статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
статья по технологии по теме

В данной статье говорится о проектной деятельности в лицее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_festivale_urokov.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей №23»

Проектно- исследовательская

деятельность

учащихся

Утенкова Л. Н.,

учитель черчения МОУ «Лицей №23»

г. Кемерово

Давайте обратимся к словарю Ожегова и попробуем озвучить тему нашего фестиваля «Проектно–исследовательская деятельность».

Проект – «замысел, план», исследование – «научный труд».

Научной основой метода проекта принято считать идею американского философа и педагога Джорджа Дьюи. Дьюи подчёркивает активность субъекта - ученика в формировании опыта. Человек никогда не постигает окружающий мир и самого себя просто так. Все познавательные действия нужны для взаимного приспособления мира и индивида, причём под «миром» понимается мир социальный. В задачу любого индивида входит наиболее успешно встроиться в общественную среду.

Теперь  познакомлю вас, как под моим руководством обучающиеся лицея осуществляют проектно – исследовательскую деятельность. С 1993 года в лицее  создано научное общество «Эпюр». Целью общества является развитие творческого потенциала учащихся, побуждая их к самостоятельной деятельности, а это – поиск материала для проектной работы, который включает в себя печатный материал, компьютерные версии, систематизацию и отбор необходимого материала, проведение опытно – исследовательской работы, подготовка работы в печатном виде, слайд – презентация, выступление на конференциях различного уровня.

Работа над проектом начинается с выбора темы, что, пожалуй, является самым сложным процессом. Поскольку выбор темы предполагает опору на знания и умения, полученные по различным предметам, а также на свой личный опыт, пусть даже небольшой. Поэтому при выборе там это учитывается обязательно. Выбрать тему я обычно предлагаю всем желающим учащимся, которые были на заседаниях нашего общества или присутствовавшим на Королёвских чтениях, которые проходят у нас в лицее ежегодно. Это происходит обычно в конце учебного года, перед тем, как дети уходят на каникулы. В сентябре проводим первое заседание НОУ, на котором учащиеся озвучивают темы, над которыми они хотели бы работать.  И начинается уже моя работа: я просматриваю темы индивидуально, выясняю багаж знаний ребёнка по данной теме и планирую для себя, какую методическую помощь могу оказать. Это может быть подбор литературы, помощь в выборе необходимого материала и запас моих знаний и идей для лучшего раскрытия темы проекта. Иногда, зная ребёнка и его возможности, приходится рекомендовать ему подумать, какая тема ему ближе, и дать возможность выбрать из предложенных. Бывает и такое: есть огромное желание у ребёнка заниматься проектной деятельностью, но тема у него «не пошла», в процессе работы показалась скучной, пропал интерес. Пытаюсь вначале донести до ребёнка свои знания по раскрытию темы проекта, чтобы вызвать интерес. Но бывает и так, что ученик просто меняет тему, и эту психологическую особенность детей надо обязательно учитывать. Темы проектов и уровень предполагаемой исследовательской работы должны соответствовать возрасту ребёнка, так как иногда дети страдают завышенной самооценкой и хотят взять тему, для которой они просто не доросли. Мал и багаж знаний, но есть желание его пополнить. Чтобы проектно – исследовательская работа не отражалась на успеваемости по учебным предметам, руководитель обязан осуществлять контроль. Поэтому этап – выбор темы - требует педагогического сопровождения. Так как нужно ненавязчиво подвести ребёнка к теме, которая вызывала бы у него интерес и была бы полезна обществу, которая позволит обеспечить творческую деятельность. Но авторитарный подход к выбору темы не подойдёт. У моей ученицы Филимоновой Лены появилось желание выполнить проект, который раскрывал бы историю становления шорского костюма. Вы понимаете, насколько я, учитель черчения, далека от данной темы. Да и проект идёт на стыке различных предметов: истории, искусства, черчения. Технологии, географии. Я пыталась её отговорить от выбранной темы, но настойчивость ребёнка сделало своё. Я могу сказать вам, что работа шла «наперегонки»: кто больше за неделю узнает нового - учитель или ученик. Материала в библиотеках очень мало, и девочка на каникулах осенью едет в Таштагольский район. Какие – то костюмы найдены, а почему менялись отдельные элементы, просто необъяснимо. И опять  -  к  литературе. Клубок распутан.  Были представлены чертежи костюмов с последовательно изменяемыми элементами, пояснениями, почему изменялся каждый элемент в процессе становления костюма, изготовлены сами костюмы. Девочка получила удовлетворение, ну а я, как педагог, поняла, что учиться никогда не поздно. Работа оценена по достоинству: статья в «Комсомольской правде» и Всероссийский форум молодёжи и студентов «Шаг в будущее» в Москве. Её работа вызвала огромный интерес у преподавателей Московского текстильного института имени Косыгина.

Большое внимание в выборе тем проектов уделяю социальным проектам. Подобный вид проектирования является эффективной формой социализации и занятости подростков во внеурочное время. Прежде всего рассматриваю эти проекты, как проекты «о том, что болит». Семь лет назад мои ученики подняли вопрос о благоустройстве озера Красное. Была проведена громадная работа: составление плана местности, посещение санэпедомстанции, которая вместе с учениками проверяла качество воды, походы в архитектурное бюро и согласование, какие элементы строительства возможны на берегу озера. Но самое главное, творчество детей заставило обратить внимание городские власти, и теперь уже молодым людям, закончившим институт, приятно видеть, что часть их проекта реализовано.

Проект озеленения пришкольного участка очень волновал наших учащихся. Безликие школы, все клумбы одинаковые, к какой не подойдёшь. Вот и начали создавать свой проект, причём тема настолько актуальна, что два года подряд появляются новые идеи, а в этом году была ещё предложена система полива на пришкольном участке. Когда задала вопрос: «Это необходимо и, наверное, будет затратно?», ответ был таков: «Надоело таскать воду лейками и без нужды топтать землю, а затрат всего 23 тысячи!» В эту работу был подключён и дедушка ученика, который и помог сделать экономически выгодный расчёт. В прошлом году наш пришкольный участок занял первое место в городе, ну а детской радости сколько! Наши аисты и альпийские горки преобразили школу.

Волнуют ребят и энергосберегающие технологии. В прошлом учебном году тема проекта девятиклассников была «Экономия электроэнергии в условиях лицея». Оказалось, что экономить электроэнергию можно не затрачивая больших средств.

Актуальным для детей являлось изменение внешнего вида школьной столовой, что нашло отражение в проекте Прокофьевой Александры.

Многие годы в школе не было гардероба. Учащиеся раздевались в кабинетах. В прошлом году ученицы подняли тему школьного гардероба. Ими был выполнен проект, в котором девочки учли всё: внешний вид, привязку внутри здания, зеркала, окно выдачи одежды, но самое главное, подбор крючков, чтобы они не ломались под тяжестью одежды и сменной обуви.

Не хочется расставаться со старым коммунальным мостом, мы его преобразим. Причём, затраты на реконструкцию будут гораздо меньше, чем на разрушение. А прочность моста годится для использования его не на одно десятилетие. Это просчитано совместно с профессором КузГТУ   Шаклеиным С.В..

Детская железная дорога – это громадное вложение и боль нашего города. На вопрос: «Катались ли вы на железной дороге?», многие отвечают: «Нет». А те, кто катался, не умиляются от восторга. Ученики предложили вызвать интерес к ней, построив промежуточную станцию, где дети могли бы попасть в мир сказок, игрушек, побывать в кафе. А если ещё создать музей истории игрушки да ещё со сменными экспозициями. «Как здорово!»- отзывались младшие школьник, которым презентовали наши проектировщики наш проект.

Благоустройство дворовой территории, где всё просчитано и распределено, где есть место для парковки, разграничены площадки для детей и для взрослых, устроило бы всех жильцов. Проектировщики даже заручились поддержкой начальника РЭУ, а средств пока нет. Но как бы хотелось воплотить проект в жизнь!

И очень здорово, что наши дети не равнодушны к тому, что нас окружает. А социальное проектирование – это способ реализации учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды, через конкретные цели, задачи  и действия по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это средство развития, обучения, воспитания в русле нового подхода современной школы. Оно позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать), а также личностные качества как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, дисциплинированность. Но самое важное – это помогает формировать гражданскую позицию. В ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умение общения со взрослыми людьми, ведение диалога, работа с официальными документами, отстаивание своих прав, формируются навыки работы в команде. Расширяются знания учащихся о сложностях взаимодействия окружающей действительности, привлекается внимание учащихся к актуальным социальным проблемам города и окружающих людей.

Теперь я познакомлю с проектной деятельностью на уроках черчения. Проектной деятельностью занимаюсь только на тех уроках, которые привлекут внимание учащихся, вызовут интерес и часть работы учащиеся смогут сделать самостоятельно. При изучении темы «Строительное черчение» мною была предложена тема «Мой загородный дом». Учащиеся проектировали дом, который они хотели бы иметь, став взрослыми людьми. Список необходимых документов, входящих в проектную документацию, был перечислен мною заранее. Учащиеся выполняли такие виды чертежей, как фасады, планы, разрезы, составляли генеральный план и технический паспорт. Во время работы над данным проектом они познакомились с такими специальностями, как проектировщик, архитектор, дизайнер и ландшафтный дизайнер. Работа завершилась изготовлением макетов. Все работы защищались. Каждый хотел доказать, что его проект лучший. Доказывая, отвечал на вопросы оппонентов – одноклассников, анализировал, делал вывод.

Проекты учащихся по отдельным темам носят реферативный характер. Но эта работа, которая прежде всего даёт толчок узнать новое и поделиться им с остальными. Иногда после доклада, смотришь, образовалась кучка ребят, которые спорят: «А я бы вот так…». Значит, захватило, и когда услышишь «Попробуй сам…» - «А вот и попробую!», знаешь, что данный тип проведения уроков не оставил равнодушных.

Проектно – исследовательская деятельность ориентирует детей на выбор профессии. Многие мои выпускники учатся в КузГТУ на факультете «Промышленное и гражданское строительство», в Новосибирской строительной академии, в Томском строительном университете. Опыт, полученный в проектно – исследовательской деятельности,  помогает учиться профессии.

А теперь подведём итог: участие в проектной деятельности позволяет учащимся выйти за рамки одного предмета, изменить привычный круг общения, попробовать себя в новых неожиданных ролях. Учащиеся вовлекаются в реальную практическую деятельность социальной или научной направленности, что способствует формированию гражданской позиции. Любому обществу нужны одарённые люди, поэтому так важно именно в школе выявить интересы и склонности детей, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...