Профориентационная работа на уроках технологии в 8- ых классах
творческая работа учащихся по технологии по теме

Савенкова Наталия Александровна

 

Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах.

                                                                                         Учитель Н.А. Савенкова.

 

В рамках программы по профориентационной работе на уроках технологии у учащихся появляется возможность ознакомиться с разнообразием мира профессий, сущностью профессиональной деятельности, получить начальные навыки в определении соответствия знаний о себе с требованиями профессионального труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Как же определить такую профессию, которая приносила бы человеку удовлетворение и радость, была бы полезна обществу? Сложная проблема выбора профессии может быть успешно решена в процессе профориентация предполагающей овладение знаниями о различных видах деятельности, о требованиях, предъявляемых человеку различными профессиями, а также о самом себе.

На уроках технологии  в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого у подростка зарождаются первичные профессиональные интересы. Он возникают в процессе обучения, труда, в самооценки личности, и это создаёт благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств. Мальчики стремятся овладеть различными умениями: слесарничать, а девочки шить, готовить, взять. То есть, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление сделать что- то своими руками, первые мечты о будущем профессии. Чтобы сделать правильный выбор своими руками, первые мечты о будущем профессии. Чтобы сделать правильной выбор, надо выявить свои интересы, склонности и способности.

 

В 8 классе предполагают тесты:

 

-по выявлению коммуникативных качеств личности;

-по выявлению способности к общению;

-дифференциально-диагностический вопросик.

 

Эти тесты направлены на выявление способности человека общаться в коллективе, того, насколько быстро он сходиться с людьми ,реагирует на конфликты, то есть насколько у него развит коммуникативный контроль. Тесты особенно актуальны в 8 классе, т.к. в этом возрасте играет для подростка очень большую роль, дети часто ходят в школу ради общения, кроме того, в этом возрасте наблюдается повышенная напряженность, агрессивность в общении между учащимися, жестокое отношение друг к другу, Проведение таких тестов в какой-то мере заставляет их задуматься об отношении к товарищам, а также дает учителю информацию для выбора тематики бесед по культуре общения. 

Тесты выявляют, насколько сформировались у учащихся профессиональные интересы, есть ли у них планы на будущее, чем они руководствуются при выборе профессии: мотивами престижа, желанием реализовать личные устремления, занять положение в обществе, желание заниматься творческой работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientacionnaya_rabota.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

     Профориентационная работа на уроках технологии в 8 классах.

                                                                                         Учитель Н.А. Савенкова.

В рамках программы по профориентационной работе на уроках технологии у учащихся появляется возможность ознакомиться с разнообразием мира профессий, сущностью профессиональной деятельности, получить начальные навыки в определении соответствия знаний о себе с требованиями профессионального труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности. Как же определить такую профессию, которая приносила бы человеку удовлетворение и радость, была бы полезна обществу? Сложная проблема выбора профессии может быть успешно решена в процессе профориентация предполагающей овладение знаниями о различных видах деятельности, о требованиях, предъявляемых человеку различными профессиями, а также о самом себе.

На уроках технологии  в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого у подростка зарождаются первичные профессиональные интересы. Он возникают в процессе обучения, труда, в самооценки личности, и это создаёт благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств. Мальчики стремятся овладеть различными умениями: слесарничать, а девочки шить, готовить, взять. То есть, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление сделать что- то своими руками, первые мечты о будущем профессии. Чтобы сделать правильный выбор своими руками, первые мечты о будущем профессии. Чтобы сделать правильной выбор, надо выявить свои интересы, склонности и способности.

В 8 классе предполагают тесты:

-по выявлению коммуникативных качеств личности;

-по выявлению способности к общению;

-дифференциально-диагностический вопросик.

Эти тесты направлены на выявление способности человека общаться в коллективе, того, насколько быстро он сходиться с людьми ,реагирует на конфликты, то есть насколько у него развит коммуникативный контроль. Тесты особенно актуальны в 8 классе, т.к. в этом возрасте играет для подростка очень большую роль, дети часто ходят в школу ради общения, кроме того, в этом возрасте наблюдается повышенная напряженность, агрессивность в общении между учащимися, жестокое отношение друг к другу, Проведение таких тестов в какой-то мере заставляет их задуматься об отношении к товарищам, а также дает учителю информацию для выбора тематики бесед по культуре общения.  

Тесты выявляют, насколько сформировались у учащихся профессиональные интересы, есть ли у них планы на будущее, чем они руководствуются при выборе профессии: мотивами престижа, желанием реализовать личные устремления, занять положение в обществе, желание заниматься творческой работой.

В 8-х классах большинство учащихся отдает предпочтение такому типу деятельности, как <<человек-знаковая система>>, то есть к профессиям творческим и связанным с экономичной сферой; как <<человек-человек>>,то есть учащихся привлекают профессии, связанные с общением: педагогика, журналиста, сфера обслуживания. Это характерно для подростков данного возраста, у которых существует большая потребность в общении со сверстниками, другими людьми. Также  довольно большое количество учащихся проявляет интерес  и к типам деятельности <<человек-художественный образ>>.

     Таким образом, в процессе обучения выявляется профессиональный интерес. Уроки технологии способствует расширению знаний учащихся о себе, правильной оценки своих способностей и склонностей. Подобные исследования формирует учащихся необходимые знания, умения и практические навыки к трудовой деятельности, а так же способность ориентироваться в мире профессий.

Анкеты и тесты для 8 класса

  1. Дифференциально-диагностический вопросник.

Определение  свои  склонности, выполнив задания дифференциально-диагностического опросника (ДДО)

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы вы предпочли? Выпишите но листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствующим знаком <<+>>, если указанная деятельность вам нравиться (<<+>> или <<+++>>, если очень нравиться), или <<->>, если выполнять данную деятельность вам не нравиться (<<-->> или <<--->>,если очень не нравиться).

Например: 3а++;,3б-----и т.д.

Таблица

1

а. Ухаживать за животными

б. Обслуживать машины приборы (следить, регулировать)

2

а. Помогать больным

б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3

а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

б. Следить за состоянием, развития растений

4

а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

б. Доводить товары потребителя, рекламировать, продавать

5

а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6

а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7

а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и пр.

8

а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведенья (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.)

б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов)

9

а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10

а. Лечить животных

б. Выполнять вычисления, расчеты

11

а. Выводить новые сорта растений

б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и др.)

12

а. Разбирать споры, ссоры между людьми. Убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13

а. Наблюдать изучать работу кружков художественной самодеятельности

б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14

а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах

15

а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

б. Составлять точные описания. Отсчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

16

а. Делать лабораторные анализы в больницах

б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17

а. Красить расписывать стены помещений,  поверхность изделий

б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18

а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и тп.

б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19

а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20

а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и пр.)

        Проверяйте по «Листу ответов», в каком столбце находятся отмеченные Вами номера. Каждый столбец соответствует конкретному типу профессий. Подсчитанное Вами максимальное количество знаков «+» в одном из столбцов указывает на тот тип профессии, которые подходят вам. Напротив, максимальное количество знаков «-» подскажет, какие профессии вам не стоит выбирать.

Лист ответов

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Название типов профессий по столбцам:

  1. <<Человек – природа>> - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды.
  2. <<Человек – техника>> - все профессии, связанные с техникой.
  3. <<Человек – человек>> - все профессии, связанные с обслуживанием людей.
  4. <<Человек – знаковая система>> - все профессии, связанные с подсчётами, цифровыми и буквенными знаками.

<<Человек – художественный образ>> - все творческие специальности.

  1. Способности к общению

С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).

Для этого быстро и точно ответе на вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

                                                      Анкета

  1. Много ли друзей?
  2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших друзей?
  1. Если у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  2. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за чтение книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
  3. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  4. Трудно  ли Вам включаться в новые компании?
  5. Легко ли Вам удается устанавливает контакт с незнакомыми людьми?
  6. Легко ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  7. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать  с новым человеком?
  8.  Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  9.  Нравиться ли Вам постоянно находиться среди новых людей?
  10.  Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства и стеснения, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  11.  Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  12.  Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  13.  Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особо труда внести оживление в малознакомую для Вас копанию?
  14.  Стремитесь ли Вы ограничить круг Ваших знакомых небольшим количеством людей?
  15.  Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
  16.  Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?
  17.  Верно ли, что у Вас много друзей?
  18.  Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл, подсчитайте общий результат.

        Если Вы набрали менее 10 баллов, уровень развития у Вас коммуникативных способностей низкий, Вы скорее замкнутый, необщительный человек, с трудом знакомитесь с людьми и не стремитесь к этому. 10-13 баллов – средний уровень; 14 баллов и более – высокий. В таком случае для Вас одна из радостей в жизни – общение, окружающие ценят в Вас энергию, способности вести диалог и др.

  1. Коммуникативные качества.

С помощью приведенной ниже анкеты определите развитие коммуникативных качеств личности.

        Для этого быстро и точно ответьте на вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

                                                       Анкета

  1. Не кажется трудны подрожать другим людям.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
  5. В кампании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10.  Я всегда такой, каким я кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующие:

  1. 0-3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.
  2. 4-6 баллов – у Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанные в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться  в своем поведении с окружающими людьми.
  3. 7-10 баллов – у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение в ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии.

Из опыта организации Центра профориентационной работы в школе....

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Выступление на районном методическом совете по теме самообразования" Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся"...

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся с ОВЗ

Доклад на методическом объединении учителей технологии, ИЗО, физической культуры....

Анализ профориентационной работы на уроках технологии (обслуживающий труд)

В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Например, изучая конкретную технологич...