Методические разработки по изучению темы «Элементы материаловедения»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Методические  разработки по изучению темы «Элементы материаловедения» предназначена  для педагогов, работающих в 5 классе по  программе Сасовой  И. А. и  Марченко А. В. «Технология. Обслуживающий труд (для девочек)».  В 5 классе предусмотрено изучение темы «Создание текстильных  и поделочных материалов»,  в которой 4 часа отводится  на изучение  темы «Элементы материаловедения».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.rar62.49 КБ

Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка

        Методические  разработки по изучению темы «Элементы материаловедения» предназначена  для педагогов, работающих в 5 классе по  программе Сасовой  И. А. и  Марченко А. В. «Технология. Обслуживающий труд (для девочек)».  В 5 классе предусмотрено изучение темы «Создание текстильных  и поделочных материалов»,  в которой 4 часа отводится  на изучение  темы «Элементы материаловедения».  

В материалы входят дидактические компоненты:

  1. методические рекомендации  по проведению уроков;
  2. методические рекомендации  по организации и проведению лабораторно – практических работ;
  1. материалы контролирующего характера для проверки знаний (карточки – задания, тесты, кроссворд, игра «лото»).

Цель методического пособия – помочь учителю в проведении уроков по теме « Элементы материаловедения»

Задачи:

  1. привести в систему и углубить имеющиеся у школьников знания, полученные в начальных классах о текстильных волокнах и изготовляемых из них тканях;
  2. дать понятие о процессе изготовления ткани и познакомить с профессиями работников текстильного и ткацкого производств;
  3.  познакомить с видами и свойствами различных тканей;
  4. научить применению полученных знаний на практике при изготовлении и уходе за одеждой.

В результате использования данных методических разработок учитель получит возможность повысить эффективность урока через

  1. разнообразные формы и методы работы
  2. системный подход в подаче материала
  3. повышения мотивации учащихся к познавательной деятельности
  4. компетентностный подход в обучении.

         Тема «Элементы материаловедения» часто вызывает у учащихся затруднение в усвоении, а у учителя - в подготовке к этим урокам. За два урока необходимо не только  дать объёмный материал, но и проверить качество его усвоения. Поэтому от учителя требуется чёткость и ясность в изложении  материала,  правильный подбор учебного материала в целом и каждой его части: изложение и закрепление теоретического материала, организации практической работы учащихся.  В своё время и мне пришлось задуматься, как  эффективно проводить эти уроки.

 Изучение  этой темы удобнее проводить в такой последовательности:

  1. Волокна,  из которых вырабатывают ту или иную ткань. Их свойства.
  2. Свойства тканей и их использование в работе.
  3.  Определение вида тканей по волокнистому составу.
  4. Ассортимент тканей.
  5. Уход за одеждой с учётом вида ткани, из которой она сшита.

В методических разработках представлены лабораторно – практические работы по теме «Элементы материаловедения», т.к. учащиеся при их выполнении часто просили повторить,  как делать то, или иное задание и я пришла к необходимости снабжения  их развернутым комментарием  выполнения  работы, тем более что ни в одном  учебном пособии нет всех лабораторно – практических работ.

В методических разработках  представлена совокупность  заданий для самопроверки и педагогического контроля.  Одними из них являются  карточки – задания с наклеенными тканями.

Карточка с наклеенными тканями представляет лист формата  А4,  на котором наклеены 8 образцов ткани размером  4 х 4  см. Образцы приклеены только по верхнему краю, что позволяет рассмотреть их с обратной стороны.

 А 1   Хлопчатобумажная ткань не полотняного переплетения, (сатин), с растительным рисунком, без  кромки, приклеенная лицевой стороной вверх.

А 2   Хлопчатобумажная ткань  полотняного переплетения, с геометрическим рисунком, без  кромки, приклеенная изнаночной стороной вверх.

А3  Не хлопчатобумажная ткань, (лён),  полотняного переплетения, гладкоокрашенная, без  кромки, приклеенная лицевой стороной вверх.

А4  Не  хлопчатобумажная ткань не  полотняного переплетения, гладкокрашеная, с  кромкой, приклеенная изнаночной стороной вверх.

Б1  Хлопчатобумажная ткань  полотняного переплетения, с тематическим рисунком, без  кромки, приклеенная лицевой изнаночной стороной  вверх.

Б2  Хлопчатобумажная ткань  полотняного переплетения, гладкокрашеная, без  кромки, приклеенная лицевой стороной вверх.

Б3  Хлопчатобумажная ткань  (фланель) полотняного переплетения, с геометрическим рисунком, без  кромки, приклеенная изнаночной стороной вверх.

Б4  Хлопчатобумажная ткань не полотняного переплетения, (вельвет), гладкокрашеная, с кромкой, приклеенная изнаночной стороной вверх

Такие карточки заготовлены у меня на каждую ученицу.  Образцы тканей на них разных расцветок, но приклеены они так, чтобы совпадали вышеописанные характеристики.

Карточки с образцами тканей и вопросами составлены на два варианта ответа, что позволяет разнообразить карточки и разработать алгоритм правильных ответов для быстрой проверки знаний учащихся.  В нём против каждого номера вопроса стоят номера правильных ответов, соответствующие номерам образцов тканей.                  

Алгоритм ответов

№ вопроса

1 вариант ответов                  

2 вариант ответов                  

1

А2,Б1,Б3,Б4

А1,А3,Б2,

2

                           А3,А4,Б2,Б4

3

А1,А2,А3,Б1,Б2,Б3

А4,Б4

4

А1,Б3

А2

5

Б,В,Г

 Для контроля знаний и самопроверки используются тесты нескольких вариантов. Использование тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников, помогает получить объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Эта информация необходима преподавателю для оценки достижений учащихся, а также для проектирования и самооценки педагогической деятельности. Для облегчения проверки тесты имеют эталоны ответов.

 Тесты                          Ткани растительного происхождения

№п/п

Эталон ответа тест №1

         Эталон ответа тест №2

1

А

А, Г

2

Б

В

3

А

В

4

Б

Б, Г

5

А, В

Б

Эталон ответов карточек со вставленными словами

№ п/п

Карточка №1

Карточка №2

1

ткацком

растительного

2

ткачество

прядение

3

основы, утка

пряжа

4

нитей

Основа, уток

5

волокон

основы

6

Уток, основа

основы

7

полотняное

уток

8

суровая

гладкокрашеная

9

кромка

лицевой

10

растительный

геометрический

Имея эталон ответов,  на проверку тестов уходит 2 -3 минуты.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Так для 5 класса  я разработала игру «лото» (см.  приложение №10),  которую использую  в дальнейшем на уроках.

 Игра «Лото»

Состоит из одной большой карты (поля) размером 225 х 140 и 14 маленьких карточек размером 45 х 35 . На большой карте по периметру расположено 14 вопросов по теме «Элементы материаловедение» 5 класс «Ткани растительного происхождения». Середина поля пустая.

        На маленьких карточках 14 ответов. Задача играющего, закрыть поле перевёрнутыми карточками с правильными ответами. Играть можно по одному ученику или вдвоём.

        Учитель должен быстро проверить ответы учащихся. Для того чтобы это сделать, маленькие карточки наклеить на картон с картинкой, а затем вырезать. Середина поля – ключ, которая остаётся у учителя. Приложив ключ к перевёрнутым маленьким карточкам,  учитель проверяет, соберётся ли правильно картинка. Таким образом,  на проверку знаний учащихся затрачивает максимум 1-2 минуты. Игра  используется на уроках технологии, когда отдельные ученицы быстро и успешно выполнили предыдущее задание.

         В результате апробации  в 2009 – 2010 году данных методических разработок учащиеся показывали отличные знания по теме «Элементы материаловедения» во время мониторинга, проводимого учителем. 100% девочек справились на «4» и «5» с контрольным заданием.

Использование этих методических разработок должны способствовать достижению целевых установок, изложенных в новых стандартах. А так   же позволит расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. В дальнейшем я планирую продолжить работу над этой темой  и  разработать эти уроки с использованием ИКТ.

 Методические разработки могут использоваться  любым учителем при изучении  темы «Элементы материаловедения» в 5 классе и  по их собственному усмотрению  дополняться  другими.

Изучение тканей в 5 классе   разделяю на два занятия.

Занятие 1. Тема «Производство ткани».

Цель:  ознакомить с производством тканей и их строением. Научить определять в ткани направление долевой нити и лицевую сторону. Ознакомить с профессиями прядильщицы и ткача.

Ход занятия:

 Сообщение нового материала.

Для объяснения материала используется беседа. Учащиеся отвечают на предложенные им вопросы, а учитель дополняет их ответы, расширяя и углубляя имеющиеся у них знания. В ходе беседы должны быть выяснены следующие вопросы:

  1. - Где используются ткани в быту?

Ткани широко применяются в быту. Из них  шьют одежду, бельё, обувь, обивку для  мебели и  множества других вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

  1. -  Из чего получают волокна для изготовления хлопчатобумажных и льняных тканей?
  2. - Какого происхождения бывают волокна?

Растительные – из хлопка и льна; животного происхождения – из шерсти и шёлка из коконов шелкопряда.

Ответы учащихся дополняю и даю классификацию текстильных волокон.

                 

                       Натуральные  волокна

     растительного                             животного

   происхождения                          происхождения

хлопок             лён                       шерсть           шёлк

Растительные – из хлопка и льна; животного происхождения – из шерсти и шёлка из коконов шелкопряда.

  1. - Из чего состоит ткань?

Ткань состоит  из  переплетённых между собой нитей.

  1. - Из чего состоят нити?

 Нити состоят из множества отдельных, скрученных между собой тоненьких волокон.

  1. - Где используют пряжу, кроме производства ткани?

Кроме производства ткани из пряжи изготавливают нитки, тесьму, ленты, кружево и другие отделочные материалы.

  1. Производство пряжи (кратко рассказываю о процессе прядения)

Производство пряжи – сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту – ровницу. Во время демонстрации  показываю  коллекцию «Хлопок».

На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу.  Готовую пряжу наматывают на большие шпули. (Показываю  картинку «На прядильной фабрике»). На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства прядильщица  (кратко рассказываю о  профессии прядильщицы)

 Если есть возможность,  демонстрирую  презентацию.

  1. Производство ткани (кратко сообщаю о процессе изготовления ткани на ткацком станке путём переплетения нитей).

 Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи

(кратко сообщаю  о профессии ткача)

Устройство и работа ткацкого станка разбирается по учебнику параграф 13, рисунок 2.8

Строение ткани

Раздать учащимся лупу и по образцу ткани полотняного переплетения с кромкой (лён с лавсаном) напомнить что, для изготовления ткани на ткацком станке, натягивают нити основы, которые идут вдоль будущей ткани. С помощью челнока они переплетаются нитями утка, которые идут поперёк ткани. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь, поэтому вдоль ткани получается неосыпающиеся края кромки. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани.

Рассматривая строение ткани в лупу, учащиеся видят, что нити основы и нити утка переплетаются между собой (полотняное переплетение) через одну ниточку.  Показываю образец полотняного переплетения, сделанный из цветной бумаги. Для сравнения даю образец саржевого или сатинового переплетения. Заостряю внимание, что полотняное переплетение  одинаково на обеих сторонах. По желанию учащихся предлагаю изготовить образец полотняного переплетения из цветной бумаги.

Определение нитей основы и утка.  Лабораторно – практическая работа №1.

Учащимся выдаётся лупа и по два образца ткани размером не менее 15 – 20 см (лучше хлопчатобумажной, полотняного переплетения). Один образец должен быть с кромкой, второй – без неё. На каждую парту выдаётся форма отчёта (см. приложение №1)

 На образце по  кромке определяют направление долевой нити, нитей основы и утка, определяют,  в каком направлении ткань больше растягивается, при резком растягивании,  в каком направлении возникает звонкий звук; как выглядят нити основы и утка по толщине и гладкости. Всё это учащиеся записывают в отчёт. Затем, пользуясь изученными приёмами определения направления нитей основы и утка, они определяют направление  долевой нити (нити основы) на втором  образце (без кромки). После выполнения каждого этапа работы учащиеся записывают результаты в отчёт.

 В некоторых случаях, если класс слабо подготовлен, лабораторно – практическую работу можно проводить так: учитель объясняет каждый приём определения направления нитей основы и утка в ткани, а учащиеся проделывают эту работу и записывают  результаты в отчёт. Правильность записей проверяют,  поочерёдно их, зачитывая или используя взаимопроверку отчётов.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Лабораторная работа №2 (см. приложение №2)

1. Показываю ткань с рисунком, кратко объясняю, почему на её изнаночной стороне он виден нечётко: ткани красят на особых машинах, нанося краску с лицевой стороны. На изнаночной стороне рисунок получается бледным, нечётким и тем бледнее, чем толще ткань.

2. Показывая сатин, атлас или другие ткани с гладкой поверхностью,  поясняю, что при выработке ткани сатиновым или атласным переплетением лицевая сторона получается гладкая и блестящая. Поэтому признаку и можно её определить. Для наглядности показываю образец сатинового переплетения, сделанный из цветной бумаги. С той стороны, где уточные нити перекрывают по четыре основных, поверхность ткани гладкая, блестящая.

3. Показываю вельвет или бархат, объясняю, что у ворсовых тканей ворс обычно расположен с лицевой стороны, а изнаночная сторона гладкая.

4. Демонстрируя суровую ткань,  поясняю, что снятая со станка ткань проходит несколько операций отделки - её опаливают, отбеливают, пропитывают различными составами, красят или печатают на ней рисунок. Рисунок может быть растительным, геометрическим или тематическим.  Все эти операции выполняют с  лицевой стороны - на ней меньше узелков и ворсинок. Поэтому она более гладкая и блестящая. Таким же образом определяется лицевая сторона пестротканой (вытканной из пряжи разных цветов) ткани. Для повторения и закрепления изученного материала использую карточки с вопросами с добавлением слов (см. приложение №3)

Занятие II. Тема «Хлопчатобумажные и льняные ткани»

   Цель: ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных волокон и тканей. Научить их определению и применению изученных свойств в работе. Познакомить с производством хлопчатобумажных и льняных тканей и их ассортиментом.

Ход занятия

 Повторение

Повторение предыдущего материала провожу по карточкам с наклеенными тканями (см. приложение №4)

Сообщение нового материала

1. Волокна, из которых вырабатывают изучаемые ткани, учащиеся вспоминают в процессе  беседы. Дополняя их ответы,  рассказываю  о природных ресурсах,  которые используются при производстве тканей из хлопка и льна.

- Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)

- Что называют «белым золотом»? (Хлопок)

Обычно волокна хлопка имеют белый цвет, но в последнее время выведен натуральный цветной хлопок, из которого вырабатывают цветные ткани. Это имеет не только научную значимость, но в будущем приобретет экономическую ценность.

- Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)

Хлопчатник представляет собой кустарник высотой до 1 м и более. Каждый год после цветения на кустах хлопчатника образуются плоды — коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками. На каждом семени развивается 7 —15 тыс. волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

 - А почему хлопчатник  называют “дитем солнца”?

(Хлопчатник -  теплолюбивое растение).

- Где выращивают хлопок?

(Произрастает в  Средней Азии, Закавказье, Казахстане, в южных районах Украины и Молдавии).

- В чем разница двух понятий “хлопок” и “хлопчатник”?

(Хлопок – это плод хлопчатника).

- Что обозначает надпись на этикетке Cotton?

  (Хлопок).

- Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно? (Лён)

 Лён – это однолетнее травянистое растение, из которого получают волокно того же названия. По сбору льна Россия занимает первое место в мире

 - Как образно называют лён?  

 Лён называют русским шёлком. Это уникальное волокнистое растение с длинными, красивыми и прочными и прочными волокнами. Длина стебля до 1200мм. в каждом из них находятся 350 – 560 волокон.

 - Где выращивают лён?

Лён выращивают в Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Ленинградской и других областях России. Раньше в нашем районе тоже выращивали лён и делали льняное полотно.

 Если ученицы затрудняются с ответом, то учитель приходит на помощь.

 Далее разбираем  первичную обработку  хлопка и льна (учебник  В.Н. Черняковой стр. 35)

 Свойства тканей

 Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, способов изготовления пряжи и тканей и их отделки.

Раздав учащимся по образцу хлопчатобумажной и льняной ткани, предлагаю сравнить их внешний вид и свойства. Характеризуя последние, он должен обратить внимание на то, как используются эти знания в работе с тканью.

Физико – механические свойства – это прочность и сминаемость.

Прочность ткани учащиеся могут сравнить самостоятельно.  Для этого они вынимают по одной долевой нити из хлопчатобумажного и льняного образцов, разрывают их и убеждаются, что льняная ткань прочнее хлопчатобумажной. Знания об этом свойстве используется при подборе тканей для изделий разного назначения. Так,  вещи,  требующие большой прочности, изготавливают чаще из льняной ткани. Например, парусина идет на изготовление специальной одежды, парусов и др.

Сминаемость – это способность тканей образовывать складки и морщины. Она зависит от упругости и эластичности волокон.  Я показываю,  как её можно определить, смяв образец в руке и подержав его 30 секунд, а затем расправив. Эту работу учащиеся выполняют  вслед за учителем или просто следять за её выполнением. Сравнивая расправленные образцы, они убеждаются,  что льняные ткани сминаются больше. Это свойство ткани влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить одежду простого фасона, без складок, сложной отделки.

Гигиенические свойства обеспечивают удобства ношения одежды. К ним относятся гигроскопичность и воздухопроницаемость.

Гигроскопичность - это свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью, но у льняной  она несколько выше. Это свойство важно для бельевых и сорочечно – плательных тканей, так как во время носки одежды, сшитая из этих тканей, впитывает выделяемый телом пот. Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух.  Хлопчатобумажные ткани обладают высокой воздухопроницаемостью, а льняные средней. Это свойство также важно для бельевых и сорочечно-бельевых тканей, так как обеспечивает вентилируемость одежды.

Технологические свойства – (осыпаемость и усадка)  учитываются при шитье изделий.

Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по обрезанным краям, выскальзывают, образуя бахрому. Можно предложить учащимся самостоятельно определить осыпаемость нитей в образцах: с помощью препаровальной иглы надо вынимать долевые нити – сначала одну, потом две, три и так далее, увеличивая их количество на одну до тех пор, пока выдернуть их станет трудно. Так ткань, из которой можно вынуть большее количество нитей обладает большей осыпаемостью. Для экономии времени учащиеся могут выполнять эту работу вдвоём: один вынимает нити из образца  хлопчатобумажной ткани, а другой – из льняной. Затем, они сравнивают результаты выполненной работы, убеждаясь, что у хлопчатобумажных тканей осыпаемость нитей небольшая, а у льняных несколько больше (средняя). Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий. Это надо учитывать в работе с тканью, давая большие припуски на обработку, а срезы деталей кроя, сразу же обмётывать.

Усадка – это способность ткани после намачивания, стирки или влажно – тепловой обработки уменьшатся в размерах, особенно по нити основы.

 И хлопчатобумажная и льняная  ткани дают значительную усадку. Это свойство учитывается при пошиве изделий: при раскрое, даются большие припуски на обработку, но лучше перед раскроем декатировать ткань, то есть намочить и отутюжить.  Декатировать необходимо в том случае, если из ткани шьют изделие прилегающего фасона, чтобы после стирки не пришлось его перешивать.

Определение вида ткани.

Для определения ткани по волокнистому составу, надо знать признаки, по которым она отличается от других, - в основном внешний вид и те свойства, которые можно легко определить.

Для изучения признаков определения хлопчатобумажных и льняных тканей проводится лабораторно-практическая работа.

Лабораторно – практическая работа №5 Определение вида ткани  (см. приложение №7)

 Её можно организовать фронтально, так как оборудование несложное. Для выполнения работ учащимися надо раздать по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей, лупу и форму отчёта.

Ассортимент тканей изучается в ходе беседы, поскольку учащиеся знакомы с некоторыми из них. На каждом столе набор кусочков тканей, оформленный в виде альбомчика, куда входят несколько видов хлопчатобумажной и льняной тканей. Все образцы пронумерованы.

Уход за одеждой

Рассказываю об уходе за одеждой, что во время её ношения ткань испытывает действие солнца, света, трения, влаги, стирки и т.д., что постепенно приводит её к износу. Но одни ткани изнашиваются быстрее, другие оказываются более носкими. Способность ткани сопротивляться внешним воздействиям называется износостойкостью. Срок носки изделий можно увеличить, если правильно ухаживать за ними: умело стирать, соблюдать режим влажно – тепловой обработки, использовать рекомендованные для данной ткани средства для чистки.  Записываем в тетрадь

Правила ухода за хлопчатобумажными и льняными  тканями

Ткани

Стирка

Влажно – тепловая обработка (ВТО)

Чистка

 Хлопчато-

бумажные

 Льняные

В растворах  мыла или различных моющих средств

Утюжат при 130 С

Утюжат при 150°С

Ацетоном, нашатырным спиртом, бензином

Для повторения и закрепления знаний учащихся  в конце урока использую кроссворд «Хлопчатобумажные и льняные ткани» (см. приложение №8)

Приложения

Лабораторно – практическая работа №1

Определение направление нитей основы и утка

Задание:

  1. Определите направление нитей основы  и утка в ткани с кромкой.
  2. Определите, в каком направлении ткань растягивается больше.
  3. Определите, в каком направлении при резком разтягивании ткани возникает звонкий звук.
  4. Сравните толщину нитей основы и утка.
  5. Сравните гладкость нитей основы и утка
  6. Запишите результаты отчёта в тетрадь.

Приём

Вид нити

основа

уток

По кромке

По степени растяжения

По звуку

По виду нити:

толщина

гладкость

Лабораторно – практическая работа №2

Определение лицевой и изнаночной стороны

Задание:

  1. Определить лицевую и изнаночную сторону образцов и наклеить в тетрадь.

Признак

Лицевая сторона

Изнаночная сторона

Ткань с печатным рисунком

Ткань с блестящей поверхностью

Ткань с ворсом

Гладкоокрашенная ткань

Пестротканная

ткань

Лабораторно – практическая работа №5

Определение вида ткани

Задание:

  1. Определите, у какого образца поверхность матовая, а у какого блестящая (по внешнему виду).
  2. Определите гладкость поверхности и мягкость образцов (на ощупь).
  3. Определите растяжимость ткани каждого образца.
  4. Определите, у какого образца нити гладкие, а у какого пушистые (вытянуть по одной нити основы).
  5. Определите,  какой вид имеет обрыв каждой нити (Разорвав нити).
  6. Заполните  отчёт в виде таблицы в тетради.

Признаки

Образцы

первый

второй

 Блеск

Гладкость

Поверхность нитей

Мягкость

Растяжимость

Вид обрыва нити

Вид ткани

Лабораторно – практическая работа №4

Изучение свойств  хлопчатобумажной и льняной ткани

Задание:

1. Определите, у какого образца больше прочность на разрыв нити. Для этого достаньте по одной долевой нити из хлобчатобумажного и льняного образцов  и разорвите. Прочность больше у той нитки, которая разорвалась с большими усилиями.

2. Определите, у какого образца больше сминаемость тканей. Для этого сомните образец в руке, и, подержав его 30 секунд, а затем расправьте. Сравнивая расправленные образцы, определите у какого больше заминав, тот и обладает  большей сминаемостью.

3. Определите, у какого образца большая осыпаемость ткани. Для этого препаровальной иглой вынимают долевые нити сначала одну, потом две, три и т. д., увеличивая их количество на одну до тех пор, пока выдернуть их станет трудно. Та ткань, из которой можно вынуть одновременно большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью.

4. Заполните отчёт в виде таблицы в тетради.

Свойства

Ткани

х/б

льняные

Физико – механические:

прочность

сминаемость

Гигиенические:

гигроскопичность

теплозащитные свойства

Технологические:

осыпаемость

усадка

Горение

Горят жёлтым пламенем, сгорают полностью, запах жжёной бумаги, серый пепел.

Лабораторно – практическая работа №3

Изучение свойств  хлопчатобумажного и льняного  волокна

Задание:

  1.  Определите, какого цвета волокна хлопка и льна.
  2. Определите, какое волокно имеет блеск, а какое матовое.
  3. Определите длину, тонину, извитость, гладкость или пушистость волокон хлопка и льна.
  4. Запишите результаты своих исследований в форму отчёта в тетрадь.

Свойства

Название волокна

хлопок

лён

Цвет

Блеск

Длина

Тонина

Извитость

Мягкость

Гладкость

Материаловедение 5 класс           Ткани растительного происхождения

Вариант  1

  1. Определи ткани с изнаночной стороной.
  2. Определи ткани с гладкоокрашенной поверхностью.
  3. Определи ткани без кромки.
  4. Определи ткани с растительным рисунком.
  5. Как можно определить направление долевой нити:

А)  по цвету;

Б)  по кромке;

В)  на растяжение;

Г)  по звуку;

Д)  по лицевой стороне.

                      1                               2                                3                              4                        

А

Б

Материаловедение 5 класс           Ткани растительного происхождения

Вариант  2

  1. Определи ткани с лицевой стороной.
  2. Определи ткани с гладкоокрашенной поверхностью.
  3. Определи ткани с кромкой.
  4. Определи ткани с геометрическим рисунком.
  5. Как можно определить лицевую и изнаночную стороны ткани:

А)  по печатному рисунку;

Б)  по блестящей поверхности;

В)  по направлению нити;

Г)  по звуку;

Д)  по ворсу.

                      1                             2                                 3                              4                        

А

Б

Тест №1 по материаловедению 5 класс

Ткани растительного происхождения

  1. К волокнам растительного происхождения относятся

                А) хлопок и лён;

                Б) шерсть и шёлк;

                В) лён и шёлк;

                Г) хлопок и шёлк.

      2. Какое растение является кустарниковым

                А)  лён;

                Б) хлопок;

                В)  хлопок и лён.

      3. Процесс, в результате которого получают пряжу, называют

                А) прядение;

                Б) ткачество;

                В) отделка;

                Г) сортировка.

       4. Нити, которые прокладывает челнок в ткацком станке, называются:

                 А)  основа;

                 Б) уток;

                 В)  кромка.

        5. Лицевая сторона ткани имеет:

                 А) яркий рисунок;

                 Б) узелки и концы ниток;

                 В) блестящую поверхность;

                 Г) бледный рисунок.

Тест №2 по материаловедению 5 класс

Ткани растительного происхождения

1. Волокна растительного происхождения получают из

                А) крапивы;

                Б) льна;

                В) шерсти;

                Г) хлопка

2. Этапы производства ткани:

                А) прядение  - отделка - ткачество;

                Б)  ткачество - отделка - прядение;

                В)  прядение -  ткачество - отделка;

3. Неосыпающийся край ткани называется

                А) основа;

                Б) уток;

                В) кромка;

                Г) ширина ткани.

4. Нить утка в ткани

                А) проходит вдоль кромки;

                Б) растягивается меньше основы;

                В) характеризуется более звонким звуком при резком растяжении;

                Г) более пушистая;

                Д) бледный рисунок.

5.  Какое волокно более прочное:

                А) хлопковое;

                Б) льняное;

Материаловедение 5 класс   Ткани растительного происхождения

Карточка №1

 Вставьте пропущенные слова вместо точек.

  1. Из пряжи на … станке получают ткани.
  2. Этот процесс называют…
  3. Ткань получают путём переплетения двух систем нитей. Нити … проходят вдоль ткани, а нити … поперёк ткани.
  4. Ткань состоит из … плотно переплетённых между собой.
  5. Нить содержит в свою очередь множество отдельных тоненьких …
  6. Нити переплетаются между собой, поперечные нити называют - …, а долевые -…
  7. Одна ниточка основы переплетается с одной ниточкой утка, тогда это переплетение называется…
  8. Ткань, которая сходит с ткацкого станка называется…
  9. Неосыпающийся утолщённый край ткани называется…
  10.  Цветочки, листочки – это … рисунок.

Материаловедение 5 класс   Ткани растительного происхождения

Карточка №2

Вставьте пропущенные слова вместо точек.

  1. Лён и хлопок волокна … происхождения.
  2. Процесс получения пряжи называется…
  3. Обработанное, слегка скрученное волокно называется …
  4. Нить …. Проходит вдоль ткани, а нить … поперёк.
  5. Если натяжение ткани сначала растянуть, а потом ослабить, то издаваемый звонкий звук характерен для нитей…
  6. Нити, равномерные по толщине, сильно скрученные, более прочные – это нити…
  7. При растяжении изменяет длину свою нить …
  8. Ткань одного цвета называется …
  9. Яркий печатный рисунок на … стороне ткани.
  10.  Кружочки, полоски, клетка – это … рисунок.

Кроссворд по материаловедению 5 класс

«Хлопчатобумажные и льняные ткани»

Б

Ь

Б

А

Б

Т

Б

       Т

Б

Т

  1. Ткань, необходимая для пошива белья.
  2. Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские пелёнки, ползунки.
  3. Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков, дорогого белья.
  4. Из этой ткани делают красивые вечерние платья.
  5. Техническая ткань, используемая для пошива палаток, рюкзаков.


 

Гигроскопич-

ность

Прокладывает

челнок

Полотняное

Неосыпаю-

щийся

край

Воздухопро-

ница-

емость

Асбест

Петельки, технические узелки

Хлопок

Материаловедение 5 класс

Ткани растительного происхождения

Отделка - это

Лён

Продит

поперёк

ткани

Волокно - это

Рисунок более яркий и чёткий

Походят вдоль ткани

Способность

ткани впитывать

Уток

Одна нить основы переплетается с одной нитью утка

Кромка

Способность пропускать воздух

Миниральное волокно

Материаловедение 5 класс

Ткани растительного происхождения

Изнаночная сторона ткани

Волокно белого

цвета 6 -52 мм

Придание ткани красивого вида

Волокна серого цвета 15 -24 мм

Нити утка

Гибкое прочное

тело

Лицевая

сторона

Нити основы

Используемая литература:

  1. Голондаева Н.Б. Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В.Д. Симиненко, - Волгоград, 2003
  2. Давыдова М. А.  Поурочные разработки по технологии. Вариант для девочек. 5 класс, - М.: Вако, 2010
  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд. 5 класс, - М.: Дрофа, 2004
  4. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В., Кузнецова Л.Н., Обслуживающий труд . Учебное пособие для 5 класса, - М.: Просвещение, 1982
  5. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии «Обслуживающий труд» 5 – 7 класс, - М.: Экзамен, 2010
  6. Сасова И.А., Марченко А.В., Технология. Программа 5 -8, - М.: Вентано – Граф, 2007
  7. Симиненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса образовательной школы, - М.: Вентана – Граф, 2001
  8. Фёдорова И.Н., Голик Л.Ф. Занятия по  обслуживающему труду в 4 -8 классах, - М.: Просвещение, 1981
  9.  Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5 класс, - М.: Просвещение, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лекция "Элементы материаловедения" (5 класс)

Данный урок дает возможность сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, о производстве тканей, учит определять нити основы и утка, их свойства, знакомит с основами современной текстил...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Элементы материаловедения

Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о натуральных тканях....

Элементы материаловедения. Часть 2

Производство тканей. Строение тканей. Ткацкие профессии....