Тема урока: Моделирование рукавов «Форма и стиль» (название зашифровано в ребусе) для девочек 8-9классов.
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Цель урока: познакомить учащихся с формами и стилями рукавов в современных и исторических моделях различных эпох; расширить кругозор; научить приемам творческого и технического моделирования рукавов; развивать трудолюбие, художественный вкус, творчество и фантазию; формировать стремление к элегантности, красоте и привлекательности.

Тип урока: комбинированный – соединение теоретического и практического материала, приобретение знаний, умений и навыков.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы: - ролевая игра – девочки в роли модельеров;

                  - создание проблемной ситуации – пути активизации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka.modelirovanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Моделирование рукавов «Форма и стиль»

 (название зашифровано в ребусе) для девочек 8-9классов.

Цель урока: познакомить учащихся с формами и стилями рукавов в современных и исторических моделях различных эпох; расширить кругозор; научить приемам творческого и технического моделирования рукавов; развивать трудолюбие, художественный вкус, творчество и фантазию; формировать стремление к элегантности, красоте и привлекательности.

Тип урока: комбинированный – соединение теоретического и практического материала, приобретение знаний, умений и навыков.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы: - ролевая игра – девочки в роли модельеров;

                  - создание проблемной ситуации – пути активизации познавательной деятельности.

Оборудование, приспособления: ножницы, клей, альбомные листы, цветная бумага, фломастеры, карандаши.

Наглядные пособия: чертеж прямого рукава в М 1:4, шаблон рукава, канон (фигура) – дидактическая кукла, инструкционные карты, иллюстрации исторических и современных моделей. Таблицы: «Современные модели», «Исторические модели», ребус, «Морфологическая таблица».

Межпредметная связь: черчение, рисование, история.

Объект труда: творческое и техническое моделирование.

Оценка: словесное поощрение, выставка лучших работ.

Ход урока:

Сегодня мы поговорим с вами о моделировании рукавов.

А, что такое моделирование? Моделирование – это создание удобной и красивой одежды.

Одежда является неотъемлемой частью для  человека, и она может зависеть от таких факторов:

Местности (Африка, Якутия),

Времени года (весна, зима, лето),

От социального класса,

От функционального назначения (от вида деятельности, профессии, характера человека),

Исторических эпох  (барокко, ампир, классицизм и др.)

А рукав – элемент одежды, он тоже зависит от всех перечисленных факторов. О нем можно говорить много, но мы остановимся на двух факторах. А на каких? Мы сейчас узнаем, разгадав РЕБУС - это слова, зашифрованные в картинках.

Правильно!!! Получилось «Форма и стиль».

Предлагаю рассмотреть таблицу с нарисованными современными моделями различных стилей (приложение 2). Рассмотрим и определим, меняется ли форма рукава в зависимости от стиля одежды? Определите стили, назовите их. Меняется ли форма рукава в зависимости от стиля?

Разобрались в том, что форма рукава зависит от стиля, и увидели  их разнообразие.

При характеристике рукава выделяют 5 основных признаков, Это – покрой, силуэт,  окат, длина рукава и оформление низа рукава.

Морфологическая таблица «Рукав» (приложение 3).

Признаки

классификация

модель

Покрой


Силуэт


Окат


Длина


Низ

Втачной, реглан, цельнокроеный и т.д.


Узкий, прямой, объемный, расширенный.

Гладкий, плоский, в сборку, в складку.


Длинный, ¾, короткий, без рукава, со спущенным плечом.

Манжет, рулик, гладкий, с оборкой, волан, резинка, «буфы» и т.д.

Нарисовать модель с использованием выделенных слов во второй колонке.

(колонка «классификация» заполняется с помощью учащихся в процессе беседы).

Давайте сочиним рукав, взяв с каждой строки по элементу, проявив при этом творчество и свою фантазию. Созданием одежды занимаются художники-модельеры.

Художники-модельеры во все времена были причастны к созданию моды, но они были известны только узкому кругу людей, так как шили одежду на знатных и коронованных особ. У каждого художника был соавтор – человек, который первый воплощал замысел (идею) художника. Мы не знаем, кто создал покрой рукава «реглан», но известно, что он был создан специально для барона Реглана, который во время похода на Ватерлоу потерял руку и, чтобы скрыть этот недостаток придумали такой покрой рукава.

Из истории моды рукавов (приложение 4).

Посмотрим, как менялась форма рукава в зависимости от смены исторической эпохи.

У древних народов – египтян, греков, одежда не имела рукавов, они появились значительно позже. В Европу рукава пришли из Византии, они имели самую разнообразную форму (рис.1).

В ХV-XVI в.в. рукава пышно украшаются: их прошивают тесьмой, вышивкой, простегивают узором, делают прорези (рис.2).

Для женской одежды XVIII в. Модными считались полудлинные рукава с кружевной оборкой или очень короткие, так называемые «буфы» (рис 3).

В начале XIX в. появились очень широкие и пышные рукава, которые имели самые разнообразные названия – жиго, бараний окорок. По окату они присбаривались, а к низу сужались. Для поддержания формы применялись специальные прокладочные материалы или их крахмалили (рис. 4).

В конце XIX в. стали появляться конусообразные рукава, широкие в плечах, но суживающиеся к низу. Используются рукава, которые отрезались у сгиба, при этом верхняя часть оставалась пышной, нижняя часть плотно облегала руку (рис 5).

XX в. одежду украшают самые разнообразные формы рукавов (рис.). Используются рукава реглан, цельнокроеные,  втачной, они подчеркивают строгую форму (рис. 7).

Вывод – и так, мы познакомились с вами с разнообразными формами рукавов и увидели, как они зависят от стиля одежды во все времена.

Практическая часть урока:

Теперь давайте поиграем: вы – художники-модельеры и конструкторы одежды, а я ваш заказчик, я пришла в ваше ателье. Ваша задача – по моему заказу  сконструировать рукав (карточки-задания для каждой ученицы своя), т.е. выполнить техническое моделирование предложенного рукава, а затем нарисовать модель изделия (блузки, платья, костюма),  с использованием этого рукава.

Что должен знать художник-модельер, прежде чем создавать какую-либо модель?

Для кого,

Для чего,

Из чего, будет выполнена  данная модель.

Ход практической работы:

Рассмотреть заданную форму рукава по карточке.

Выполнить техническое моделирование данного рукава.

Нарисовать модель изделия с данным рукавом.

Учащиеся получают шаблон прямого рукава, канон (фигура), цветную бумагу, ножницы.

Я напоминаю, как выполняется техническое моделирование с помощью цветной бумаги и шаблона прямого рукава: на цветном шаблоне наносятся изменения в соответствии с данным фасоном рукава, где нужно разрезать по нанесенной линии, раскрыть или закрыть, так, чтобы получилась новая выкройка данного рукава.

Учащиеся должны:

Работать быстро, но качественно,

работать аккуратно с клеем,

экономно использовать цветную бумагу,

соблюдать ТБ при работе с ножницами,

проявлять творчество и включать фантазию.

Итог урока: все девочки показывают свою получившуюся модель рукава и в целом модель изделия. Организовать выставку получившихся моделей.

Я попробовала научить вас увидеть в обыкновенном  –  необычное!

Теперь я, как ваш заказчик, воспользуюсь вашими предложениями.

И мне очень хочется, чтобы вы старались всегда выглядеть красивыми, привлекательными и элегантными, ведь все это зависит только от вас, вашего умения и старания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Моделирование фартука»

Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования            швейных изделий.  Научить выполнять простейшее  ...

Анализ урока технологии по теме «Моделирование рукавов «Форма и стиль».

Технология: создание условий для развития познавательной и творческой активности.Цель: - формировать у детей такие важные качества личности, как трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к дел...

Презентация к уроку" Моделирование рукава."

.Помощь в проведении урока.Даны различные виды рукавов и способы их моделирования....

Инструкционная карта к теме урока:"Моделирование прямой юбки"

Использование инструкционных карт помогает учащимся в выполнении практической работы....

Конспект урока "Моделирование рукавов "крылышко" и "фонарик" " 9 класс

Конспект урока разработан в разделе "Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и натуральную величину" для коррекционных школ....

Тема урока: «Моделирование биологических процессов».

Открытый урок  в рамках РМО  учителей физики, химии и информатики     пос. Новобурейский     Бурейского района...