Разработка интегрированного урока "Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок разработан совместно с учителем краеведения, где ученики демонстрируют свои исследовательские наблюдения после посещения краеведческого музея, учатся изготавливать традиционную народную куклу, узнают ее первоначальное предназначение и закрепляют навыки по выполнению ручных швов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ гимназия № 1 г. Петровска-Забайкальского

2010 г.

 

                                                                              Предмет: 1. технология (обслуживающий труд)

                                                                                                         учитель технологии Черепанова Ю.А.

                                                                                      2. литературное краеведение

                                                                                                 учитель литературы Онохова Р.П.

                                                    3. психология

                                                                                                   педагог-психолог Черепанова Ю.А.

Разработка интегрированного урока по разделу «Рукоделие»

в 5-ом классе с применением ИКТ.

Тема урока: «Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини».

Цель: формирование у учащихся представлений о нравах и обычаях предков, жителей Древней Руси в ходе проведения интегрированного урока путем организации различных видов деятельности.

Задачи урока: 1. воспитывать любознательность, любовь к своему краю, аккуратность и терпение  при выполнении практической работы;

            2.  познакомить учащихся с бытом и нравами жителей русских деревень в                                                            древности, закрепить навыки выполнения прямого (наметочного) шва;

        3. развивать мышление, чувственное восприятие, творческих способностей, прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.

Технологии: объяснение, демонстрация наглядного материала, метод проекта.

Дидактический материал: образцы кукол-берегинь, презентация к уроку, костюмы актерской группы, музыкальное сопровождение.

Оборудование: материалы и инструменты на каждого учащегося (лоскуты ткани, вата, ножницы, игла ручная, нитки белые, атласная лента), мультимедийная установка, рабочие тетради по краеведению, альбомы, карандаши.

Профориентация: швея, археолог, историк-краевед.

Межпредметные связи: литературное краеведение, история, психология.

Время: 2 часа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. Сегодня у нас урок не совсем обычный и начнем мы его тоже не так, как всегда. Ваш рабочий день в школе подходит к концу, у каждого из вас сегодня были и плохие,  и хорошие моменты. Сейчас я вам предлагаю измерить ваше настроение на начало урока с помощью цветового теста.
  3. Ребята, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет вам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть совсем не лень
С той игрушкой целый день.

Правильно, это кукла! Сегодня на уроке мы поговорим о быте и нравах деревенских жителей Древней Руси и о куклах – оберегах. После каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег (слайд 1).

Слайд 1                                                                         Слайд 2

                     

1. Обычаи жителей Древней Руси. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. В те далекие времена у куклы было другое предназначение. На Руси было поверье: если изготовить для семьи куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. 

Кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки") (слайд 2).

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка (слайд 3).

Слайд 3                                                                        Слайд 4

                     

Куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Такая кукла называлась Десятиручка, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли (слайд 4).

Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Куклу в семье мастерили к любому празднику куклу, в нее вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром” (демонстрация готовой куклы).

Традиционная тряпичная обрядовая кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Она должна была принести благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать (слайд 5).

Слайд 5

В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью.

2. Кукольное разнообразие. 

Куклы-перевертыши.  Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется (слайд 6).

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь).  Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь» (слайд 7).

Слайд 6                                                                        Слайд 7

                   

Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.

Отдарок-на-подарок - первая кукла, которую делал малыш сам.

Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов (слайд 8).

Слайд 8                                                                             Слайд 9

                     

  1. Литературно-краеведческая составляющая.

 Цель:  проследить за отражением в фольклоре обычаев славян, связанных с куклами - оберегами.

Задачи: 1. продолжить  вхождение  в  культурное наследие  традиций  и  обычаев своей малой  родины и  страны;

2.  на  материале сказки «Крупеничка» познакомить учащихся  с   понятием  «Кукла - оберег,   охранная  кукла»,  определяя  позитивный смысл;                           

3. развивать бережное отношение к зерну, к народной культуре;

4. поддерживать трепетное отношение  к  слову русскому.

Оборудование: «Семейный оберег», Оберег «Пожелание  благополучия  в  доме»; Толмачи   в  образе  «Деда   Хоттабыча»  с  восточной  яркой  чалмой,          бородкой, актёрская группа  готовит народные  костюмы  по русской  сказке          «Крупеничка»; презентация «Бабушкин сундучок»,  рисунки учащихся; народные напевы.

Технологии:  проект  «Бабушкин  сундучок», поурочное  планирование.

-1-

Проверка   домашнего задания.

  1.  Беседа.

            -  Что и   зачем  хранили наши  деды в  сундуках?  Ответить  поможет вам     презентация  «Секреты   бабушкиного   сундучка».

   2.  Просмотр  презентации  «Секреты   бабушкиного   сундучка».

   3. Ответы  учащихся  на  поставленный  вопрос.

-2-

Объявление   темы.   Целеполагания.

1. Сегодня мы продолжаем   путешествие  вглубь   времени, чтобы  понять  характер  наших предков,  нашу  связь   с  их культурой.  А  нашим  проводником   станет  …?

2.  Творческая  работа   с  последующей беседой.  У  меня в  руках  вот такой   предмет.  Составьте   миниатюру  «Пожелание»,  опираясь на   вопросы (вопросы  на доске): 

- Что  это? Из  чего  он состоит? Каково  его назначение? Какое  настроение вызывает он?

(Самостоятельная   работа учащихся).  

Проверка самостоятельной   работы - устные высказывания ребят.  

-   А  что   мы  не обнаружили  в   сундуке  наряду  с нарядами,  предметами  культа?

-    Там   не  увидели  кукол,  как  предмета для игры  и  для  охраны  дома,  рода, семьи,  потому  что  не  оказалось в  музее этого важного  предмета.

-  Почему  же   обереги  возвратились  в  наше  время?

Целью нашего урока станет поиск ответа на  вопрос, как   в фольклоре отразился обычай славян,  связанный  с куклой – оберегом.

-3-

Выступление  группы любителей  русского  языка.

Этимолог: «Слово  кукла   было заимствовано  из греческого языка,  а  туда оно   попало  из латинского.   Лексическое  значение  слова не  менялось».

Толмачи: Слово  кукла  многозначное.  Вот  как   толкует  это  слово   «Словарь  Ожегова»:

        1. Детская игрушка в  виде   фигурки человека.

        2. В  театральном представлении:  фигура человека  или  животного, сделанная  из  разных   материалов, управляемая  актёром-кукловодом.

        3.  Фигура,  воспроизводящая  человека  в  полный рост (негат).

        4.  Пачка листов  бумаги,  подделанная под пачку  бумажных  денег.

Слово  оберег   устаревшее  и  специальное.  Это  предмет,  оберегающий,  охраняющий  от  чего–либо.

Например:  обереги  от порчи, от   дурного  глаза. Подкова над дверью   -   оберег  дому.

-4-

Слово  учителя.  В   забайкальском фольклоре  сохранились былички, связанные  с  образами  кукол,  которые не   оберегали  дом,   а, наоборот,   служили в руках  завистливых,  злобных   предметом   колдовства:  болезни, порчи,  нанесения ущерба.  Былички учат, как   поступать  в таких случаях.  Но   первоначально  куклы  служили  в многочисленных праздниках   оберегом,  пожеланием  блага.  

        Театральная группа приготовила инсценировку сказки об одной из таких  кукол. Постарайтесь угадать, что оберегала она. Представьте, что мы живём в деревне, где все продукты питания производили сами, как и одежду, предметы быта.

-5-

Выступление   юных  актёров.  Сказка  «Крупеничка».

- Девушки-красавицы, давайте хоровод  водить, нашу Крупеничку славить!

- Становись, Крупеничка, в центр круга!

Девушки   поют:

        Крупеничка, красная  девица,

        Голубка наша, радость -  сердце,

        Живи, цвети, молодейся,

        Будь  всем добрым людям на  радость!

Девушки уходят в уголок.

На  крыльце   мамушка Варварушка, держа  вязание в руках, ворчит:

-  Никакой красавицы у нас нету! Вон у соседей там  и  правду красавицы дочери, а  у нас -  девица как  девица! Только бы этот басмач Талантай, не дай Бог, не услышал про мою любезную Крупеничку, дочку воеводы  Всеслава!

К  ней  подходит  Крупеничка:  

-  Что   волнует  тебя, мамушка Варварушка?

- Только  бы басмач Талантай  не  прослышал про красу твою!  

- Да лучше, мамушка, купаться пойдём, жарко сегодня, а  по дороге мне про одолень - траву расскажешь.  

-  Ну, идём, умница моя.  

-  Глядь, мамушка, земляничка, а вот  ещё полянка!

-  Лакомись,  любезная  моя, а  я пока присяду. Одолень-трава–то  на озере, сказывают,  растёт  белыми  звёздами. Надобно  собрать этой одолень - травы и  в  пояс  зашить, и  тогда с человеком  никакой  беды не случится: одолень-трава  всякую беду отведёт.

Неожиданно перед ними  встают басурманы в  сером, зелёном и коричневом халатах и   малахаях, быстро закутывают Крупеничку и скрываются. Варварушка, сидящая поодаль,  хватает зелёный халат, который  остаётся  у  неё в руках.  С ним  же  она  валится на землю   и  причитает:

        - Одолень-трава! Одолей мне горы  высокие, долы низкие,  озёра синие,  берега крутые, леса  дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!

Подходит  к ней  старичок  с белой  бородкой, с   сумочкой  за  плечами:

-   Иду  я в дальнюю сторону  басурманскую.  Не  снести  ль  кому  от тебя  поклон?

-  А  кто ты  таков,  добрый человек?  

- А зовут меня Одолень-трава.  

- Одолень-трава! Одолей ты  злых  людей:  лихо бы  на  нас не  думали,  дурно бы нам  не  делали. Верни, старичок, мою Крупеничку!

Ласково  отвечает  старичок:

-  Коли  так,  будь же мне в дороге верной спутницей,  в трудах  помощницей!

- А вот  и басурманское становище, здесь и пойдёт караван с невольницами, здесь и  угощать  их будем.  Теперь,  мамушка,  не  зевай,  гляди  во все глаза  на  дорогу:   на  неё скоро  упадёт  малое  зёрнышко. Как упадёт, бери  его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой  не вернёмся.

Старичок сидит на  пеньке, разложив сласти вокруг  себя,  весело  покрикивает:

-  Кушайте, красавицы:  веселее будете,  румянее  станете!

- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее  станете! - поддакивает  ему  Варварушка.

Старичок  подходит к  Крупеничке, загораживая её спиной,  кидает влево девушкам  горсть  гостинцев, да  ещё горсть… Они со смехом ловят, собирают, а он незаметно отступает с  Крупеничкой. Затем сделал взмах  вправо. Мамушка  Варварушка, увидев зернышко, схватила его,  превратившись в  посох дорожный  для старичка.

Караван  удаляется.

- Укажи  мне,   где здесь у вас поле  не пахано, земля  не  сеянная?

- А вот тут около озера поляна никогда не  пахана, земля никогда сеяна, цветёт  она чем,  сама  засеется.

-  Хорошо, давай зёрнышко, а  сама отдыхай пока.

Старичок берёт зёрнышко из рук Варварушки, бросает в землю, приговаривая:

- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся, добрым людям на радость!

Старичок исчезает, а Варварушка протирает глаза, будто спросонья, и  видит перед собой  Крупеничку, радуется.

-  Мамушка, Варварушка, что это?

-  Греча растёт  душистая. Песня про неё поется такая.  

Все встают  в  хоровод  и  поют:

Крупеничка, душистая  греча,

Наша радость -  сердце, кормилица!

Живи,  цвети,  молодейся,

Мудрее,  курчавей   завивайся,

Будь   всем добрым   людям на  радость!

Ведущий. Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало, угощали  кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что  без хлеба и без каши - ни во что труды наши!

-6-

Итог урока.

- Как называется сказка? Объясните смысл названия.

Запишем. Без хлеба и без каши - ни во что труды наши! Вырастить их  было  трудоёмким делом,   отсюда  и отношение к зерну было… (продолжите  фразу). Какой вывод  для своих сверстников сформулируете?

- Какой важный для жизни предмет стал оберегом для наших предков? Как относились наши предки к оберегам, где их хранили?

Домашнее   задание.

Индивидуальное: найти забайкальские былички о куклах.

Всем: рассказать в семье о «Куклах – оберегах».

Оценивание работы творческих групп в проекте.

  1.  Практическая работа.

-1-

Отгадайте, девочки, что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню.

Мы проворные сестрицы,
                                                  Две сестрицы – мастерицы,
                                                  Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
                                                  Про себя мы вам расскажем (руки).

Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:

  1. Ткани я цветной кусок – называюсь….(лоскуток).
  2. Птичка невеличка
    Носиком нырнёт,
    Хвостиком вильнёт,
    Дорожку проведёт (иголка).
  3. Она соединяет детали изделия между собой (нить).
  4. Смотрите: мы раскрыли пасть,
    В неё бумагу можно класть.
    Бумага в нашей пасти
    Разделится на части (ножницы).

Итак, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся:

  1. цветные лоскуты;
  2. ручная игла;
  3. катушка белых ниток;
  4. ножницы;
  5. вата;
  6. лента атласная;
  7. ткань белая (слайд 10)

Слайд 10                                                                           Слайд 11

                         

-2-

Перед началом исполнения задания повторим ТБ при выполнении ручных работ:

  1. До начала работы сосчитать количество иголок и булавок, положить инструменты и приспособления в отведенное место.
  2. Во время работы:
  1. быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;
  2. вкалывать иглы только в игольницу;
  3. класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
  4. передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. По окончании работ сосчитать количество иголок и булавок, убрать рабочее место.

-3-

Этапы изготовления куклы-берегини.

1 этап. Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой (слайд 11).

2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 12). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.

Слайд 12                                                                     Слайд 13

                     

3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).

4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы (слайд 14).

Слайд 14                                                                     Слайд 15

                                                                     

5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой (слайд 15).

6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 16).

Слайд 16                                                                     Слайд 17

                     

7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).

8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине (слайд 18).

Слайд 18                                                                     Слайд 19

                     

9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани (слайд 19).

Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших куколок. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

-4-

Подведение итогов:

-  Девочки, о чём мы сегодня узнали на уроке?

-  Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?

-  Из чего изготавливается кукла – оберег?

-  Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы?

  1. Вторичная психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. В начале урока мы измеряли наше настроение. Давайте повторим то, что уже делали и сравним полученные результаты (диагностика, сравнение результатов: что произошло, улучшилось или нет настроение, каким оно стало (активнее, спокойнее и  т.д.)).
  2. Уборка рабочих мест, завершение урока.

Приложение 1.

Сказка о Крупеничке.

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.

Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.

-Никакой красавицы у нас нету! - ворчала она. - Вон у соседей - у тех правда красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша.

А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за ее доброе сердце.

В народе даже песенка про нее сложилась:

Крупеничка, красная девица,
                                                            Голубка ты наша, радость - сердце,
                                                            Живи, цвети, молодейся,
                                                            Будь всем добрым людям на радость!

Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.

- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка! - сказал Талантай. - Не годится ли она в жены нашему хану?

Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол.

Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.

Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой- спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.

Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:

- Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!

Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами и говорит Варварушке:

- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?

Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:

- А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?

- А зовут меня Одолень-трава.

Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:

- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!

Выслушал ее старичок и ласково ответил:

- Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах - помощницей!

Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа - он кусты раздвигает, где собаки злы - он их отгоняет.

Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.

Среди них была и Крупеничка.

Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.

-Ну, теперь, мамушка, не зевай! - говорит ей старичок, - гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.

Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.

-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!

И мамушка Варварушка ему поддакивает:

- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!

Увидели басурманы - велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:

- Кушайте, кушайте на здоровье!

Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.

- Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!

Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:

- Кушайте, милые, кушайте!

Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.

Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух, в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону - и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.

Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.

-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..

Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.

Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.

Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена - не оторвешь.

Спросил ее старичок:

- Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?

- А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, -поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.

Взял тогда старичок из рук у нее гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:

- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!

Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

Крупеничка, красная девица.
                                               Кормилка ты наша, радость-сердце.
                                               Цвети, выцветай, молодейся,
                                               Мудрее, курчавей завивайся,
                                               Будь всем добрым людям в угоду!

Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало, угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление куклы-берегини "Горошинка"

В данном мастер-классе рассказывается о традиционных народных куклах....

Изготовление "куклы – берегини" в русском народном костюме 5 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цели и задачи курса Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного...

5 класс. Изготовление куклы Берегини

5 класс. Изготовление куклы Берегини...

Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.

Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня ...

Мастер -класс "Изготовление куклы Берегини" 6 класс АООП 1 вариант

Знакомить детей с историей развития русской тряпичной куклы...