Программа кружка "Хозяюшка"
рабочая программа по технологии по теме
В современной жизни, когда международное сотрудничество приобретает все большую значимость, когда люди, проживающие в разных странах, имеют возможность общаться друг с другом, повышается интерес к национальной самобытности.Программа разработана для двух возрастных групп – младшей (5 – 6 класс) и старшей (7 – 8 класс). Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю) для каждой возрастной группы. Занятия рассчитаны на два года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 54
Программа кружка «Хозяюшка»
Выполнила
учитель технологии
Луковникова Ю.Г.
Нижний Новгород
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка……………………………………………………………...2 - 4
Учебный план………………………………………………………………………………4
Методические рекомендации……………………………………………………….5 - 7
Учебно – материальное обеспечение программы………………………………8 - 9
Учебно –тематическое планирование программы (по группам)…………10 - 11
Содержание программы по блокам………………………………………….…12 - 17
Ожидаемые результаты………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………..19
Приложения………………………………………………………………………………20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной жизни, когда международное сотрудничество приобретает все большую значимость, когда люди, проживающие в разных странах, имеют возможность общаться друг с другом, повышается интерес к национальной самобытности.
Нижегородская область - один из ведущих центров современного народного декоративно - прикладного искусства, родина многих художественных промыслов. Такие традиционные центры народного искусства как Городец, Хохлома, Павлово, Балахна и другие издавна снабжали многие губернии России крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями, неповторимой золотной вышивкой.
Занятия в кружке «Хозяюшка» ориентированы на сохранение национальной культуры, традиций преемственности поколений, влияют на формирование художественных вкусов.
Главной целью занятий является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Основные задачи курса:
- духовно – эмоциональное обогащение личности;
- формирование эстетического восприятия;
- привитие интереса и любви к декоративно – прикладному искусству, воспитание уважительного отношения к человеку – творцу;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей;
- знакомству с художественными традициями народов нашей страны;
- развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
Необходимость создания программы объясняется недостаточным программным обеспечением дополнительного образования и образовательной области «Технология».
При разработке данной программы учитывались:
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999г. № 56.)
- Программа Технология: программы начального и основного общего образования. М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2010.
- методические рекомендации к учебникам (с 5 по 9 кл.) под ред. Симоненко В.Д., М., «Вентана-Граф», 2007г.
- Программа Технология: Программа. 5-8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005. И.А.Сасова, А.В.Марченко
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. М.: «Просвещение», 1992 год.
- Программы для внешкольных учреждений «Культура быта».
М.: «Просвещение», 1986 год.
Программа разработана для двух возрастных групп – младшей (5 – 6 класс) и старшей (7 – 8 класс). Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю) для каждой возрастной группы. Занятия рассчитаны на два года обучения. Учащиеся старшего звена, желающие продолжить обучение в кружке занимаются по индивидуальной программе.
Достижение целей и решение задач предполагается решать посредством использования элементов метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые игры, обсуждения и дискуссии, работа в группах, создание благоприятной среды для исследования, обеспечения межпредметных связей, взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
В программу включены следующие блоки:
- Ручная вышивка и аппликация.
- Вязание крючком.
- Мягкая игрушка.
Блок «Ручная вышивка и аппликация» рассчитан на 20 часов для младшей возрастной группы и 15 часов для старшей возрастной группы и включает темы по материаловедению, цветоведению. На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями вышивания Нижегородской области, посещение музея и центров художественных промыслов.
С учетом возрастных особенностей предполагаются задания, различные по степени сложности исполнения.
Блок «Вязание крючком» рассчитан на 15 часов для старшей возрастной группы. Блок включает знакомство с историей ручного художественного вязания, ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Девушки учатся подбирать крючок в соответствии толщиной нити, читать записи узора вязания, основным приемам вязания.
Блок «Мягкая игрушка» рассчитан на 10 часов для младшей возрастной группы. Учащиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, отрабатывают навыки шитья простейшими швами, развивают фантазию, творческое воображение.
Большое значение придается выполнению на практике общественно-полезной работы, т.е. изготовлению изделий для выставок; оформлению кабинета и школы; изготовлению подарков и сувениров; изделий для продажи на ярмарках.
Ожидаемые результаты:
МЛАДШАЯ ГРУППА
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ»
- Учащиеся должны уметь зарисовывать традиционные орнаменты вышивки Нижегородского края;
- Подбирать материалы и инструменты для вышивки;
- Переводить рисунок на ткань;
- Закреплять рабочую нить на ткани без узла;
- Выполнять узоры вышивки различными видами швов (тамбурным, узелками, петельками и полупетельками вприкреп);
- Обрабатывать срезы изделия различными способами;
- Выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой;
- Ухаживать за изделиями с отделкой вышивкой.
БЛОК «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
- Учащиеся должны уметь применять ручные и машинные швы для изготовления игрушек;
- Выполнять выкройки - лекала игрушки;
- Увеличивать и уменьшать выкройки выбранной модели;
- Раскраивать детали игрушки;
- Сметывать и стачивать детали игрушки;
- Крепить фурнитуру.
СТАРШАЯ ГРУППА
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ»
- Учащиеся должны уметь зарисовывать характерные орнаменты вышивки различных регионов;
- Сочетать аппликацию с различными видами вышивки;
- Выполнять отделку изделия бисером, блестками, тесьмой;
- Обрабатывать края рисунка;
- Выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией, бисером, блестками и ухаживать за этими изделиями.
БЛОК «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
- Учащиеся должны уметь подбирать материалы и инструменты для вязания крючком;
- Выполнять записи узоров для вязания с помощью условных обозначений;
- Рассчитывать количество пряжи для изготовления изделия;
- Составлять простейшие выкройки изделия.
- Вязать простые изделия крючком;
- Крепить фурнитуру;
- Выполнять окончательную отделку изделий.
- Ухаживать за изделиями связанными крючком.
Подведение итогов работы кружка проводится на школьной выставке декоративно – прикладного творчества, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке детских работ учитывается возраст кружковца, содержание, трудоемкость, качество, художественная ценность работы. Участники выставки получают дипломы и грамоты.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Наименование блоков. | Количество часов. |
Младшая группа | Старшая группа |
Введение. | 3 ч. | 3 ч. |
Ручная вышивка и аппликация. | 19 ч. | 15 ч. |
Вязание крючком. | - | 15 ч. |
Мягкая игрушка. | 11ч. | - |
Итоговое занятие. | 1 ч. | 1 ч. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предлагаемая программа направлена на воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда, применять знания, навыки и информацию в технологической деятельности. Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу содержания программы заложена технология деятельности.
В основе программы лежат основные дидактические принципы: научности обучения; систематичности и последовательности знаний; доступности и посильности; наглядности; сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения; прочности знаний учащихся; связи теории с практикой, обучения с жизнью; оперативности знаний учащихся; историзма.
Согласно предлагаемой программе, основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность, на овладение общетрудовыми умениями и навыками, и лишь 25 - 30% на усвоение теоретических знаний.
При этом используются разнообразные методы обучения. Для сообщения информации применяются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой, работа с инструкционными и технологическими картами, журналами по рукоделию, демонстрация изучаемых объектов и других средств наглядности, демонстрация кино и видеофильмов. По всем изучаемым блокам программы разработаны инструкционные карты. Собранную информацию учащиеся могут использовать при написании рефератов и творческих проектов.
Репродуктивные методы применяются в основном для приобретения и усвоения учащимися навыков и умений: упражнения, инструктаж.
Поисковый, проблемный метод и метод исследований способствуют формированию творческой личности.
Определенное место в данной программе уделяется проектному методу обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию учащихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов. Анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн изделий. Действия учащихся носят преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала, самостоятельности, настойчивости в достижении своей цели. Учащиеся выполняют упражнения на дизайн – анализ изделий, детальную проработку и т.д.
Работа в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие трудовой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, свободу в выражении идей и их отстаивании. У учителя появляется возможность дифференцированного подхода к учащимся. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой деятельности и полнее учесть интересы учащихся.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть объемными и трудоемкими. Коллективной работой могут быть крупные изделия, выполняемые группами по 5 – 10 человек. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст, навыки и способности каждого ребенка.
Интегративный характер занятий предполагает, что учащиеся используют и применяют знания, полученные из других учебных дисциплин – изобразительного искусства, черчения, биологии, экономики.
Учащиеся с первых занятий учатся соблюдать технологическую последовательность, порядок работы, пользоваться инструкционными картами, наглядными пособиями, журналами по рукоделию, дополнительной литературой. У учащихся необходимо выработать навыки планирования, умения соотносить предстоящий объем работы и отведенное на него время. Считаю необходимым, чтобы учащиеся доводили работу до конца, т.к. только завершенная работа может быть фундаментом для дальнейшего развития, готовит к выполнению более сложных видов работ. При этом выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс.
Программа имеет социально-утилитарную направленность, т.е. практические занятия не сводятся лишь к выполнению технических образцов, учащиеся выполняют готовые изделия для украшения быта интерьера, одежды.
Особое внимание на занятиях я уделяю формированию нравственных качеств личности таких как: трудолюбие, ответственность, творческая активность, доброжелательность.
Процесс формирования нравственных качеств, связан с накоплением опыта отношений в школьном коллективе и в семье. Большое внимание необходимо уделять работе с родителями учащихся. В начале каждого учебного года я выхожу на родительские собрания в классы, и рассказываю о целях, задачах, планах на предстоящий год. А в конце учебного года для родителей устраиваются выставки работ детей. Родители оказывают помощь в укреплении материальной базы кабинета. Это проявляется не только в приобретении необходимых для занятий материалов и оборудования. Родители приносят в школу старинные вышивки, рисунки и узоры для рукоделия, из которых девушки могут почерпнуть оригинальные идеи для создания интересных, современных изделий.
Эстетическое воспитание также занимает большое место в программе. Изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью. На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.
Эти знания кружковцы получают посредством анализа изделий прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях по - разному выраженных в каждом регионе.
Развитию творческой активности учащихся, воспитанию уважения к национальной самобытности способствует работа с дополнительной литературой, журналами по рукоделию, изучение творчества известных мастеров, историей развития художественных промыслов нашей области.
Программа предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно – прикладного искусства Нижегородской области, посещение музея и центров художественных промыслов.
Таким образом, предлагаемая программа будучи направленной на формирование прикладных технологических навыков, органически связана со всем процессом обучения в школе и содержит в себе также элементы общего развития, а также эстетического и нравственного воспитания.
УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Занятия кружка «Хозяюшка» проводятся на базе кабинета «Обработки материалов».
Кабинет оборудован в соответствии с предъявляемыми санитарно – гигиеническими требованиями.
Кабинет светлый, удобный, его художественное оформление отличается эстетичностью и индивидуальностью. Рабочие столы, швейные машины размещены с учетом санитарно-гигиенических требований. Есть все необходимые материалы и инструменты для выполнения любого вида рукоделия. Для успешного усвоения материала имеются в наличие наглядные и методические пособия: чертежи, таблицы, готовые изделия, книги, журналы, технологические карты, раздаточный материал и т.д.
В кабинете имеется литература и альбомы по различным видам рукоделия, истории моды и костюма. Весь материал систематизирован по блокам обучения и оформлен в картотеку. Для выполнения экономических расчетов имеется справочная литература. Кабинет оборудован кинопроектором и экраном для демонстрации кинофильмов, имеется небольшая фильмотека с учебными фильмами.
С подробными данными об оборудовании кабинета можно ознакомиться в таблице.
Оборудование кабинета «Обработки материалов».
№ | Наименование оборудования | Кол-во (шт) |
1 | шкаф для одежды | 2 |
2 | шкаф витрина | 3 |
3 | рабочие столы для учащихся | 11 |
4 | стулья для учащихся | 22 |
5 | стол для раскроя | 1 |
6 | гладильная доска | 1 |
7 | утюг электрический | 1 |
8 | примерочная с зеркалом. | 1 |
9 | швейные машины с ножным приводом | 5 |
10 | швейные машины с электроприводом «Ganome» | 2 |
11 | швейные машины с ручным приводом | 1 |
12 | манекены | 2 |
13 | швейная машина промышленная | 1 |
Художественная обработка материалов. Рукоделие.
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Инструкционные карты. |
Техника безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами. (комплект на каждую парту) |
Виды ручных швов (комплект на каждую парту) |
Украшающие швы (комплект на каждую парту) |
Плакаты и таблицы. |
Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг | Цветовой круг |
Таблица сочетаемости цветов | Таблица сочетаемости цветов | Таблица сочетаемости цветов |
Книги, альбомы, журналы |
Альбом по истории вышивки | Схемы для вязания крючком | Схемы для плетения кружев из тесьмы-сороконожки | Журналы «Лена», «Анна», |
Лоскутная пластика | Альбом «Образцы вязания на спицах» | Альбом «Машинная вышивка» | Схемы для вышивки |
Схемы для вязания на спицах | Схемы для машинной вышивки | Журналы по рукоделию |
Журналы «Лена», «Анна», | Журналы «Лена», «Анна», | Журналы «Лена», «Анна», | Жукова О. «Бисерное рукоделие»; М., «Москва» 2004г. | Жукова О. «Бисерное рукоделие»; М., «Москва» 2004г. |
Схемы для вышивки: Тамбур (цветы) Тамбур (техника) | Схемы для вышивки: Владимирские швы | Схемы для вязания крючком | Фурлетова О.И. «Машинная вышивка»; М., 2000г. | Красичкова Е. «Художественное вышивание» Минск, Государственное издательство БССР, 1959г. |
Перевезенцева Л.Н. «Рисунки для ручной и машинной вышивки», М., 1991г. | Перевезенцева Л.Н. «Рисунки для ручной и машинной вышивки», М., 1991г. |
Жукова О. «Лоскуток к лоскутку»; М., «Знание» 2005г. | Власенко О.П. «Русские фольклорные традиции»; Волгоград, «Учитель» 2008г. | Уткина Т. «Чудесные кружева»; М., «Эксмо» 2003г. | «Эксклюзивные открытки» М., Арт – Пресс книга 2010г. | Схемы и рисунки: Гладь Ришелье |
Дильмон Т. «Полный курс женских рукоделий»; М., «Эксмо» 2004г. |
Диски, компьютерные презентации. |
Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. | Что такое творческий прект. |
Балахнинское кружево | Балахнинское кружево |
Кружевоплетение |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
№№ занятий. | Название темы | Кол-во часов |
1.Введение. | 3ч. |
1.1. | Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1 |
1.2.- 1.3. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2 |
2.Вышивка. | 20 ч. |
2.1. | История русской вышивки. Символика вышивки. | 1 |
2.2. | Инструменты и приспособления для вышивки | 1 |
2.3. | Выбор ниток и ткани | 1 |
2.4. | Орнамент в вышивке. Цвет в вышивке. | 1 |
2.5. | Подготовка к вышиванию (упражнения). | 1 |
2.6.-2.8. | Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | 3 |
2.9. | Сборка игольницы. | 1 |
2.10. | Изготовление салфетки. Выбор рисунка. | 1 |
2.11. | Перевод рисунка на ткань. | 1 |
2.12.-2.16. | Вышивка салфетки тамбурным швом, узелками, петельками и полупетельками вприкреп. | 5 |
2.17.-2.18. | Обработка углов салфетки. | 2 |
2.19. | Обработка срезов салфетки. | 1 |
2.20. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
3.Мягкая игрушка. | 10ч. |
3.1. | История игрушки. | 1 |
3.2. | Швы, применяемые для изготовления игрушек. | 1 |
3.3. | Правила увеличения и уменьшения выкройки. | 1 |
3.4. | Выбор модели. Выполнение выкроек. | 1 |
3.5. | Раскрой игрушки. | 1 |
3.6.-3.9. | Пошив игрушки. | 4 |
3.10. | Сборка и оформление игрушки. | 1 |
4.Итоговое занятие. | 1ч. |
4.1. | Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 1 |
ИТОГО: | 34ч. |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(СТАРШАЯ ГРУППА)
№№ занятий. | Название темы | Кол-во часов |
1.Введение. | 3ч. |
1.1. | Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1 |
1.2.- 1.3. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2 |
2.Вязание крючком. | 15ч. |
2.1. | История развития художественного вязания. Изделия, связанные крючком в современной моде. | 1 |
2.2. | Инструменты и материалы для вязания крючком. Правила безопасной работы при вязании. | 1 |
2.3. | Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании. | 1 |
2.4. | Приемы работы, правильное положение рук. | 1 |
2.5. - 2.6. | П.р. «Выполнение образцов (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.)». | 2 |
2.7. - 2.8. | Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | 2 |
2.9. | Выбор модели изделия (сувениры, украшения, игрушки). | 1 |
2.10.- 2.13. | Вывязывание изделия. | 4 |
2.14 - 2.15. | Окончательная обработка изделия. Уход за вязаными изделиями. | 1 |
3.Вышивка. | 15 ч. |
3.1. | Понятие о композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе, квадрате, прямоугольнике. | 1 |
3.2. | Вышивка народов Севера, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.3. | Вышивка южных регионов России, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.4. | Владимирская вышивка, особенности орнамента, техники исполнения. П.р. «Зарисовка характерного орнамента». | 1 |
3.5. | Сочетание вышивки с различными видами аппликации. Подбор фурнитуры в зависимости от назначения, модели и ткани. | 1 |
3.6. | Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. | 1 |
3.7. | Выбор и разработка узора для вышивки (гладь, крест, бисер и др.) в сочетании с аппликацией. | 1 |
3.8. | П.р. «Перевод рисунка на ткань». | 1 |
3.9. – 3.14. | Выполнение композиции (по выбору учащихся) | 6 |
3.15. | Окончательная обработка изделия. | 1 |
4.Итоговое занятие. | 1ч. |
4.1. | Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 1 |
ИТОГО: | 34ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО БЛОКАМ
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ» - 15 часов.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Понятие о композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов. | 1ч. | Основные правила построения общей композиции. Особенности композиции плоскостного изделия. Понятия пропорции, ритма, симметрии, колорите. | Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе, квадрате, прямоугольнике. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Вышивка народов Севера. | 1ч. | История и быт народов Севера. Характерная вышивка «роспись». Цветовое решение вышивок. Особенности орнамента, техники исполнения вышивок. | Зарисовка характерного орнамента народов Севера. |
Вышивка народов Поволжья. | 1ч. | Вышивка народов Поволжья (чувашская, мордовская, марийская). Цветовое решение вышивок. Особенности орнамента, техники исполнения вышивок. | Зарисовка элементов характерного орнамента. |
Вышивка южных регионов России. | 1ч. | Вышивка южных регионов России. Особенности орнамента, техники исполнения. Сказочные и местные мотивы в вышивке. | Зарисовка элементов характерного орнамента |
Сочетание вышивки с различными видами аппликации. | 1ч. | Значение аппликации в старинной народной вышивке. Сочетание аппликации с различными видами вышивки (бисером, блестками, вышивкой гладью, крестом и др.) | Подбор фурнитуры в зависимости от назначения, модели и ткани. |
Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. | 1ч. | Различные способы прикрепления Крепление бисера, блесток, тесьмы к ткани. Сочетание с другими швами (гладь, роспись, аппликация, стебельчатый шов и др.), позволяющим создать разнообразную фактуру узора и всего изделия. | Прикрепление бисера, блесток, тесьмы различными способами. |
Выбор и разработка узора для вышивки (гладь, крест, бисер и др.) в сочетании с аппликацией. | 1ч. | Анализ образцов вышивок, моделей из журналов по рукоделию. Подбор узора исходя из наличия материалов. | Зарисовка узора для вышивки, его детальная проработка. |
Перевод рисунка на ткань | 1ч. | Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, на просвет, перестрочкой, припорохом). Выбор одного из способов перевода рисунка на ткань. Определение места вышивки на изделии. | Перевод рисунка на ткань. |
Выполнение композиции. | 7ч. | Правила безопасной работы. Выполнение узора вышивки с элементами аппликации различными способами (по выбору учащихся). Особенности работы на тонких тканях. Особенности обработки края у осыпающихся и не осыпающихся тканях. | Выполнение узора вышивки с элементами аппликации различными способами. |
Окончательная обработка изделия. | 1ч. | Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной отделки изделий из разных тканей. Уход за изделиями с отделкой вышивкой, бисером, блестками, тесьмой. | Обработка изделия после вышивки. |
БЛОК «РУЧНАЯ ВЫШИВКА И АППЛИКАЦИЯ» - 20 часов.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История русской вышивки. Символика вышивки. | 1ч. | Вышивка как один из древних видов декоративно – прикладного искусства. История русской вышивки. Вышивка в народном костюме. Традиции Нижегородского края в вышивке. Символика русской вышивки. | Зарисовка символов русской вышивки. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Инструменты и приспособления для вышивки | 1ч. | Инструменты и приспособления, применяемые для вышивки (иглы, пяльца, ножницы). Правила безопасной работы. |
Выбор ниток и ткани | 1ч. | Виды тканей для вышивки. Подбор игл и ниток для вышивки. Правила отрезания нитки, заправки ткани в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе. | Заправка ткани в пяльцы. Закрепление рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка пасмы мулине к работе. |
Орнамент в вышивке. Цвет в вышивке. | 1ч. | Композиция в вышивке. Растительный и геометрический орнамент в вышивке. Цветовое решение вышивок. | Зарисовка традиционных орнаментов вышивки Нижегородского края. |
Подготовка к вышиванию. | 1ч. | Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы. Технология выполнения простейших ручных швов (стебельчатый, тамбурный, вперед иголку и др.) | Выполнение образцов вышивки на лоскутах ткани простейшими швами. |
Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | 3ч. | Разметка узора. Обработка срезов игольницы петельным швом. Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. | Вышивка игольницы простейшими швами ручной вышивки. |
Сборка игольницы. | 1ч. | Выкраивание прокладочного материала. Способы сборки. Окончательная обработка изделия. | Сборка игольницы. |
Изготовление салфетки. | 1ч. | Анализ моделей вышивок из журналов по рукоделию. Выбор рисунка. Определение места вышивки на изделии. | Зарисовка узора для вышивки, его проработка. |
Перевод рисунка на ткань. | 1ч. | Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, на просвет). Выбор одного из способов перевода рисунка на ткань. | Перевод рисунка на ткань. |
Вышивка салфетки тамбурным швом, узелками, петельками и полупетельками вприкреп. | 5ч. | Выполнение узора вышивки различными способами (по выбору учащихся). Особенности работы с льняными тканями. | Выполнение узора вышивки различными видами швов (тамбурным, узелками, петельками и полупетельками вприкреп). |
Обработка углов салфетки. | 2ч. | Правила обработки углов салфетки. Способы обработки углов салфетки. Обработка углов «салфеточкой». | Обработка углов изделия способом «салфеточка». |
Обработка срезов салфетки. | 1ч. | Способы обработки срезов салфетки. Обработка срезов «швом вподгибку с закрытым срезом». Отделка срезов декоративными швами. | Обработка срезов «швом вподгибку с закрытым срезом». Отделка срезов швом «шнурочек». |
Окончательная обработка изделия. | 1ч. | Обработка изделия после вышивки. Особенности окончательной обработки изделий из льна. Уход за изделиями с отделкой вышивкой. | Окончательная обработка изделия. Правила стирки и ВТО вышитых изделий. |
БЛОК «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ» - 15 часов.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История развития художественного вязания. Изделия, связанные крючком в современной моде. | 1ч. | История развития художественного вязания. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания крючком. Изделия, связанные крючком в современной моде. | Дизайн – анализ вязаных изделий. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Инструменты и материалы для вязания крючком. Правила безопасной работы при вязании. | 1ч. | Правила безопасной работы при вязании. Инструменты и материалы для вязания крючком. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки для вязания, их свойства. | Выбор номера крючка в зависимости от толщины ниток, назначения изделия, узора. |
Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании. | 1ч. | Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Чтение схем вязания из журналов по рукоделию. | Разбор схем вязания из журналов по рукоделию. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. |
Приемы работы, правильное положение рук. | 1ч. | Правильное положение рук во время работы. Приемы работы крючком. | Освоение приемов начала вязания. Вывязывание цепочки из воздушных петель. |
Выполнение образцов6 столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др. | 2ч. | Технология выполнения различных приемов вязания. Приемы вязания в начале и окончании рядов. Выполнение образцов: столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др. | Освоение приемов вязания столбиком без накида, столбиком с накидом, полустолбиком. |
Изменение фактуры вязаного полотна. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | 2ч. | Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Убавление и прибавления петель. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. | Вязание образцов круга, квадрата, пятигранника. |
Выбор модели изделия (сувениры, украшения, игрушки). | 1ч. | Выбор модели изделия. Правила составления выкройки. Подбор пряжи и крючка для вязания. Способы расчета количества пряжи для изготовления изделия. | Составление выкройки изделия. Подбор пряжи и крючка для вязания. Расчет количества пряжи для изготовления изделия. |
Вывязывание изделия. | 4ч. | Вывязывание деталей сувенира. Особенности вязания из нитей бывших в употреблении. Обвязка контура деталей «рачьим шагом». | Вывязывание деталей изделия. Обвязка контура деталей «рачьим шагом». |
Окончательная обработка изделия. | 2ч. | Способы и приемы отпаривания деталей. Правила соединения деталей. Трикотажные швы. Украшение вязаных изделий бусинами, стразами, бисером и т.д. Правила крепления фурнитуры. Уход за вязаными изделиями. Стирка, ВТО. | Соединения деталей сувенира. Украшение изделия бусинами, стразами, бисером и т.д. |
БЛОК «МЯГКАЯ ИГРУШКА» - 10 часов.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
История игрушки. | 1ч. | История русской народной игрушки. Традиции швейной игрушки в народном декоративном творчестве. Современная игрушка и ее связь с народной. Инструменты и материалы для работы. | Дизайн – анализ готовых изделий. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Швы, применяемые для изготовления игрушек. | 1ч. | Ручные и машинные швы, применяемые для изготовления игрушек. Особенности выполнения швов на драпе, фетре, мехе и т.д. Правила подбора нитей и игл для работы. | Выполнение образцов ручных и машинных швов на драпе, фетре, мехе и т.д. Подбор нитей и игл для работы. |
Выбор модели. Выполнение выкроек. | 1ч. | Выбор модели изделия. Детальная проработка изделия. Выполнение выкроек - лекал игрушки. | Выполнение выкроек - лекал игрушки. |
Правила увеличения и уменьшения выкройки. | 1ч. | Правила увеличения и уменьшения выкройки. Способы увеличения и уменьшения выкройки. | Увеличение или уменьшение выкройки выбранной модели. |
Раскрой игрушки. | 1ч. | Особенности раскроя деталей из меха, драпа, сукна, фетра, войлока. | Раскрой деталей игрушки. |
Пошив игрушки. | 4ч. | Технологическая последовательность изготовления изделия. Сметывание и стачивание деталей игрушки. | Сметывание и стачивание деталей игрушки. |
Сборка и оформление игрушки. | 1ч. | Сборка деталей игрушки. Способы крепления деталей. Правила крепления фурнитуры. | Сборка деталей игрушки. Крепление фурнитуры. |
БЛОК «ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ» - 2 часа.
(МЛАДШАЯ И СТАРШАЯ ГРУППЫ)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. | 2ч. | Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы. Награждение победителей и участников выставки грамотами и дипломами. |
БЛОК «ВВЕДЕНИЕ» - 3 часа.
(МЛАДШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1ч. | Задачи и план работы кружка на год. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками, утюгом. | Учащиеся должны знать:
|
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2ч. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества (ул. Большая Покровская). Знакомство с экспозицией, посвященной развитию декоративно – прикладного творчества народов населявших Нижегородскую губернию. |
БЛОК «ВВЕДЕНИЕ» - 3 часа.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Наименование элементов блока | Коли - чество часов | Технологические сведения | Практические работы | Знания, умения |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками. | 1ч. | Задачи и план работы кружка на год. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Правила безопасной работы с иглами, ножницами, булавками, утюгом. | Учащиеся должны знать:
|
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества. | 2ч. | Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества (ул. Большая Покровская). Знакомство с экспозицией, посвященной развитию декоративно – прикладного творчества народов Поволжья. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Безрукова В.С. «Педагогика. Проективная педагогика»; Екатеринбург 1996г.
2. «Большая Советская энциклопедия»; М.; 1977г.
3. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998г. №1236).
4. Воронин А.Б. «Игрушки связанные крючком»; М.; «Эксмо»; 2000г.
5. Дильмон Т. «Полный курс женских рукоделий»; М.; «Эксмо»; 2004г.
6. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. «Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки»; М.: «Просвещение», 2000 год.
7. Исламгулов Р.Ш. «Метод проектов при изучении народных ремесел»; М.; 1998г.
8. Климова. Н.Т. «Народная вышивка Горьковской области»; М; 1975г.
9. Любина Ю.Л. «Рукодельница»; М.; 1998г.
10.Ляукина М.В., Кузьмина М.А. «Основы художественного ремесла»; М.; 1999г.
11.«Народные художественные промыслы Горьковской области»; Горький 1986г.
12.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999г. № 56.)
13.Питт Дж., Гуревич М.И. «Проектный подход к обучению технологии: Из опыта средних школ Нижнего Новгорода»; журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» - №1 2000г.
14.Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. М.: «Просвещение», 1992 год.
15.Программы для внешкольных учреждений «Культура быта»; М.: «Просвещение», 1986 год.
16.Программы общеобразовательных учреждений. Технология (Трудовое обучение) 1-4; 5-11кл. М., «Просвещение», 2000г.
17.Сорокина Л.М. «Учись вышивать»; Киев; 1988г.
18.Темерин С.М. «Русское прикладное искусство»; М.; 1960г.
19.Утевская Н.Э. «Вышивка»; М.; 1992г.
20.Уткин П.И. «Народные художественные промыслы»; М.; 1992г.
21.Уткина Т. «Чудесные кружева»; М.; «Эксмо»; 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...