Мастер - класс "Вышивание атласными лентами"
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Шарапова Рыгзыма Зориктуевна

 

Представленный мастер-класс – очередной  в разделе «Вышивка шелковыми лентами» На уроке учащимся для работы потребуются знания из раздела терминологии ручных работ, навыки закрепления нитки на ткани, работы с компьютером и  т.п.  Они познакомятся с историей вышивки шелковыми лентами, выполнят стебельчатый шов на ткани, разработают эскиз своей работы. На предыдущих уроках  изучались материалы для вышивки, методы заправки ткани в пяльцы, швы «за иголку», и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма  урока – нетрадиционный урок «Мастер-класс».

Тип: Повторение пройденного материала

Тема кружкового занятия: «Вышивка шелковыми нитями»


Цели урока:
 


Образовательная – научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.
Развивающая – развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.


Оборудование:

- образцы изделий;

- наглядные пособия по закреплению ленты, технологии выполнения швов; рисунки, инструкционные карты – шов «узелки», шов «петельки по кругу», шов «вытянутый стежок с завитком», узор «роза».

- Материалы и инструменты – ткань для вышивки, шелковые ленты, нитки, ручные иглы, булавки, ножницы, карандаш.


ТСО:

- компьютер;

- проектор;

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- инструктивно – практический;

- информационно – сообщающий.

Ход урока.
I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.


II. Контроль знаний учащихся.
Вопросы:

1. Перечислить виды швов ручной вышивки.
2. Т. Б. с иглами и булавками, ножницами.


III. Теоретическая часть урока

 - Здравствуйте, девочки! Сегодня на нашем мастер – классе мы с вами сделаем маленький шедевр своими руками, панно « Цветы», вы уже знаете некоторые виды швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.  Но для начала я расскажу вам  о современном применении шелковых лент. (приложение 1 )


1. Современное применение шелковых лент. 
 Учитель Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами! На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.  История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете - объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек. Вот какие красивые вещи можно  изготовить  с помощью лент, а теперь дорогие девочки давайте приступим  к работе.

IV. Практическая часть урока. Мастер-класс «Атласная нежность»

 (приложение 2)

Раздать инструкционные карточки «Выполнение розочки»

Инструкционная карта

Для розы проложить 5 каркасных нитей, исходящих из центра.

Вывести ленту на лицевую сторону и начать обвитие каркасных нитей, проводя ленту то над, то под каркасной нитью. Следить за тем, чтобы лента ложилась лицевой стороной верх.

Ленты укладывать свободно, не затягивая. Наша роза готова.

Теперь выполним несколько бутонов роз петлями вприкреп.

Вышить листики вокруг бутонов длинными стежками с завитками (придерживая ленту лицевой стороной наверх, перегнув ленту на изнанку, в обратном направлении делают прокол иглой сверху вертикально на середине ленты соответственно определенной длине стежка. Получается острый угол с симметричными завитками кромок по середине ленты.

Листики розы вышить петлями с прикрепом (как бутоны). Пришить ручными стежками скрученные ленты для стеблей. Наши розочки готовы. Осталось только оформить композицию.

Для работы нам понадобится:  

Атласная лента розового цвета 2м

Атласная лента зеленого цвета 2м

Канва или мешковина

Игла с большим ушком

Мулине

Физкультминутка  

 Гимнастика для глаз.

- Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.

- Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.

- Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз.

- Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30

Показать способы закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки.

В начале работы: 
Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком.
В конце работы: 
1 способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.
2 способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.

Повторение правил техники безопасной работы ручными инструментами

Показать выполнение швов 
1 показать - узор «роза».
2 показать - узор «узелки»


Проверить у каждого обучающегося качество выполненной работы.

Результат проектной деятельности. Защита работы учащимися.

IV. Закрепление материала. 
1. Способ закрепления ленты в начале и в конце работы.
2. Назвать виды швов, выполненные шелковыми лентами.


V. Итог урока. 
1. Назвать лучших учащихся.
2. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.
3. Достижение цели урока.


VI. Домашнее задание. 
Вышить изделие, оформить готовое изделие.

Отзыв учителя технологии Хангаровой Цыцыгмы Дугаровны

Кружковое занятие в 6 классе было проведено в форме мастер – класса по теме «Вышивка шелковыми лентами». На уроке были использованы: наглядный материал, компьютерная презентация к уроку в MS PowerPoint.

 

На организационном этапе урока были четко поставлены цели урока. Демонстрация образовательных возможностей компьютерных программ, подготовленных учителем, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.

Внешний вид учителя, его педагогическая культура и такт способствовали созданию благоприятного психологического климата и деловой рабочей обстановки.

Урок соответствует требованиям урока с использованием ИКТ. Учитель владеет навыками работы с компьютером, мультимедийным проектором, различными компьютерными программами. Были продемонстрированы умения учителя и учеников.

На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим, проведена оздоровительная пауза. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. В классе царила атмосфера доброжелательности.

Урок цели достиг при высоком КПД работы, понимания материала урока, удовлетворения взаимной деятельности учащихся и учителя. Урок получил высокую оценку коллег и гостей урока.

 

Самоанализ кружкового занятия

 

              I.   Обоснование места данного урока в системе знаний.

Представленный мастер-класс – очередной  в разделе «Вышивка шелковыми лентами» На уроке учащимся для работы потребуются знания из раздела терминологии ручных работ, навыки закрепления нитки на ткани, работы с компьютером и  т.п.  Они познакомятся с историей вышивки шелковыми лентами, выполнят стебельчатый шов на ткани, разработают эскиз своей работы. На предыдущих уроках  изучались материалы для вышивки, методы заправки ткани в пяльцы, швы «за иголку», и другие.

II. Задача урока, их соотношение с целями обучения технологии.

Образовательная задача урока: научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.

Развивающая задача урока: воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.

Воспитательные задачи урока: воспитывать навыки культуры труда: точности, аккуратности, сообразительности в работе, способствовать воспитанию чувства радости за успехи товарищей. Развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.

Структура и логика. Формы и организации деятельности учащихся.

   Структура урока состоит из 5 этапов:

   Первый этап – организационный момент, где я провела мотивацию, поставила перед детьми цели и задачи.

   Второй этап – подготовила учащихся к восприятию новой темы. Это повторение предыдущего занятия.

    Третий этап – изучение нового материала, разделенного на теоретическую и практическую части .

 Четвертый этап –практическая работа, способствовала прочному усвоению полученных знаний.

   Пятый этап – информирование учащихся о домашнем задании.

   На уроке использованы фронтальная, парная и групповая формы работы, где я работала со всем классом и группами.

Реализация общедидактических и методических принципов на уроке.

Общедидактические принципы – сознательность и активность реализуются в ходе изложения материала, когда учащиеся настроены на изучение нового материала.

Принцип наглядности – реализован средствами обучения: презентация и раздаточный материал  ( ученики легче усваивают материал ).

Принцип систематичности и последовательности. Данный урок вписывается в методический план учебного материала и тесно связан с предыдущими и последующими уроками.

Принцип доступности осуществляется посредством рационального отбора учебного материала и учебных пособий.

V.  Методы обучения, использованные на уроке.

Методы – способ взаимодействия учителя на учащихся, направлены на достижение определенной цели.

На данном уроке было обеспечено усвоение учащимися готовой информации. Я использовала объяснительно – иллюстративный метод, деятельность учащихся является репродуктивной.

VI .  Активизация познавательной деятельности

учащимися учителем.

Для активизации познавательной деятельности я применила наглядность, практический материал, компьютерная презентация.

VII. мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмыслить, запомнить.

Мотивация учебной деятельности поддерживалась положительной оценкой за активность и правильное усвоение знаний.

Целесообразность и эффективность используемых наглядных пособий.

В процессе урока были использованы: инструкционная карта «Выполнение розочки», компьютерная презентация, готовые картины.

IX. Виды и формы контроля знаний, навыков и умений учащихся.

 Контроль за качеством выполнения практической работы.

X. Оценка деятельности учащихся на уроке. Воспитательное значение оценки.

На данном уроке я оценила всех учащихся. Оценка усвоения материала проверяется в течение всего урока на различных этапах при помощи устного опроса и визуальной проверки качества швов. В течение всего урока используются объяснительно-иллюстративные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученица научилась самостоятельно выполнять операции, планировать работу и организовывать рабочее место.

XI. Целесообразность и эффективность домашнего задания, его связь с уроком.

Домашнее задание: Вышить изделие, оформить готовое изделие.

Материал урока был построен в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности учащихся.  Считаю, что мой урок достиг цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Розы из атласных лент"

Мастер - класс пригодится для создания приятных и красивых поделок в предверии праздника "8 Марта". Розочки можно прикрепить на резинки, ободки, украсить ими одежду или открытки, а можно собрать в бук...

Мастер – класс по теме «Объёмная вышивка атласной лентой».

Мастерк-класс по вышивке  панно атласной лентой. Обучение детей технике выполнения лепестков ромашки....

Мастер класс "Корзина из мыла и атласных лент"

Разработан буклет мастер класса "Корзина из мыла и атласных лент....

мастер класс по изготовлению топиария из атласных лент

в мастер классе поэтапно показана последовательность выполнения работы:  формирование основы, изготовление декоративных элементов (цветы "анютины глазки"), сборка....

Мастер-класс "Цветок из атласных лент"

Мастер-класс с пошаговым фото "Цветок из атласных лент" в технике казанши...

Мастер-класс «Винтажная брошь из атласных лент»

Передача инновационного опыта для углубления и расширения знаний по изготовлению цветов из атласных лент. ...