Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность
статья по технологии по теме

Ирина Николаевна Глушко

Данная статья отражает необходимость воспитания современного поколения на основе народных традиций, изучать историю родного края и жизненный опыт. Это можно реализовать через проектную деятельность на уроках технологии при изучении разделов «культура дома», «кулинария», «декоративно-прикладное творчество».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глушко И.Н.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №145»

Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность

         Данная статья отражает необходимость воспитания современного поколения на основе народных традиций, изучать историю родного края и жизненный опыт. Это можно реализовать через проектную деятельность на уроках технологии при изучении разделов «культура дома», «кулинария», «декоративно-прикладное творчество». Для решения проблемы ребенок учится проектировать. Перечень тем проектов являются открытыми и не зависят от возраста учащихся и года обучения технологии. Единственным критерием выбора темы является личная заинтересованность учащегося в работе над данным проектом. Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания - формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

         Известно, что школа держится на трех задачах воспитания:

1. Эстетическое воспитание.

2. Экологическое не просто представление об экологическом принципе, а формирование умения жить в согласии с природой.

3. Воспитание на основе народных традиций (история, жизненный опыт).

         Воспитание – это формирование личности всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, следует передать детям за короткий период их детства, отрочества, ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности «прививаются» в ходе духовных усилий самой личности.

         Народное искусство способно пробудить, зажечь искорку таланта, помочь реализовать творческий потенциал. Связь с красотой родной природы, с народной памятью и традициями сохраняет культурную этническую целостность. Позволяет формировать основы целостной, эстетической культуры через развитие исторической памяти их творческих способностей.

         Основная форма учебно-воспитательной работы − урок. Как разнообразить его, сделать более интересным для учащихся, добиться поставленных целей? Творчески работающие педагоги по-разному решают эту задачу. Со временем стало ясно, что на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Дело учителя, оставаясь в стороне, раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями, прониклись самоуважением. Значимость урока должна заключаться в том, чтобы обучающиеся стремились самостоятельно, добровольно к решению полученных знаний, конечно не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для того чтобы больше думать. Привлекательность учебного процесса является важнейшим условием результативности обучения и фактором подготовленности учащихся, наличие у них вкуса к познанию, стремление к образованию, положительного отношения к школе.

           Образовательная область «Технология» позволяет значительно расширить деятельность учащихся, знакомить их на уроках с русской культурой, направленной на сохранение живого наследия народа. Наиболее эффективно эта задача может быть решена путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет проектная деятельность, которая позволяет обучающимся в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).

          Метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся. Он позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающий целям и задачам современной  школы. Метод проектов позволяет решить одну из педагогических задач, которая в нынешних условиях стоит очень остро – это воспитание на богатых русских традициях. Опыт народа, мудрость поколений, вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. В народной педагогике особое значение придавалось трудовому воспитанию. Когда педагог рассказывает о народных промыслах, у детей появляется желание попробовать сделать что-либо своими руками, познать глубину этого промысла, историческую ценность.

          С древних времен обряды отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа, причем некоторые из них имеют много общего у разных народов. Обряд близок к игре. Общей особенностью игры и обряда является то, что мотивом выступают здесь не столько результаты деятельности, сколько сама деятельность. С помощью игр дети как бы репетируют будущую трудовую деятельность.

          Именно проектная деятельность дает возможность изучить культурные традиции, обряды, что несет в себе воспитывающий потенциал, способствует развитию определенных личностных качеств: трудолюбие, чувство долга ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливости, уважительному отношению к людям и умению взаимодействовать с ними, беречь народное наследие.

          Метод проектов вооружает к целостной культурной организации, развивает способности к генерации идей, к анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместной задачи. Перечень тем проектов являются открытыми и не зависят от возраста учащихся и года обучения технологии. Единственным критерием выбора темы является личная заинтересованность учащегося в работе над данным проектом. В организации учебной деятельности по предмету акцент необходимо делать на исследовательском подходе,  развитии познавательных и творческих способностей учащихся, организации творческой деятельности учащихся в выполнении проектов. Учащимся можно предложить самостоятельную работу с  литературой, с сохранившимися документами, работу в архиве местного краеведческого музея, встречи со старожилами. У учащихся должно сложиться целостное представление о культуре родного края, ее разнообразии, традициях, богатстве, красоте, преемственности поколений. Полученные знания должны способствовать развитию национального самосознания, гордости за свой родной край, а также умению использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Темы проекта являются значимым для духовно-нравственного воспитания - формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.

           Все эти вопросы можно реализовать на уроках технологии. Удачно это получается при изучении разделов «культура дома», «кулинарии», «декоративно-прикладное творчество». При изучении разделов обучающимся предлагаются темы проектов. Например, при изучении кулинарии, в шестых классах − «День рождения». В седьмых классах, знакомясь с темой «Мясо», предлагается проект «Пельмени». В восьмом, девятом классе темы – проектов, связанные с народными традициями, обучающиеся выбирают сами, такие как: «Рождество», «Капустные вечерки», «Масленица», «Девичник», «Сибирская свадьба» и др.

          Можно провести урок-проект, для этого обучающиеся класса делятся на творческие группы. Каждой из этих групп дается задание на выбор:

1. История праздника.

2. Обычаи, связанные с проведением праздника.

3. Традиционный русский праздничный стол (сервировка, перечень обязательных блюд и их значимость).

4. Наряды и костюмы, связанные с праздником.

5. Песни, танцы, частушки, потешки и другие обычаи.

6. Оформление кабинета к празднику.

           Обучающиеся каждой группы готовят материал и делятся с другими информацией. Весь собранный материал перерабатывается и превращается в сценарий большого праздника.

          Проводя такие уроки надо помнить, главное в них – это воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то целое, что еще осталось от несправедливо забытого. На таких занятиях не только достигается какой-либо материальный вещественный результат, но формируются у детей определенные понятия образов, представление чувств и настроения.

        Огромное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, содержащей бесценные идеи обучения и воспитания. Культурные народные традиции служат источником развития гуманистической культуры человека. Опыт настоящего свидетельствует, что невнимательное отношение к культурным народным традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности. Возвращение к духовным истокам, возрождение культурных народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности - составная часть проблемы формирования национальной культуры и возрождения нации. Культурные народные традиции - это невостребованный сегодня общественным сознанием духовно-нравственный капитал и опыт предшествующих поколений:

"Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем" (Ч. Айтматов).

        Проектная деятельность позволяет органично интегрировать познания учащихся из разных областей, применить их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности сохраняя при этом культурные народные традиции.

Литература

1.  Энциклопедия праздников/Автор-составитель Н.В. Чудакова.- М.: Э68 Издательство АСТ-ЛТД, 2005.-256с. С ил.

2.  Потешки. Считалки. Небылицы./ сост., авт.вступ статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник,2007.

3. Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.

4. Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов. Культура Русского народа. С-Пб,."Паритет", 2005.

5. В.В.Похлебкин. Из истории русской кулинарной культуры. М., Центрполиграф, 2002.

6. Н.И.Ковалев. Рассказы о русской кухне. М., "Исида", 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опыт работы учителя технологии по работе над тврческими проектами...

Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

Статья из опыта моей работы, которая раскрывает возможности  применения метода творческих проектов на уроках технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся....