Духовная жизнь Пушкина.
материал по технологии (8 класс) по теме

Калбазова Ирина Ивановна

Интегрированный урок по технологии (кулинария) и литературе, посвящен 230-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_zhizn_pushkina.rar10.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Интегрированный урок.

 Духовная и физическая жизнь русского поэта А.С.Пушкина.

          (Рецепты из поваренных книг семейства

                  Пушкиных - Ганнибалов).

               ДУХОВНОЙ  ЖАЖДОЮ  ТОМИМ...

Цель: донести до учащихся дух эпохи А.Пушкина, воссоздать атмосферу человеческого бытия гения и познакомить с рецептами блюд эпохи.

Наглядные пособия: портрет Пушкина, его родителей, друзей, бабушки, няньки. Эскиз усадьбы в Михайловском, приготовленные блюда.

1)Слово учителя.

    Сегодня в России, кажется, не найдется уголка, где бы не знали имени А.С.Пушкина,  прекрасных поэтических созданий.

    В  каждом доме есть уголок для любимой сказки, будь то прекрасная царевна с ненаглядным сыном, или золотой петушок, недремлющий страж рубежей Русского Отечества, или всемогущая золотая рыбка, глубоко чувствующая добро и зло...

    Дети постарше в томиках стихов ищут то, что соответствует их мыслям и чувствам, потому ведь русский поэт создавал незабываемые образы истинных патриотов, готовых отдать Отчизне «души прекрасные порывы», и это святое чувство может помочь молодым выбрать место в жизни, ощутить свое предназначение.

    Глубокие мысли будит философская лирика А.С.Пушкина, по - иному взглянуть на мир заставляют пейзажные зарисовки.                                    

    Нескончаемый поток ощущений нахлынет на вас, когда вы раскроете стихи о дружбе,  верности идеалам, любви...

    И все же есть одна сторона жизни поэта, о которой мало знает общество.

    Помните, Пушкин писал:«Духовной жаждою томим...» Да, c этим нельзя не согласиться. Духовная жизнь поэта сродни жажде, отрешенности от всего во имя возвышенного, к чему каждый должен стремиться.

    А какая же физическая жажда была у поэта?

    Теперь известно: не могло, не быть... Большое сердце гения умело творить, любить и быть вполне земным человеком.

    Сейчас вы услышите рецепты блюд, которые боготворил А.С.Пушкин.        

Ассистент 1: Что пили да ели во времена А.С.Пушкина?

    Только ли праздное любопытство     вызывает  этот вопрос? Ведь еда - важнейшая часть общей культуры человечества, отражающая к тому же национальные особенности. Потому важно знать и эту сторону жизни наших предков. Старые кулинарные книги говорят о  том, что в оные времена у нас на  Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор «Ручной книги русской опытной хозяйки» еще в начале прошлого века: «Не  порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что, к чему мы привыкли, с чем свыкались, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется летописью нашего бытия, климатом и образом жизни.

      Вкусное, сладкое, аппетитное укрепляет человека не только как «хлеб насущный», но и как лекарство, как самое лучшее средство для укрепления здоровья. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи!

 А.2:    Для предков А.С.Пушкина Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема  пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавались по наследству, а поварами служили специально обученные люди. Как правило, пища приготавливалась под неусыпным  контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил сам барин. Чтобы удивить гостей каким - нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме таких книг было несколько. Так в Петровском поместье Ганнибалов долгие годы находилась книга знаменитого советчика русскому человеку Василия Левшина - автора многих изданий - с рассказами о том, как нужно строить дома, мельницы,  баньки, дороги, готовить кушанья, хранить продукты. Этого своеобразного энциклопедиста А.С.Пушкин  упоминает в 7-й главе «Евгения Онегина».

      Однако в те времена многие господа самых различных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить вкусное, сладкое, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого. Петр Абрамович Ганнибал, будучи хозяином Петровского имения, тоже  сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал явства его кухни.

А.3: В 1826г., покидая Михайловское, родители поэта увезли с собой в Петербург поваров. Обязанности хозяйки и поварихи взяла на себя няня  Пушкина Арина Родионовна. Ее кулинарное искусство так поразило друга Пушкина поэта Н.М.Языкова, что он воспел его в своих стихах.

      Провиантские запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, сомами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить ближним лесом и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями - антоновкой, боровинкой, грушовкой, очаковскими сливами, вишнями, грушами!

 А.4:   Сам Пушкин не был особо привередлив в еде. Конечно, он, как и все богатые люди того времени, любил изысканную пищу, но очень часто предпочитал ей домашний суп, простую кашу, печенный картофель.

      «Он вовсе не был лакомка,- вспоминал лицейский друг  Пушкина поэт А.А.Вяземский,- он даже, думаю, не ценил и не хорошо постигал тайны поваренного искусства, но на иные вещи был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него не редко».

 А.5:Любимым  деревенским вареньем Пушкина было крыжовенное. Да и трудно было не полюбить такое варенье, коль сварено оно было старинным народным правилом. Сколь хитрое и сложное это дело было, можно узнать из тогдашней «Сельской энциклопедии»: «Очищенный от семечек, сполосканный, зеленый, неспелый крыжовник, собранный между 10 и 15 июня, сложить в муравленный горшок, прокладывая рядами вишневых листьев и немного щавелем и шпинатом. Залить крепкой водкой, закрыть крышкой, обмазать оную тестом, вставить на несколько часов в печь, на другой день вынуть крыжовник, всыпать в холодную воду со льдом, через час перемешать воду и один раз с ней вскипятить, потом третий, потом положить ягоды опять в холодную воду со льдом, которую перемешать несколько раз, каждый раз держа в ней ягоды по четверти часа, а когда стечет, разложить на скатерть льняную, а когда обсохнут, свесить на безмене, каждый фунт ягод требует 2 фунта сахара и 1 стакан воды. Сварить сироп из трех четвертей сахару, прокипятить, снять пену и сей горячий сироп влить в ягоды и поставить кипятиться, а как станет кипеть, осыпать остальным сахаром, раза три вскипятить ключом, а потом держать на легком огне, пробуя на вкус.                                

После всего сложить варенье в фунтовые банки и завернуть их вощеною бумагою, а сверху пузырем обвязать. Варенье сие почитается отличным и самым наилучшим из деревенских припасов».

А.6: А вот так следовало варить, согласно старинной рецептуре, варенье из айвы.

 «Прежде всего  нужно очистить плоды от корки, подрезать, их  дольками  и дольки сбрызнуть водой, подкисленной лимоном, али чем другим, а после залить кочаны холодной водой и хорошо их сварить, затем отцедить воду и сей водой ( отваром) кипящей залить дольки айвы. И  так делать несколько раз, два или три, а на третий раз с отвара и сахара или меда сварить сырой сироп, с употреблением на фунт айвы фунт сахара, после чего залить сиропом дольки айвы, уже бланшированные,  и варить до готовности, пробуя на вкус. А когда варенье станет янтарного цвета - сие означает, что варенье готово и его надо кушать на здоровье».

 А.7:Особенно близко с псковской кухней познакомился Пушкин в доме своих друзей Осиповых - Вульф. Здесь свято соблюдали старинные русские трапезные традиции. На масленицу жарили блины, на Рождество варили кутью, тушили гуся, к Пасхе пекли куличи, к именинам - торты, бланманже, пироги. В своих письмах к Осиповы - Вульф Пушкин даже стал подписываться «Вам яблочный пирог».

      Надо сказать, что благодаря имени поэта слова о псковских пирогах прокатились по всей Руси. Случилось это после  того, как императорский дом разыграл во дворце действо по роману «Евгений Онегин», в котором император выступил в роли Онегина, императрица- в роли Татьяны. В тот день на обеде во дворце были поданы яблочные пироги, привезенные из Пскова. С чьей - то веселой шутки не только пироги, но и все блюда, поданные на стол в тот день, были названы пушкинскими. Отсюда и пошли по ресторанам, трактирам и гостиницам Петербурга, Москвы и других больших городов тогдашней России пушкинские супы, котлеты, компоты, мороженое, конфеты, мармелад...

 (Взяты из поваренных книг середины прошлого века. С большой степенью достоверности можно утвердить, что они вобрали в себя богатый опыт русской кухни прежних времен).

     «На досуге отобедай,

             У Пожарского в Торжке

             Жаренных котлет отведай...»

Из письма А.С.Пушкина

                   С.А.Соболевскому 9.11.1826г.

А.8: Котлеты по - пожарски.

Нежирную, хотя бы и старую курицу опалить, выпотрошить, снять с нее кожу, а затем всю мякоть мелко изрубить или пропустить сквозь мясорубку, положить мякоть булки, в молоке размоченную, кусок слив. масла, протолочь, протереть сквозь редкое сито, посолить 1/2 ложечки соли, всыпать по желанию чуть - чуть перца или мускатного ореха, для нежности котлет можно вместо молока взять жидких сливок, размешать хорошенько. На мокрой доске сделать котлеты, обвалять их в сухарях, поджарить в масле, на медленном огне.

      Из костей, крылышек и лапок сварить бульон. На 9 котлет и на шесть полных тарелок бульона необходима курица весом в 5 фунтов или 2 курицы по 2,5 фунта = 1кг.          

 1 стакан молока или сливок, ложка сливочного масла, небольшая булка, 0,5ст. сухарей, 1/4 - 1/3 фунта оливкового масла. Подавать с соусом из сморчков, из  раков, с сушеным горошком, с соусом из щавеля, с зеленой фасолью.»

   Мякоть курицы помолоть через мясорубку + лук + мякоть булки, размоченной в молоке или сливках, посолить, поперчить. Котлеты обвалять в сухарях, поджарить в масле, подсолить, потушить. Отдельно из костей сварить бульон.

 Продукты: 1большая курица, 1 ст. молока, 0,5 сухарей, оливковое масло, соль, перец, подавать с сыром. 

А.9:«Мать его, Надежда Осиповна, горячо любившая детей своих, гордилась им и была очень рада и счастлива, когда он посещал их и оставался обедать. Она заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник.»

                    Из воспоминаний А.П.Кери.                           

Печеный картофель.

      Старый картофель часто обмыть, мокрым осыпать солью, испечь в золе русской печи или духовой печи, чаще переворачивая, чтобы не пригорел; печется около часу, не менее. Подается к завтраку. Отдельно соль и масло.

 А.10:Дядя побежал, все в минуту спроворил(сделать скоро, ускорить), принес блинов, бутылку. Сбежались подруги, и стал нас Пушкин потчевать; на лежанке сидит, на коленях тарелка с блинами - смешной такой, ест да похваливает: «Нигде, говорит, таких вкусных блинов не едал!»

    Из воспоминаний Т.Д.Демьяновой.

        Скороспелые блины.                   

Взять 2  фунта пшеничной муки, 8 яичных желтков и 1/2 фунта деревенского масла, положить в кастрюлю и, тщательно перемешать, развести кислым молоком до надлежащей пропорции, потом сбить 8 белков, положить в тесто, и, смешав всю массу, печь блины.

А.11:               «В три часа сажусь верхом,

                  а в пять - в ванну, и потом обедаю

                  картофелем да гречневою кашей».

Из письма А.С.Пушкина жене.

                                              30.10.1833г.

Гречневая каша.

     1,5 фунта крупной гречневой крупы просеять, поджарить на легком огне, всыпать в горшок, чтобы немного более половины горшка, положить ложку деревенского масла, ложечку соли, влить кипятку так, чтобы крупу едва покрывало, размешать, накрыть крышкой, поставить в горячую духовую печь не менее как на три часа,                            

подставив под дно горшка сковороду с водою для того, чтобы каша не пригорела. Когда  покроется корочкою, снять сковороду, перевернуть горшок вверх дном, продолжая печь.

К каше подавать сливки, коровье молоко, или  просто растительное масло.

 А.12:    «Мы попросили варенца и моченых яблок. Это были любимые кушанья поэта.»

                Из воспоминаний В.А.Нащекиной.

Варенец обычный, или греческое молоко

4 бутылки цельного молока влить в широкую крынку, поставить в печь перед угольями, чтобы

исподволь кипело. Когда образовавшаяся сверху пленка подрумянится, опустить ее ложкою на дно и так поступать с несколькими подобными пленками. Потом оставить, остудить немного, положить 1/2 или целый стакан сметаны, поставить в теплое место, чтобы скисло. Затем остудить, подавать с сахаром.

Заключение: Мы сегодня приоткрыли еще одну интересную страницу из жизни Великого Мастера, национальной гордости России.

    Я постаралась донести до вас дух эпохи Пушкина, воссоздать атмосферу человеческого бытия гения, т.е. рассказать, что было его физической пищей, что способствовало хорошему настроению поэта, что радовало его и позволяло наслаждаться, жить земными радостями, совсем так, как и каждый из нас.

    Идет показ блюд по рецептам пушкинской поры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"

Тест в формате ЕГЭ  может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе  по теме "Духовная сфера жизни общества"...

Урок обществознания "Духовная жизнь"

урок обществознания в 9 классе...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"

Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...