Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Гайворонский Денис Владимирович

КОНСПЕКТ

урока по технологии: «Мозаика на изделиях из дерева»

Гайворонского Дениса Владимировича

учителя технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. Балаково

2012

Слайд № 1 (тема урока)

Мозаика на изделиях из дерева

Цель занятия:  

         -  усвоение учащимися особенностей создания мозаики.

Задачи:

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий: мозаика, орнамент;
  • создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых для изготовления мозаики;
  • формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с использованием ручного труда.

Развивающие:

  • развитие логического мышления и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся аккуратности в работе;
  • формирование коммуникативных навыков.

 

Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядных пособий, устный опрос, практическая работа.

Объект труда: мозаичный набор, выполненный в стиле «паркетри».

Методическое оснащение занятия:

         - практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов мозаики;

         - мультимедийная презентация;

         - мозаичные готовые наборы из шпона;

         - образцы работ.

 

Ход урока

  1. Организационный этап

- Приветствие учителя

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с мозаикой на изделиях из дерева. Наша цель  – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.

 

  1. Изложение программного  материала (сопровождается показом наглядности).

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Слайд №2

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Слайд №3

Мозаика  может представлять собой орнамент .

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке. 

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте  - символа счастья.

 

  • Можно ли в вашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?

 

- Так что же приблизительно  представляет собой мозаика из дерева? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

Задание:

- Класс делиться на 4 (3) группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у вас получатся.

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка  из различных элементов, например, дерева.

 

А сейчас познакомимся с основными  видами мозаики.

Слайд №4

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

 

Слайд №5

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из  ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

 

Слайд №6

Еще один вид отделки – маркетри.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

 В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.

 

Слайд №7

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является – паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

(Демонстрация образцов)

 

  1. Практическая часть. Закрепление изученного материала.

Слайды №8,9,10,11

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).

 

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный орнамент.

Организация рабочего места.

- Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик.

Вводный инструктаж.

Задание:

  1. Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.
  2. При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать друг к другу.

Выполнение задания:

Учащиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.

Текущие наблюдения учителя, ответы на возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.

 

  1. Подведение итогов урока.

Давайте посмотрим что получилось. (выбор и демонстрация  лучших работ учащихся).

- Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы выполнили мозаичный орнамент?

 

Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, художником который рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozaika_po_derevu-_dekorativnoe_iskusstvo.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозаика по дереву – декоративное искусство Мозаика по дереву – декоративное искусство Учитель: Гайворонский Денис Владимирович

Слайд 2

Мозаика – изображение, рисунок или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т.д.) Мозаика по дереву – декоративное искусство

Слайд 3

Мозаика по дереву – декоративное искусство Орна́мент – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Слайд 4

Мозаика по дереву – декоративное искусство - украшение деревянных изделий пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов. Инкруста́ция

Слайд 5

Мозаика по дереву – декоративное искусство инкрустация деревом по дереву. Инта́р c ия -

Слайд 6

Мозаика по дереву – декоративное искусство Маркетр и́ - украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

Слайд 7

Мозаика по дереву – декоративное искусство Паркетр и́ представляет собой простой рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур.

Слайд 8

Инкруста́ция Мозаика по дереву – декоративное искусство - Инта́р c ия - Инкруста́ция -Маркетр и́ -Паркетр и́

Слайд 9

Инта́р c ия Мозаика по дереву – декоративное искусство - Инкруста́ция -Маркетр и́ - Инта́р c ия -Паркетр и́

Слайд 10

Маркетр и́ Мозаика по дереву – декоративное искусство -Маркетр и́ - Инкруста́ция - Инта́р c ия -Паркетр и́

Слайд 11

Паркетр и́ Мозаика по дереву – декоративное искусство - Инкруста́ция - Инта́р c ия -Маркетр и́ -Паркетр и́


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме « Einkäufe. Покупки» в 5 «В» классе, УМК «Мозаика», aвтор Н.Д. Гальскова

В своей методической разработке урока по теме «Einkäufe. Покупки» реализую принцип коммуникативной направленности, который является ведущим методическим принципом.. Принцип коммуникативной направленно...

Методическая разработка урока технологии "Ажурные изделия из жести"

Данную разработку можно использовать на уроках при изучении раздела «Изготовление изделий из тонколистового металла» на факультативах и кружках....

Методическая разработка урока по теме «Schulen in Deutschland und in Russland. Школы в Германии и в России. Работа с аутентичным текстом как способ формирования социокультурной компетенции» в 7 «В» классе УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – рече...

Разработка урока "Мозаика на изделиях из дерева".

Усвоение учащимися приемов художественной обработки древесины...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Методическая разработка урока "Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Ознакомить учащихся с приемами моделирования и научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранными фасонами; познакомить с профессией...

Методическая разработка урока "Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Методическая разработка урока "Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"....