Актуальность обучения швейному делу.
статья по технологии (10 класс) на тему

Малахова Надежда Александровна

Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающие профессиональный рост и материальный достаток, общественное призвание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко не на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Главное – не кем быть, а каким быть, основное – не столько профессия, сколько сам человек, посвятивший себя этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_obucheniya_shveynomu_delu.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

         Актуальность обучения швейному делу.

 Вопрос «Кем быть?» неизбежно встает перед каждым из нас. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг. Молодежь ищет в работе что – то привлекательное, творческое. И это справедливо. Романтика, трудовой пафос свойственны юности. Часто многие обращают свои взоры в сторону профессий, связанных с кибернетикой, геологией, журналистикой, театром, кино.

          Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающие профессиональный рост и материальный достаток, общественное призвание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко не на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Главное – не кем быть, а каким быть, основное – не столько профессия, сколько сам человек, посвятивший себя этой деятельности. Можно стать артистом, но не имея таланта, не гореть, а тлеть на этом поприще, занимая чужое место. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, пекаря и швеи, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Французский мыслитель Сен – Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

           Считаю, что каждый педагог – предметник профориентацией вплотную не занимается, но реально они вносят немалый вклад не только в профессиональное, но и в личностное самоопределение учащихся – подростков.

           Надо ли говорить, что ремесло это – одно из древнейших и необходимейших, что оно, как и всякое рукоделие, во все времена славилось мастерами, настоящими художниками своего дела. В наше время производство одежды – мощная отрасль индустрии, призванная служить и бытовым потребностям и художественным запросам человека.

           История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими специальными знаниями, как конструирование и технология. И если неудачи «домашней портнихи» будут стоить куска испорченного ситца, а заодно и настроения, то при серийном производстве они оборачиваются крупным экономическим ущербом.

           Воспитывать в себе художника, «научиться видеть» - возможно ли это? Может быть одним это дано природой, а другим  - нет? На этот вопрос можно с уверенностью ответить – научиться этому можно. Каким образом? Во – первых - искренне хотеть; во – вторых – накапливать знания и «узкоспециальные» и совсем, казалось бы, далекие от кройки и шитья – ведь эрудиция и кругозор ни одной специальности не мешают; в – третьих, ко всем старым и новым знаниям подходить творчески – сравнивать, отбирать, соединять; в – четвертых (и в главных), работать много, не падая духом при неудачах – не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

            Мне хочется, чтобы дети обратили свои взоры к такой отрасли, как сфера обслуживания, а именно привить любовь к швейному делу. Особенность работы в этой сфере – внимание к человеку, забота о нем. А так как приходится работать с живыми людьми, необходимо их запросы, предпочтения, переживания примеривать на себя.

           В Росси это ремесло начало находить себя в конце 17 – начале 18 веков, в период царствования Петра 1. Растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом привело к тому, что в обиходе русского двора появилось европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а так же портные Государевой мастерской и Шатерной палаты в Кремле.

           В Петербурге и Москве стали открываться пошивочные мастерские, изготовлением одежды в которых занимались в основном портные – надомницы. Модных ателье в России было очень мало. Готовясь к очередному сезону, владельцы ателье направляли портных в такие центры мод, как Париж, Вена, Лондон. Из – за границы в Россию приглашали ведущих модельеров и закройщиков. Следует отметить, что до революции в России могли позволить шить одежду в мастерских только зажиточные люди. После революции Советское государство взяло курс на развитие отечественной легкой промышленности.

           В настоящее время легкая промышленность, а именно индивидуальный пошив или пошив высококачественных изделий небольшими партиями имеют в России большой успех. В СНГ открываются национальные Дома моделей под руководством высококвалифицированных специалистов. В России появляются кроме старых имен законодателей моды все новые и новые имена, работы которых принимаются и имеют успех на международных подиумах.

           В швейной мастерской нашей школы девушки получают знания и умения по очень интересной и необходимой профессии – портная по пошиву легкой женской и детской одежды. Что шьют швейники? Изделия, созданные ими – предметы одежды, белье, головные уборы, изделия для украшения жилища, поделки из отходов ткани и многое другое, без чего обходиться нельзя каждому из нас.

           Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Моя гордость как учителя в том, что за восемь лет работы в школе подготовлено 18 девушек для дальнейшего обучения по этой специальности, которые получили и получают образование в Ставропольском технологическом техникуме бытового обслуживания населения, Шахтинском институте БОН, Майкопском колледже, Краснодарском УПК. Вкладывая свои знания, труд, энергию в души детей, и получая от этого видимый результат, чувствуешь, что день за днем проходят не зря.

            Каменщик строит жилища, платья – работа портного,

            Но ведь портному работать негде без теплого крова!

            Каменщик был бы раздетым, если б умелые руки

            Вовремя не смастерили фартук и куртку, и брюки.

            Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает,

            Ну а сапожник без хлеба много ль нашьет, натачает?

            Стало быть так и выходит все, что мы делаем – нужно.

            Значит и завтра мы будем трудиться очень усердно и дружно!

           

           Швейная мастерская, в которой работают дети, оборудована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному кабинету.

Согласно требований:

а)оборудование установлено с наличием свободных проходов;

б)помещение хорошо проветривается, температурный режим соответствует требованиям;

в)освещение как естественное, так и искусственное соответствует нормам;

г)для утюжильных работ имеются два постоянных рабочих места общего пользования, утюги.

          В начале учебного года все ребята знакомятся с техникой безопасности в кабинете обслуживающего труда. Каждая ученица имеет рабочую тетрадь по данному предмету, папку для хранения чертежей, выкроек, работ по моделированию, ткани для пошива изделий, инструменты и приспособления для пошива одежды.

           Швейные машины и утюжильные места закреплены за учащимися. В каждом классе есть бригадир, в обязанности которого входит прием оборудования и сдача его другому классу (наличие шпульных колпачков, утюгов, чистота рабочего места).

          Занятия проводятся согласно тематического планирования, утвержденного администрацией школы. Идет постоянный сбор и систематизация материала для занятий. Собранные по темам материалы систематизируются по разделам: устройство и эксплуатация швейных машин, швейные материалы, конструирование и моделирование одежды, отделка и вышивка, декоративно – прикладное искусство.

           Учебный процесс в основном зависит от конкретного содержания занятия. Основной организационной формой обучения в швейной мастерской школы является трудовое практическое занятие. Кроме трудовых практических занятий проводятся учебно – практические и лабораторно – практические занятия.

           Наряду с общими методами обучения – словесными, наглядными и практическими при конструировании, моделировании и изготовлении изделий из ткани, используются методы, специфические для трудового обучения – инструктажи: вводный, текущий, заключительный, а так же письменный инструктаж в виде инструкционных карт.

           Немаловажный фактор для учебного процесса оказывает состояние материально – технического обеспечения занятий, поэтому с целью постоянного поддержания оборудования в рабочем состоянии периодически проводится профосмотр швейного оборудования. В случае неисправности оборудования снижается качество и производительность труда, у учащихся нередко пропадает интерес к работе.

           Наличие образцов ассортимента тканей в 6 – 8 классах дает возможность, проанализировав ассортимент тканей по природе волокон, расцветкам и рисункам, определить технические условия изготовления изделий из них.

           Содержание раздела программы «Работа с тканью» позволяет ознакомить учащихся с отраслями легкой промышленности – текстильной и швейной, бытовым обслуживанием населения, торговлей текстильными товарами и одеждой, а так же показать школьникам роль декоративно – прикладного искусства в области создания различных видов тканей.

           Одним из наиболее сложных элементов учебного процесса является организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний учащихся являются:

а)беседы, направленные на закрепление, систематизацию или применение знаний (в процессе беседы одни ученицы отвечают на несколько вопросов, логически связанных между собой, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы, такие беседы с целью проверки знаний способствуют развитию памяти и мышления у учащихся, вызывают у них желание применять полученные знания на практических занятиях);

б)фронтальный беглый опрос, проводимый при определении качества знаний, необходимых для выполнения предстоящей практической работы;

в)заполнение инструкционных карт с целью выявления знаний учащихся технологической последовательности выполнения типовых обработок швейных изделий.

           Контроль практических умений осуществляется в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся при систематической пооперационной проверке изготавливаемых изделий, при просмотре изделия в целом, отборе готовых изделий на выставку (демонстрацию изделий).

          В шестом классе ребята изучают элементы машиноведения (швейные машины с ножным и электрическими приводами), материаловедения. Изучаются ручные швы (сметочный, заметочный, выметочный), машинные швы (стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, настрочной шов, расстрочной шов, декоративный отделочный шов зигзаг).

           На основе изученных швов изготавливаются изделия – косынка, фартук. Дети моделируют изделия, изготавливают лекала, самостоятельно раскраивают и выполняют самостоятельную работу по пошиву изделий.

            Седьмой класс насыщен сведениями о природе тканей. Ребята более обширно знакомятся с расцветками и рисунками и свойствами хлопчато – бумажных тканей, в результате чего у учащихся развивается умение производить выбор материалов для изготовления изделий, с учетом их свойств, художественных возможностей и назначения.

         Изучив элементы материаловедения – х/бумажные ткани, учащиеся выполняют работу по изготовлению комплекта постельного белья, рубашки и шапочки для новорожденного. В данном случае предоставляется возможность формировать у учащихся понимание значения требований эстетики в области создания изделий и принадлежностей в швейной промышленности.

           Изучая более обширную тему: «Элементы материаловедения. Гладкокрашеные, набивные, пестротканые и меланжевые ткани полотняного и сатинового переплетения», учащиеся более подробно знакомятся с производством различных натуральных и искусственных тканей и их назначением.

Например:

Тема занятия «Волокна шерсти и льна».

Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения и искусственными – вискозным шелком, научить определять их свойства.

Наглядные пособия: коллекции: «Шерсть и продукты ее переработки», «Натуральный шелк», «Искусственный шелк», сравнительная таблица свойств различных волокон.

На доске новые термины и слова: войлокоспособность, фильеры, вискоза, однородная и смешанная пряжа, штапель.

Оборудование и материалы: волокна шерсти, хлопка, шелковые натуральные и вискозные нити, штапельные волокна и пряжа из них.

Ход урока.

Сообщение познавательных сведений и объяснение с практическим закреплением материала.

Напоминаю о природе сырья тканей из натуральных волокон растительного происхождения, даю определение волокна шерсти, спрашиваю учащихся, что они знают о способе ее получения, подчеркиваю, что в основном добывается овечья шерсть (95 – 97%) и небольшая доля приходится на козью и верблюжью (3 – 5%). По составу волокон шерсть бывает однородная и неоднородная. Рассказываю о первичной обработке шерсти, о различных видах ее волокон, о свойствах волокна, увязав их с особенностью строения.

Например: войлокоспособность зависит от чешуйчатого строения наружного слоя, теплозащитность – от наличия воздушных промежутков сердцевинном слое; знакомлю с другими свойствами и показателями волокна, такими как блеск, извитость, длина, прочность, сминаемость, гигроскопичность, подчеркивая, что внешний вид и свойства ткани зависят от свойств волокон, дополняя знания о прядильном производстве.

            Учащимся дается общее понятие о натуральном шелке, тутовом шелкопряде, связываются знания с зоологией. Дается информация о свойствах ткани. Затем переходим к химическим волокнам, более подробно останавливаясь на искусственных вискозных волокнах. Сырьем для их производства является древесина хвойных деревьев – еловая щепа, из которой после обработки получают целлюлозу в виде листов картона. Растворенная целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу, продавливая ее через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка. Рассказываю о строении вискозного волокна, перечисляя основные его свойства, подчеркивая отличительные особенности – непрерывность нити и гладкость волокна. Вискозные волокна вырабатываются не только в виде непрерывных нитей, но и в виде штапельных волокон, т.е. – коротких отрезков, пригодных как для изготовления однородной вискозной ткани, так и для изготовления смешанной пряжи, например, с хлопком, шерстью и т.д. Делается это с целью повышения качества тканей и разнообразия их в ассортименте. Демонстрирую учащимся сжигание волокон, задавая вопрос: «Почему при горении волокон хлопка и льна ощущается запах горящей бумаги? Как при сжигании должно пахнуть вискозное волокно? Почему шерсть и натуральный шелк имеют одинаковый запах при сжигании – жженого пера (рога)?».

Лабораторная работа. Заключительная часть.

Дается задание учащимся: исследовать волокна хлопка, шерсти, шелка натурального, вискозного волокна и заполнить сравнительную таблицу свойств волокон по признакам, приведенным в таблице. Проверку на горение разрешается проводить только в присутствии учителя.

Подведение итогов занятия, выставление оценок.

Задание к очередному занятию: принести листы бумаги (формат А – 4), рабочую тетрадь для оформления коллекции, образцы тканей, рекомендуемые для изготовления шорт, иллюстрированный материал по теме: «Моделирование и конструирование шорт».

           При изготовлении легкого детского платья учащиеся закрепляют знания и практические умения, полученные в седьмом классе. В восьмом классе учащиеся дополняют свои знания о природе натуральных и химических волокон, узнают об их положительных свойствах, об экономической выгоде применения химических волокон для производства различных тканей. При моделировании и конструировании плечевых изделий учащиеся закрепляют знания, полученные ранее, узнают, что для каждой возрастной группы существуют свои пропорции тела, что модели одежды, предлагаемые журналами мод для взрослых, не подходят для детей и подростков, так как пропорции тела взрослого человека и детей отличаются друг от друга.

           Опираясь на знания, полученные в 6-7 классе на уроках математики, учащиеся будут находить величину неизвестного отрезка (глубину горловины, ширину плеча), учатся обрабатывать вырезы подкройной обтачкой, узнают, что такая же или аналогичная обработка применяется и на других изделиях.

Изготовление детского платья.

Тема занятия: «Снятие мерок. Построение основы чертежа детского платья».

Цель занятия: совершенствовать умения по снятию мерок и построению сетки чертежа, научить изображать развертку деталей выкройки основы детского платья в зависимости от положения линии сетки чертежа.

Наглядные пособия: образец детского платья, на доске новые слова и термины: вытачка, глубина раствора вытачки.

Оборудование и материалы: сантиметровая лента и тесьма для фиксирования линии талии, линейка закройщика, карандаш, резинка, лекальные линейки, бумага для выполнения чертежа в натуральную величину.

Объяснение с практическим закреплением.

Учащимся предлагается показать на изображении фигуры горизонтальные и вертикальные линии, образующие сетку чертежа. Показываю снятие мерок с детской фигуры, говорю о правилах расположения чертежа основы платья, записей результатов измерений и расчетов к чертежу основы в рабочих тетрадях. Учащиеся фронтально строят сетку чертежа выкройки основы платья на стандартный размер.

Построение основы детского платья.

Мерки: Рост – 90,0

Сш – 14,0  (полуобхват шеи)

Сг2 – 28,0 (полуобхват груди )  Пг – 6,0-8,0 (прибавка по груди)

Дтп – 26,0 (длина талии переда)

Ди – 46,0 (длина изделия).

Практическая работа. Заключительная часть.

           Учащимся дается задание: снять мерки с девочки и построить чертеж выкройки основы детского платья в натуральную величину. Контролирую и оцениваю самостоятельную работу учащихся, подвожу итоги занятия и даю задание.

Если девочка не желает изготавливать изделие на ребенка, то выполняет уменьшенное лекало для изготовления платья – образца. Девочки моделируют изделие в рабочей тетради, подбирают ткань для выполнения работы.

           На основе выполненной работы учащимся предлагается моделирование и конструирование летнего костюма (юбки, блузы) на индивидуальный размер.

           Приобретая определенный опыт по моделированию, конструированию, технологии, учащиеся девятых классов применяют эти навыки при изготовлении халатов, сарафанов, различных костюмов первоначально на цельнокроеной основе, разрабатывают непременно все модели на основе ночной сорочки, учитывая при этом направленность ткани, ее эстетические свойства, придавая своим изделиям различный характер, стиль, индивидуальность.

           Для пошива этих изделий вносятся изменения в построении чертежа. Учащиеся 9-х классов хорошо владеют техникой кроя и технологического процесса пошива изделий, что дает возможность в 10-м классе значительно усложнить программу и отдельным учащимся давать задания повышенной сложности.

           Работая в 10-м классе на основе сетки чертежа платья прямого силуэта с нагрудной вытачкой, применяя динамические пособия, учащиеся моделируют изделия средней сложности, перемещая нагрудную вытачку в зависимости от модели в различные участки лифа (горловину, талию, пройму и т.д.).

          По теме: «Моделирование, конструирование брюк» учащимся предлагается разработать несколько моделей брюк, шорт, юбки – брюк. Практическая работа выполняется по выбору изделий учащимися.

          В 11-м классе девушки работают практически со всеми тканями, самостоятельно (по выбору) выполняют различные лекала, подбирают ткань и фурнитуру, раскраивают изделия повышенной сложности. От полученных результатов вместе с ними испытываю радость оттого, что мой труд не зря был вложен в души и руки этих детей.

          Одиннадцатый класс – взрослые дети, стоят на грани взрослой жизни, и как никогда раньше, им необходимо познавать не только науки, но и творить своими руками для того, чтобы в будущем стать хорошей хозяйкой, матерью, уметь создавать уют, да еще и с присущей каждой из них индивидуальностью – это так важно!

           Выглядеть красиво, одеваться со вкусом, шить своими руками …

           Программа предусматривает раздел «Дом, в котором мы живем», поэтому пользуясь литературой А.Р. Забродина, А.А. Немировой, К.И. Турлянского «Энциклопедия семейной жизни», где все только для девушек, мы с ними поэтапно знакомимся с такими необходимыми темами как: «Удобно и уютно», «Если вы приглашаете …», «Если вас пригласили …», «Подарок – знак уважения», «Если хочешь быть элегантной», «30 минут для красоты и здоровья», «Ребенок заболел», «Природа и творчество» и многие другие.

           И все же основной темой является технологический процесс пошива легкой женской и детской одежды.

           Школа имеет лицензию на обучение девушек по профессии – портная по пошиву легкой женской и детской одежды.

В январе – феврале всем девушкам выдается задание для творческого проекта по любой из пройденных тем в течение учебного года. Желающие сдают профессиональный экзамен с получением соответствующего документа.

           Итогом каждого учебного года бывает выставка работ учащихся 5-11 классов, обязательно – демонстрация моделей одежды с присвоением номинаций «Лучшая швея», «Лучшая манекенщица», «Лучшая отделочница», и таких номинаций как «Мисс Очарование», «Мисс Золотые руки», «Мисс Совершенство». Такое мероприятий дети сравнивают с таким праздником как Новый год, а это значит, что это тоже праздник творческих душ.

           Несложно научит девушек трудовым умениям по основам швейного дела, кулинарии, рукоделия.

Гораздо важнее развит и духовно обогатить их, развить чувство меры, высокий художественный и эстетический вкусы, где не доминируют либо художественное, либо технологическое начало. Необходимо отыскивать «золотую» середину.

Специфика программы по швейному делу такова, что позволяет ориентировать школьников на профессии сферы обслуживания. В процессе занятий у учащихся формируются технические знания, а также умения и навыки по обработке различных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений и бытовых машин, позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, а вместе с тем повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности.

Полученные на уроках швейного дела знания и умения служат прочным фундаментом для дальнейшего обучения по специальностям: швея, портной, вышивальщица. Учащиеся могут продолжить своё обучение в  учебных заведениях данной напрвленности.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения находит практическое решение в системе общего образования, в реализации идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"

Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...

Интерактивный тест . Трудовое обучение. Швейное дело. 5 класс

Электронный тренажёр для самоконтроля на уроках швейног дела в 5 классе коррекционной школы....

Актуальность обучения швейному делу

Выбор и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающие профессиональный рост и материальный достаток, общественное призвание – одна из важне...

Социограмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В.

Диаграмма (динамика возможностей обучения) на уроке технологии, по трудовому обучению (швейное дело) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида Мануйловой О.В. Диа...

Организация развивающего обучения швейному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида через использование предметных, предметно-технологических, инструкционных карт и применение швейной терминологии.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении ус...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...


 

Комментарии

Вы правы, коллега, что выбор профессии,да и работы, обеспечивающие профессиональный рост и материальный достаток, общественное призвание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека!Мне, например, послужил пример моей учительницы по трудовому обучению: мне очень нравился этот предмет и конечно же, мой учитель.она меня научила всему, что потребовалось для овладения моей будущей профессии.Это действительно очень важно, когда учитель технологии прививает любовь к своему предмету, увлекает своим примером и этим продвигает к выбору любимой профессии!Очень актуальная статья.Если ученики выбирают профессию, которой учитель технологии посвящает свою жизнь, то это очень приятно, жизнь удалась!!!Всего самого доброго Вам, Надежда Александровна, и побольше своих продолжателей профессии!

Малахова Надежда Александровна

Спасибо что обратили внимание на такую мелочь как выбор профессии учитель.