Вышивка. Изонить
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Смирнова Людмила Анатольевна

Урок-путешествие, история русской национальной вышивки, изонить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_izonit1.pptx2.85 МБ
Microsoft Office document icon urok_vyshivka_izonit.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по морю РУКОДЕЛИЯ

Слайд 3

08.11.2012

Слайд 4

Археологические находки 9-10 веков: 08.11.2012 Фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями

Слайд 5

Мотивы русской вышивки 08.11.2012 5

Слайд 6

08.11.2012 6

Слайд 7

08.11.2012

Слайд 8

08.11.2012 Свадебный наряд невесты

Слайд 9

Швы русской вышивки: 08.11.2012 «Полукрест» «Крест»

Слайд 10

Швы русской вышивки: 08.11.2012 «Счётная гладь» «Козлик»

Слайд 11

Швы русской вышивки: 08.11.2012 «Цветная перевить» «Крестецкая строчка»

Слайд 12

Швы русской вышивки: 08.11.2012 Русское игольное кружево

Слайд 13

Изонить 08.11.2012

Слайд 14

История Это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта. 08.11.2012

Слайд 15

08.11.2012

Слайд 16

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы: Цветной картон Нитки: ирис, мулине, обычные швейные Ножницы Игла Шило Циркуль Линейка 08.11.2012

Слайд 17

08.11.2012

Слайд 18

Основные приёмы: Заполнение угла; Заполнение окружности; Заполнение дуги. 08.11.2012 Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины). Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра. Дуга - часть кривой линии, заключённая между двумя какими либо точками.

Слайд 19

«Делай как я!» Физкультминутка для кистей рук:

Слайд 20

ЗАПОМНИ Работать ножницами можно, Но только очень осторожно. Не бегай с ними по квартире - Так можно сделать харакири. Коль просит кто-то, не зевай, Вперед колечками подай. Храните ножницы на месте С концами, сложенными вместе.

Слайд 21

ЗАПОМНИ Игла в работе весела, Она тонка и так мала: Не будешь класть ее на место, Вдруг потеряется в отместку. И затаится в беспорядке… Тебе ж потом воткнется в пятку. Чтоб не болели зубы и живот, Не брать иголки и булавки в рот.

Слайд 22

08.11.2012 Инструкционная карта № 1 «Заполнение окружности» Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество). Выбирается любая хорда в окружности (например 1-13). Заполняется по схеме. Примечание: при заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок, а по изнаночной - нить повторяет линию окружности.

Слайд 23

08.11.2012 Инструкционная карта № 2 «Заполнение дуги» Начертить дугу; Разделить её на равные части; Заполнить по схеме. Примечание: при заполнении дуги по лицевой стороне получается рисунок, а по изнаночной - нить повторяет линию дуги.

Слайд 24

08.11.2012 Инструкционная карта № 3 «Заполнение угла» начертить на изнаночной стороне картона любой угол; разделить каждую сторону угла на 8 равных частей; пронумеровать полученные точки; сделать иглой или шилом проколы во всех точках; вдеть нить в иглу; заполнить угол по предлагаемой схеме; Примечание: при заполнении угла по лицевой стороне получается рисунок, а по изнаночной - нить повторяет линии угла.

Слайд 25

08.11.2012

Слайд 27

08.11.2012 «Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» Джордж Бернард Шоу



Предварительный просмотр:

Вышивка. Изонить.

Цели урока:

Познавательная: Обзорно познакомить учащихся с историей русской национальной вышивки; вышивкой в технике Изонить;

Двигательная:  Развить навык работы с различными материалами;

Воспитательная: Воспитать уважение к народным промыслам и традициям.

Методическое обеспечение:

картина в технике Изонить;

презентация в программе Power Point «Вышивка»;

Инструкционные карты: № 1 – «Заполнение окружности»;

№ 2 – «Заполнение дуги»;

№ 3 – «Заполнение угла».

Оборудование:

компьютер,

проектор,

набор материалов для выполнения картины в технике Изонить.

Связь урока с другими предметами: ИЗО, математика.

Ход урока:

Теоретическая часть:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами! Зовут меня, Людмила Анатольевна.

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать.

На каких видах транспорта можно путешествовать?

Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю.

А какие моря вы знаете?

Молодцы! Но, к сожалению моря, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, фантазией. А называется оно море РУКОДЕЛИЯ.

Давайте представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном, вы — юнгами.

Девизом путешествия возьмем такие слова:

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Итак, в путь!

В море РУКОДЕЛИЯ разбросаны множество удивительных, очень красивых островов. На каждом из них проживают мастера, изделия которых издревле славятся на весь мир. Вышитые полотенца, вязаные салфетки, плетеные панно — все поражает своей красотой. Из всех стран мира приплывают купцы, чтобы купить товар островных мастеров. А какие удивительные названия у островов моря РУКОДЕЛИЯ: остров «Макраме», остров «Вязания», остров «Шитья», «КВИЛТ».  Посмотрите, впереди показался какой-то остров. Как же он называется? Давайте отгадаем: У вас на партах расположены карточки с буквами. Вам нужно постараться найти название нашего острова.

Правильно! Остров «Вишивки»! Да, не раз я бывала на нём. Это очень интересный остров, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с его историей и его мастерами. На этом острове живут мастера разных национальностей. Но мы начнём наше знакомство с истории русской национальной вышивки, потому что без знания культуры своего народа нельзя вырасти настоящим патриотом и гражданином своей Родины.

История: Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена так же украшали предметы быта.

  Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

   Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

   Вышивкой украшали такие предметы быта как  полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

   Каждая вышивка имела свое назначение.

«Прямой горизонтальной линией на вышивках обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, а вертикальной волнистой — дождь, треугольником — горы, скрещивающимися линиями — огонь и молнию. Солнце и Луну — источники света — обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому  называли их оберегами и наносили на более видные и открытые  места одежды, предметов быта и построек. Оберёг на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий».

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

  Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

   На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

   Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

   Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.

  К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь, белая строчка, ажурная сновка (мережка), русское игольное кружево.

На этой технике мы остановимся подробнее. Одними из первых овладели искусством игольного кружева новгородские и вологодские мастерицы ещё в начале XIX века. Кружево это шьётся иглой и ниткой на картоне, который удаляют после окончания работы.

Но на нашем острове живут не только русские мастера, но и мастера других национальностей. Так вот они решили оставить кружева на картоне. И изобрели новый вид вышивки «ИЗОНИТЬ».

 «Изонить» или «Нитяная графика». Это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров. «Изонить» называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная бумага. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине. А на Новогодних сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити. Так же для работы потребуются: карандаш, линейка, шило, толстая игла, ножницы и циркуль.

«Изонить» – это очень увлекательное занятие, доступное людям любого возраста.

- Вы хотите научиться изготавливать такие работы?

Давайте познакомимся с изонитью подробнее. Когда видишь работы, выполненные изонитью впервые, задаёшься вопросом – как это делается? И сначала кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Но это не так. В изонити всего три основных приёма: заполнение угла, заполнение окружности и заполнение дуги.

Давайте с вами вспомним, что такое угол, окружность и дуга?

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины).

Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.

Хорда – это расстояние между двумя точками окружности.

  Дуга  - часть кривой линии, заключённая между двумя какими либо точками.

II. Практическая часть:

Чтобы хорошо и быстро выполнить наши работы, нам понадобится ловкость наших пальчиков.  

Физкультминутка: Презентация

Отдохнули, размялись? Но прежде чем выполнять ту или иную работу мы, что должны с вами повторить? ТБ при выполнении ручных работ:  Презентация    

Пальчики размяли, ТБ повторили, можем приступать к изучению приёмов в изонити:

Заполнение окружности

Теперь научимся заполнять окружность (Инструкционная карта № 1). Для этого с изнаночной стороны начертите окружность и разделите её на равные части. В каждой точке проколите отверстие. Теперь приступаем к натяжению нитей или проведению хорд. Чем длиннее хорда, тем меньше центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на одинаковых окружностях можно получить разнообразные узоры. Вышивать лучше по часовой стрелке. Закрепляем нить узелком. Выбираем длину хорды – натягиваем нить (т.1 – т.13), прокалываем бумагу и выходим на лицевую сторону из соседнего отверстия по ходу часовой стрелки (т.14). Затем прокладываем нить от т. 14 до т. 26, уходим на изнаночную сторону, делаем маленький стежок (т.26 – т.25) и далее большой, но уже по лицевой стороне, перекрывая предыдущую нить (т.25 – т.13) и т.д.

Окружность можно заполнять полностью или частично, использовать различную длину нитей (хорд) и их количество, а также менять цвета нитей или их оттенки.

Заполнение дуги

Для заполнения дуги на изнаночной стороне нужно начертить произвольную дугу, разделить её на равные части. Заполнение дуги начинают от завитка, далее выбирают расстояние между точками (чем больше расстояние, тем сильнее будет заполнена дуга). Давайте заполним дугу, используя Инструкционную карту № 2.

Заполнение угла

Для заполнения угла на изнаночной стороне  нужно начертить угол. Он может быть прямым, тупым или острым, длина сторон тоже может быть различной. Единственное условие – количество отверстий на сторонах угла должно быть одинаковым. Вденьте нить в иглу и заполните угол по Инструкционной карте № 3 самостоятельно.

Самостоятельная работа: Дети выполняют свои работы.

III. Аналитическая часть

Анализ выполненных работ.

А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось? Я предлагаю выйти к доске тех, кто полностью доделал свои работы. Ребята, кто это?

-Лебеди! Правильно, лебеди!

Мастера острова дарят вам этих лебедей – символ верности, счастья и благородства.

Наше путешествие подошло к концу. Снова на корабль – возвращаемся домой.

IV. Рефлексия:

– Какую новую технику вы узнали?
– Какие три основных приема заполнения вы теперь знаете?
– Вам понравилось?
– Было интересно?

Я хочу пожелать вам. Дерзайте,  повышайте своё мастерство и помните:

«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение»

Джордж Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка "Изонить" Урок 1. Угол

На этом уроке вы научитесь выполнять разметку, наколку и вышивку углов в технике "Изонить". Работа расчитана на улучшение координации движения....

Вышивка "Изонить". Урок 2. Круг.

Чтобы выполнять красивые работы в технике "Изонить", необходимо знать основные приемы: угол, круг, дуга. На этом занятии Вы научитесь выполнять разметку и вышивку круга, узнаете основные правила вышив...

Игольница-трансформер с вышивкой в технике "Изонить".

Методическая разработка урока технологии в 5 классе. Игольница-трансформер с вышивкой в технике "Изонить"....

Разработка занятия кружка «Рисуем нитью» по теме «Вышивка в технике «изонить» с презентацией.

Ниткография, или изонить -это  техника создания  картин из ниток на твердой  основе, Мы выполняем на картоне.  На занятии изучаем азбуку ниточного дизайна. Началом служит...

Мастер-класс "Вышивка изонить"

Разработка мастер-класса по освоению техники "Вышивка изонить"...