Главные вкладки

    Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")
    презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме

    Морозова Ольга Владимировна, учитель технологии МБОУ-СОШ №3 города Армавира

    В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_-6_-.rar79.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель технологии

    Краснодарского края г. Армавира

    МБОУ-СОШ №3

    Морозова Ольга Владимировна

    УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

    Урок– исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний.

    Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

    В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик» . Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. На уроке - исследовании эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности – направленности действия от учителя к ученику – к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» .

    Под уроком – исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением , но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

    • постановку проблемы,

    • повторение теории, посвященной данной проблематике,

    • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,

    • обработка полученного результата , его анализ и обобщение, собственные выводы.

    Главная цель урока – исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт ( знания ) , устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования .

    Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине. Урок – исследование - это совместный ( учитель и ученик) процесс движения к истине!

    Да, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку – исследованию необходима большая теоретическая подготовка , которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда учащиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний – вот здесь и следует применять уроки – исследования. Теперь учащемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить – трудно переоценить.

    ТЕМА:

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН

    (6 класс, раздел «Материаловедение»).

    Тип урока – лабораторное исследование.

    ЦЕЛИ:

                научить определять ткани из натуральных волокон;

                воспитывать эстетический вкус, грамотного потребителя;

                прививать навыки аккуратности;

                развивать логическое мышление.

    ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия по натуральным волокнам, учебник,

                                      технологические карты, презентация по уроку, кусочки

                                      тканей натурального происхождения, спички, пинцет,

                                      цветные карандаши.

                                     

    ХОД УРОКА.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

    Проверка готовности к уроку.

    Девочки делятся на 4 группы (лаборатории).

    2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    Опрос учащихся проходит вместе с презентацией «Натуральные волокна».

    Вопросы для повторения:

    - Какие волокна относятся к натуральным?

    - На какие две группы делятся натуральные волокна?

    - Какие волокна растительного происхождения вы знаете?

    - Какие волокна животного происхождения вы знаете?

    По ответам девочек на экране выводится схема «Классификация текстильных волокон». (Слайды № 2-5)

    - Какие свойства натуральных тканей растительного происхождения вы знаете?

    - Какие свойства натуральных тканей животного происхождения вы знаете?

    3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Изучение нового материала начинаю с вопроса:

    Для чего нужно уметь определять ткани из натуральных волокон?

    Ответ: для того, чтобы не ошибиться в выборе фасона изделия, зная свойства  ткани; для того, что бы быть грамотным покупателем и потребителем на огромном рынке продукции; зная свойства натуральных тканей, мы будем правильно применять их в быту. Например: летом мы не оденем платье из шерсти, а новорождённому не сошьём распашонку из синтетической ткани; в холодное время будем укрываться шерстяным одеялом, а не льняной простынкой.

    И цель нашего сегодняшнего урока – это научиться определять ткани натурального происхождения, воспитывать в себе грамотного потребителя.

         Давайте вспомним, что мы знаем о натуральных волокнах (девочки читают сообщения, заранее заданные на дом по хлопку, льну, шерсти и шёлку,  сообщения фиксируются слайдами).

    4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

       Лабораторное исследование.

    Работа проходит в 4 группах, в каждой из которых есть лаборанты и модельеры. Исследование ведётся по лабораторно-практической карте. Каждой группе выдаётся исследуемый материал (образцы тканей).

    Задача лаборантам: определить 1 группе – хлопчатобумажную ткань  

                                                          2 группе – льняную

                                                          3 группе – шерстяную

                                                          4 группе – шёлковою

    Задача модельерам: нарисовать эскиз новогоднего костюма из ткани,

                                      которую определяет лаборатория. Объяснить исходя из

                                      свойств ткани, почему именно этот костюм лучше всего

                                      подходит для этого материала.

    5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОКА.

         Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

    6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Составить самостоятельно коллекцию образцов из шерстяных и шёлковых тканей.

     

    ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КАРТА.


    образца

    ПРИЗНАКИ

    ТКАНЬ

    По внешнему

    виду нити.

    На ощупь.

    По результату горения.

    1





    2





    3





    4





    ХОД РАБОТЫ:

    1. Извлеките из каждого образца по одной нити, рассмотрите её  и определите её характерные признаки:

         а) тонкая и прямая;                             б) не равномерная толщина по всей длине;

         в) имеет извитость и ворсинки;         г) равномерная толщина по всей длине.

    2. Определите на  ощупь,  какая ткань:

         а) мягкая и гладкая;                            б) грубая, неоднородная;

         в) толстая и объёмная;                        г) в меру мягкая и гладкая.

    3. Извлеките из каждого образца по одной нити и подожгите её, определите характер горения:

         а) волокно спекается, образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко

            растирается пальцами, В процессе горения ощущается запах жжёного пера.

         б) волокно горит, как бумага и рассыпается в пепел.

         в) волокно спекается , образуя чёрный, жёсткий комочек, который легко

            растирается пальцами, горит без запаха.

    Проанализируйте полученные данные и определите № образца той ткани, которую вам надо найти.

         

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Определение степени с натуральным показателем (7 класс)

    Определение степени с натуральным показателем....

    Ткани из натуральных растительных волокон. 5 класс (девочки)

    разработка открытого урока по обслуживающему труду в 5 классе....

    технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"

    Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...

    Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

    Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

    Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

    Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

    Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон»

    Сравнить образцы тканей из натуральных и хими­ческих волокон по внешнему виду, на ощупь, с по мощью пробы на горение и сделать вывод об их во­локнистом составе.При определении волокнистого состава тка...

    Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."

    Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...