Развитие творческих способностей на уроках черчения
статья (технология, 8 класс) на тему

 

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proect.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках черчения

1. Черчение в формировании творческих качеств личности

2. Творческие задачи в черчении

3. Методика развития творческой графической деятельности учащихся.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология  - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

Для  успешного развития   творческих способностей учащихся нужно:

1.развивать  способности, склонности,

2.интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;

3.овладевать  приемами  осознанного решения различных творческих задач;

4.направлять и активизировать  творческие способности  учащихся через практическую деятельность;

Черчение в формировании творческих качеств личности

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, от проектирования и т.д. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в черчении, и в технологии, и в изобразительном искусстве), прежде всего чертежи, поэтому  в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности.

Творческую графическую деятельность учащихся я использую  при изучении всех разделов курса черчения, т.к. она обеспечивает применение всех знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.

Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Можно утверждать с педагогической точки зрения, что это деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуальные значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения, алгоритм которого неизвестен школьнику.

Творческие задачи в черчении

Творческие задачи по черчению можно разделить на два категории: развивающие готовность учащихся к выполнению работ с графическим содержанием. Использую на ранних этапах обучения.

Ко второй относятся задачи с элементами проектной деятельности: доконструирование, переконструирование, создание по аналогии, по техническому заданию.

Какие же это задачи, которые  использую в своей практике?

Практически все предполагаемые задачи с неполными данными, что создает условия комбинаторного перебора. Это задачи:

1.По техническому рисунку с недостающими линиями (8 кл.)

2.По чертежу с недостающими на нем линиями (8 кл.)

3.«Круглой» детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости (9 кл.)

4.«Круглой детали» по элементам ее внешнего и внутреннего контура и положения оси (9кл.)

5.По видам и габаритам других изображений (8 кл.)

6.По виду с последующим добавлением  элементов и габаритам другого вида (8кл.)

7.По разрезу и габаритам видов (9кл.)

8.По сечению и габаритам главного вида (9кл.)

9.По описанию (8 кл.)

10.На развертки  (8 кл.)

11.«Найди и исправь ошибку»

12.Занимательные  и т.д. (8-9 кл.)

Также использую ряд различных творческих заданий:

1.выполнение национальных орнаментов с использованием чертежных линий при помощи чертежных инструментов (8кл.)

2.использование сопряжений (плавных переходов одной линии в другую) в выполнении узоров, при написании художественных букв и т.д. (8 кл.)

3.составление детали из отдельных элементов (8кл.)

4.изменение формы детали путем добавления элементов (8кл.)

5.изменение формы детали путем удаления частей деталей (8 кл.)

6.изменение формы детали путем изменения количества осей симметрии (8 кл.)

7.перекомбинирование частей детали (преобразование) и др. (8 кл.)

Задачи более высокого уровня- это задачи с элементами проектной деятельности, где наряду с графической ставится техническая или иная цель. Проектирование-это сложный творческий процесс, который используют в своей повседневной деятельности и конструкторы, и архитекторы, и дизайнеры и т.д.

Рассматривая задачи по черчению с элементами проектной деятельности, важно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах.

Перечисленные виды учебной работы активизируют обучение черчению, поскольку они наиболее тесно связаны с использованием графических изображений. Кроме того, они отличаются относительной простотой в сравнении с конструированием по схеме или по собственному замыслу.

Для творческой графической деятельности нужно создать такие условия, которые обеспечивали бы  максимально возможную эффективность решения задач образования, обеспечить достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обучения, воспитанности и развития, создать условия для того, чтобы учащиеся не только овладели определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения.

Творческая графическая деятельность учащихся требует:

-планирования учебных занятий с учетом условий (количества, последовательности) введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;

-разработки приемов творческой графической деятельности, пригодных для любого вида соответствующей работы;

-выбор методов и средств обучения, наиболее подходящих для конкретных видов творческой работы;

-выделения оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;

-учета индивидуальных особенностей школьников;

-создания творческой атмосферы во время уроков, обстановки доброжелательности к учащимся; внимания к каждому творческому предложению школьника.

Методика развития творческой графической деятельности учащихся

Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс не есть проявление каких-то подсознательных сил, а является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека.  Творчество не только акт озарения и интуиции, но результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики необходимо  знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников.

Одним из важных моментов в творческом процессе является поиск решения задачи, перебор всевозможных вариантов, умение конструктивно мыслить. Для оптимального решения задач нужно овладеть различными приемами решения творческих задач, которые описаны в различной литературе.

В зависимости от типа задачи, ее сложности и степени подготовки школьников можно принять простую схему решения задач. Практически для всех предлагаемых задач схему творческого процесса может быть представлена в следующем виде:

1.Ознакомление с условием задачи.

2.Анализ графической информации.

3. Осознание проблемной ситуации.

4.Определение учеником конкретной цели работы.

5.Комбинаторный перебор вариантов геометрической основы объекта, выполняя соответствующие изображения.

6.Выбор правильного решения

7.Оформление изображений с учетом графического условия.

8.Самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках истории"

В публикации предложены различные упражнения, игры, которые помогут педагогу развить творческие способности ученика....

Развитие творческих способностей на уроках черчения.

Развитие  творческих способностей на уроках черчения....