Курс по лоскутному шитью
методическая разработка по технологии по теме

Козлова Елена Викторовна

Доклад "Усиление роли технологической подготовки". Курс по лоскутному шитью. (планирование).  Разработка урока по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тема доклада: ”Усиление роли технологической подготовки в обеспечении социализации, самореализации и развитии учащихся образовательных учреждений”»

Учитель: Козлова Е.В.  2009 – 2010 уч.год

Роль технологической подготовки в развитии учащихся.
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.
В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.


Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.
Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания.
Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.
Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов : “Кем быть?”, “Куда пойти ?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Роль проекта в развитии личности
В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося. Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.
Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х. Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов»
В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие типы:
1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»
2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»
3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».
4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.
Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.
При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:
- доминирующий в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);
- предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный проект);
- характер координации проекта (открытая или скрытая, телекоммуникационные проекты);
- характер контактов (внутренний, региональный или международный);
- количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);
4. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.



Заключение
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.



Список литературы.
1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                      Кафедра технологий и профессионального образования

Итоговая работа
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя технологии (в условиях реализации ФГОС)» (72 часа)

 

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Демонстрационный материал для проведения темы»
«Разработка элективного курса по лоскутному шитью»

(36 часов)

 Автор – составитель: Козлова Елен Викторовна                                                         учитель технологии     МАОУ Домодедовский лицей №3              
Руководитель: Прокопец Юрий Алексеевич

                                                             Москва 2012г.



Предварительный просмотр:

«Лоскутное шитье»

Элективный курс.

 

 

Козлова Елена Викторовна

  МАОУ Домодедовский лицей №3

 

                                                         

Пояснительная записка.

 

    Данный курс в рамках предмета: «Технология»

Программа элективного курса «Лоскутная мозаика» предназначена для

учащихся 6-7 классов.

Содержание элективного курса относится к предметам художественно-эстетического цикла, включает элементы мировой художественной культуры, истории и нацелено на изучение технологий изготовления изделий в технике пэчворк; знакомство с историей развития лоскутного шитья у разных народов. - помогает познакомиться с искусством лоскутного шитья, разнообразием изделий быта и одежды в этой технике;

     - развивает художественный вкус и умение, терпение, бережное отношение к материалам и приносит истинное удовлетворение от выполненной работы;

  -   закрепляет навыки раскроя, моделирования и конструирования изделий из ткани, а также работы на швейной машине;

  - способствует профессиональной ориентации учащихся (швея, художественная обработка ткани, дизайнер по оформлению интерьера помещений).

 -    помогает познакомиться с искусством лоскутного шитья, разнообразием

  изделий быта и одежды в этой технике;

Программа курса рассчитана на 36 часов.

     

Актуальность программы заключается в том, что этот вид рукоделия сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. К тому же лоскутное шитье позволяет развивать творческие способности учащихся даже при использовании готовых схем.  

Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами удожественно-эстетического цикла, доступность для обучающихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческие работы.    

  

Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценки результатов обучения.

 Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой  работы.

Оборудование и материалы:

- иллюстративные материалы;

- инструменты: линейка, булавки, иглы, швейная машина, утюг, ножницы;

- клей, краски;

- картон, бумага, калька, нитки, пряжа, фурнитура, отделочные материалы, ткань;

- мультимедийный проектор.

Учащиеся должны знать: основные понятия и термины; способы соединения частей;   технологии лоскутного шитья.

Учащиеся должны уметь:  использовать на практике полученные знания; пользоваться шаблонами; самостоятельно выполнять изделия в лоскутной технике.

Цели и задачи курса:

     - овладение учащимися искусством лоскутной техники;

     - закрепить навыки работы с тканью, полученные в 6-7 классах;

          -  научить правильно подбирать необходимые материалы и планировать

     предстоящую работу;

          -  составлять эскизы и схемы  изготовления изделий, подбирать  цветовую         гамму  тканей;

          -  вызвать интерес к данной работе, желание сделать свой быт уютнее, добрее своими руками,  доставляя радость себе и окружающим;

     -   познакомить с профессиями – дизайнер по интерьеру помещений, швея,

     художник по тканям;

     -  закрепить умение составлять проект по работе над изделиями, умение работать с  литературой.

                          Тематическое планирование курса.

                                                                                                                             Итого: 36 часов

 

№ п/п

 

Тема

 

Кол-во часов

 

 

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 5.

 

 6.



 

7.




 8.




9.



10.

 

Вводное. Выставка изделий. Применение лоскутной техники. Материалы и инструменты.

 

Выбор тканей. Природа цвета. Подготовка к работе. Составление схемы изделия из полос «Елочка».

 

 Техника лоскутной мозаики. Шитье из полос. Раскрой. Шитье верхней части изделия.

 

Шитье и отделка изделий. Практическое занятие. Шитье верхней части изделия по схеме: «Колодец»


Продолжение работы. Шитье готового изделия. 

 

Шитье из квадратов и треугольников. Схемы: «Шахматка». Раскрой и шитье верхней части изделия.


Составление схемы.  Шитье верхней части изделия      

в технике «Осколки»


  

Стежка изделий в лоскутной технике. Техника стежки: «Пица» Подбор ткани. Раскрой и шитье верхней части изделия.


Продолжение работы. Шитье готового изделия: «Сумочка-косметичка»


 Итоговое занятие. Зачетное занятие. Выставка и защита проектов.


 

2 часа

 

 

2 часа

 

        



        4 часа

 

 

6 часов

 

4 часа

 

4 часа



 

4 часа


 


          4 часа




          4 часа



          2 часа

                                             Содержание курса.

 

Тема 1.  (2 часа)

Вводное занятие.

- Название курса. Выставка изделий в лоскутной технике.

- Немного истории.

- Материалы и инструменты.

Тема 2.  (2 часа)

- Выбор тканей. Подготовка к работе.

- Характеристика тканей.

- Природа цвета.

- Схемы изделий из полос.  «Елочка» (практическая работа на листе бумаги).

Тема 3. (4 часа)

Техника лоскутной мозаики:

- раскрой полос, разметка швов. Швы «взаутюжку», «вразутюжку». Шитье верхней части изделия.

Тема 4. (6 часа)

 Отделка изделия.

- Составление схемы: «Колодец». Раскрой полос для верхней части изделия.

Тема 5. (4  часа)

Шитье готового изделия (карман-лакомник).

- Шитье нижней части изделия.

- Сборка изделия.

Тема 6. (4 часа)

Шитье изделий из квадратов и треугольников.

- Составление схем изделий: «Шахматка». Раскрой.

- Шитье верхней части изделия.

Тема 7. (4 часа)

Шитье верхней части изделия в технике «Осколки».

- Раскрой, сборока деталей.

Тема 8. (4 часа)

Стежка изделий:

- назначение стежки в лоскутной технике. Техника стежки - «Пица».

Тема 9. (4 часа)

Шитье готового изделия ( Сумочка-косметичка).

Тема 10. (2 часа)

Итоговое занятие. Зачет.  Оценка изделий.  Защита проектов. Выставка готовых изделий.

Учебно-методическое обеспечение и литература:

 

  И.Ю.Костикова: «Школа лоскутной техники».

  Москва-Просв.2000 г. «Волшебные лоскутки».

  Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская»

  Изд. «Учебная литература» 2003

   В. Привалова. Пэчворк. Ростов на /Д.: Феникс, 2002.Максимова М., Кузьмина М.,

   Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: изд. Эксмо, 2007.

   Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. М,: «Мода и рукоделие», 2001.

.

 

Заявка на участие

 в конкурсе авторских программ

элективных курсов в условиях

предпрофильной подготовки и

профильного обучения

 

 

 Программа элективного курса

 

«Фитодизайн.

Искусство цветочной композиции»

 

 

Ф.И.О. автора      Афенова Людмила Константиновна

Место работы      СОШ № 1

Должность           учитель технологии

Телефон               7-01-61

 

 

Пояснительная записка.

 

     Данный курс в рамках предмета: «Технология» помогает учащимся глубже сформировать эстетический вкус, а также дает возможность увидеть красоту природы, побуждает задуматься о взаимосвязи мира вещей и мира природы, способствует профессиональной ориентации школьников (аранжировщик, дизайнер) и развитию творческих способностей, исследовательской и проектной деятельности.

     Курс предусматривает теоретический материал, практические занятия по изготовлению различных видов изделий из цветов (композиция, бутоньерка, панно) и оформление небольшого проекта по желанию учащихся по  одному изделию. Рассчитан на 16 часов.

 Цели курса и основные задачи:

-         овладение учащимися искусством цветочной композиции;

-         воспитание эстетического вкуса, фантазии, любви к природе;

-         формирование у учащихся основ дизайнерского образования;

-         вызвать интерес к данному искусству, желание сделать свой быт уютнее, добрее своими руками, доставляя радость себе и окружающим;

-         познакомить с профессиями: аранжировщик, дизайнер, флорист.

 

Распределение часов курса.

 

№ п/п

 

Тема

 

Кол-во часов

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

Вводное занятие. Выставка изделий. Язык цветов. Икебана.

 

Экскурсия. Сбор природных материалов. Правила сбора и хранение материалов.

 

Правила составления букета и композиции. Практика.

 

Осенние букеты и композиции. Практическое занятие.

 

Виды цветочных произведений. Бутоньерка. Практическое занятие

 

Настенное панно. Практическое занятие.

 

Настенное панно. Практическое занятие.

 

Оформление проекта. Выставка изделий. Анализ. Зачет по теме.

                                                                                 Итого:

 

2 часа

 

2 часа

 

 

2 часа

 

2 часа

 

2 часа

  

2 часа

 

2 часа

 

2 часа.

 16 часов

 

 

Содержание курса.

 

Тема 1  (2 часа)

 Вводное занятие Язык цветов. Икебана. (Теоретическое занятие). Выставка изделий, рассматривание иллюстраций.2

1.     Назначение цветов в жизни человека.

2.     Немного истории. Икебана.

3.     Материалы и инструменты для составления букетов и композиций.

4.     Вазы и подбор материалов.

5.     Аранжировщик, дизайнер, флорист.

Тема 2 (2 часа)

Занятие в форме экскурсий:

-         разнообразие природного материала;

-         правила сбора и хранение материалов;

-         составление части букета и  композиции;

-         бережное отношение к природе.

Тема 3 (2 часа)

-         Правила составления букета и композиции. Практика.

-         Аранжировка.

-         Правила составления букета и композиции: а) форма; б) цвет; в) объемность; г) пропорции;   д) гармония.

Теоретическая часть Показ учителем.

Практическая часть: составление букета.

Тема 4 (2 часа)

Осенние букеты и композиции:

-         отличительные особенности осенних букетов и композиций;

-         схемы (формы букетов и композиций);

-         практическая часть: составление осенней композиции и букета.

Тема 5 (2 часа)

Виды цветочных произведений. Бутоньерка

-         назначение и виды бутоньерок;

-         материалы для составления бутоньерки;

-         последовательность изготовления и способы крепления цветов.

Тема 6 (2 часа)

Виды цветочных произведений. «Настенное панно»

-         схемы составления цветочных композиций в панно (рисунки);

-         рамки и плетеные формы для панно;

-         техника изготовления и способы крепления материалов. Показ.

Тема 7 (2 часа)

Продолжение темы № 6. Практическое занятие по изготовлению панно.

Тема 8 (2 часа)

Итоговое занятие. Зачетный урок по теме курса.

-         Тестирование по теме курса.

-         Выставка изделий.

-         Защита проекта.

Учебно-методическое обеспечение курса. 

Литература:

Е.Ф. Новикова «Вдохновение» Минск 1994 г.

«Икебена и бонсай» Веre Москва 2000 г.

Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир» Linka press 1997

Журналы: Приусадебное цветоводство №6,8,12   2001 г. 2003 г.

Фотографии и иллюстрированный материал, открытки, печатный материал из газет.



Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Лоскутная техника". Подготовка

 материалов к работе. Шаблоны для раскроя.

Цели урока: 

познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;

дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;

научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;

развивать художественный вкус, воспитание уважения к истории родного края.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод;  буклет "Лоскутная грамота".

Оборудование: компьютер, проекционная система, ножницы, иглы, гладильная доска, утюг.

Межпредметные связи: история, краеведение, информационные технологии, ИЗО, черчение, геометрия.

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ведущие понятия: декоративно-прикладное искусство, лоскутная пластика, "пэчворк", "квилт", декатировка, шаблон.

Оформление доски: пословица "Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит".

Ход урока. 

Организационный момент. 

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала .

Сообщение познавательных сведений.

Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия? 

Какие виды рукоделия вам знакомы? 

Учитель. Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение; художественная обработка предметов быта (утвари, тканей, мебели и т.д.).

Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

С чего всё началось? 

Ученик. Удивительное рукоделие - лоскутная техника - своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. 

Учитель. Лоскутная техника популярна у многих народов.

Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? 

Ученик. В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике "курак". Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников. 

В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким. 

В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную. (Демонстрация изделий)

Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством? 

Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть? 

Лоскутное шитьё, как профессиональное искусство, часто называемое "пэч-уорк" (в переводе с английского - "лоскутная работа") стало возрождаться только в конце 60-х годов прошлого столетия. Мода тех лет с её призывом "сделай-свяжи-сшей сам" стимулировала увлечение многих художников фольклорным стилем.

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Доклады учащихся; демонстрация образцов.

Ученик 1. Печворк . Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием "печворк". Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и заканчивая одеялами, жилетами, куртками и т. п

Квилт. В переводе с английского "квилт" - одеяло стёганное. Является разновидностью печворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы. 

Ученик 3. Текстильный коллаж. В переводе с французского - наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Ученик 4. Текстильная мозаика - орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва "зигзаг".

Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? 

Учитель. Для работы необходимо иметь : иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Как подготовить материал к работе? 

                Подготовка материалов к работе включает следуюшие  этапы:

1. Определение прочности окраски ( уголок ткани проутюживают через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус.

Зачем нужна эта операция? 

Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

Зачем нужно стирать ткань? (Даёт усадку)

Декатировка - это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. "каждый охотник желает знать где сидит фазан". Цвета условно распределили на две группы: "тёплые" - красный, оранжевый, жёлтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зелёный, голубой, синий и фиолетовый - напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов - чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный - жёлтый - синий; зелёный - фиолетовый - оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный - оранжевый и т. д.

Раздать инструкцию: "дополнительные цвета".

Цвет 

Дополнительные цвета 

Красный

Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый

Оранжевый

Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой

Жёлтый

Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый

Тёмно-зелёный

Коричневый, бежевый

Зелёный (светлый)

Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый

Бледно-голубой

Тёмно-красный, серый

Синий

Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный

Фиолетовый

Светло-зелёный, тёмно-зелёный

Коричневый

Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный

Серый

Фиолетовый, малиновый

Фактура ткани - это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей.

Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)

В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, саржевому, сатиновому, атласному).

Широкое применение нашли ткани с рисунком. На фоне пёстрых тканей заметно выделяются однотонные ткани без рисунка.

Ими хорошо выделять основные компоненты и главные направляющие линии. Если однотонная ткань не применяется, то главным цветом должен стать самый яркий, активно контрастирующий со всеми остальными по насыщенности.

Практическая работа: "Составление эскиза прихватки". 

Изученный материал закрепляется практической работой. Учащиеся, пользуясь цветными карандашами, составляют рисунок, который состоит из квадратов одинаковой величины, но разных цветов. Можно использовать цветные квадратики из картона и собирать мозаичный рисунок.

Целевой обход учителя. 

Обходя класс, рабочие места учащихся, учитель контролирует работу учащихся, правильность подбора цвета в соответствии с рекомендациями. По завершении работы обязательно демонстрируются всему классу наиболее интересные рисунки прихваток.

Изучение нового материала. 

Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.

(Показ трудового приёма) 

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с "окошком". Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон - изделие красивое и аккуратное!

Практическая работа. Изготовление шаблонов из картона (треугольник, квадрат).

Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона.

Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приёмов вычерчивания геометрических фигур, соблюдение техники безопасности при работе с режущими инструментами, аккуратность вырезания по начерченному контуру.

Самоконтроль.

Все стороны квадрата должны быть одинаковой длины, все углы квадрата - прямые. Стороны равнобедренного треугольника - одинаковые, а угол между ними прямой. Все линии прямые.

Заключительная часть.

Вопросы для закрепления нового материала:

Для чего люди занимаются прикладным творчеством?

Какие материалы используют для лоскутной пластики?

Как подготовить материал к работе?

Для чего нужен шаблон?

Можно использовать тест для закрепления знаний: "проверь себя".

Проверь себя 

Фамилия__________________ класс______

1. Электроприбор для влажно-тепловой обработки изделий.

Лампа

Утюг

Выжигатель

Режущий инструмент для обработки ткани.

Ножницы

Нож

Бритва

Чертёжный инструмент

Мел

Сантиметровая лента

Линейка

Искусство, часто называемое, "пэч-уорк"

Вышивка

Лоскутная техника

Макраме

Что дало начало лоскутной технике

Заплата

Лоскут

Отрез ткани

Лента для отделки изделий

Тесьма

Сантиметровая лента

Корсажная лента

Увлажнение ткани перед раскроем для усадки

Кипячение

Утюжка

Декатировка

Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге

Нейтральные

Холодные

Контрастные

Картонные фигурки для раскроя деталей

Лекало

Выкройка

Шаблоны

Нейтральные цвета

Белый, чёрный, серый

Красный, синий, жёлтый

Зелёный, голубой, оранжевый

Анализ и оценка урока. 

Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки за урок.

Домашнее задание. 

Подготовить лоскутки для изготовления образцов.

Назвать тему следующего урока: Раскрой и соединение деталей верхнего слоя по схеме «Елочка».

                                                                               Козлова Елена Викторовна.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лоскутное шитье

Изготовление картины "Котенок". Работа Тулиной Марии....

Использование однотонных тканей в лоскутном шитье

Техника лоскутного шитья на уроках "Технология" в 8 классах....

Основы лоскутного шитья. Техника выполнения скоростного лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло - это стеганное одеяло, лицевая сторона которого сщита из разноцветных и пестрых кусочков ткани....

Мастер-класс по лоскутному шитью "Лоскутные уголки"

Презентация поможет выполнить изделие из лоскута в технике объемных уголков. Материал подготовлен на основе авторских работ и интернет-источников. Будет полезен учителям технологии, педагогам дополнит...

План-конспект открытого урока на тему "Лоскутное шитье", презентация "Лоскутное шитье". 5класс

Данный материал предназначен для проведения урока в 5 классе на тему "Лоскутное шитье", целью которого является, ознакомление учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом деко...

Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."

Презентация "Лоскутная флористика" к урокам технологии в 6 классе "Рукоделие. Лоскутное шитье."Презентация может использоваться в 5- 8 классах, при проектной деятельности обучающих...