля двух типов: тесты и контрольные работы. Контрольная работа отличается от теста более строгими условиями её выполнения (ограничено время, нельзя выбирать последовательность ответов). Тесты используйте для определения, а контрольные работы для подтверждения уровня своих знаний.

      Просмотрите набор модулей контроля по выбранной теме.

      Ознакомьтесь с требованиями к уровню подготовки и условиями работы в отобранных модулях. Если Вы сомневаетесь в своих знаниях, то потренируйтесь предварительно в модулях практики или повторите учебный материал информационных модулей. Выполняйте задания текстов и контрольных работ, внимательно читая все инструкции.

      При выполнении всех заданий за один сеанс работы Вы получите выраженный в процентах результат, соответствующий текущему уровню знаний, и рекомендации. Следуйте им в дальнейшем.

      Успешное выполнение контрольных работ будет означать, что процесс обучения по предлагаемой программе завершен и Ваши знания соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Технология», а умения требованиям к уровню подготовки выпускников государственных общеобразовательных учреждений.

      Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения (НП) должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и обучающихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

ССЫЛКИ:

  1. Единая коллекция ЦОР -  http://school-collection.edu.ru/
  2. ФЦИОР - http://www.fcior.edu.ru/

Сеть  творческих учителей - http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практического занятия для педагогических работников "Электронные образовательные ресурсы"

Практическое занятие "Электронные образовательные ресурсы" проводится для педагогических работников  учреждений дополнительного образования детей в рамках программы обучения педагогических кадров...

Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов

Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательные ресурсы в образовательном процессе»

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения сре...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...

«Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка»

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, поэтому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образоват...

Статья "Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»"

Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»...