Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Иванюкова Любовь Васильевна

Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyshivka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства»

Цель урока:

Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.

Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.

Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги. умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров Специальные умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров

 Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств Способствовать развитию Методы обучения специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности. Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с Повторяемый материал учебником. Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение. Виды и формы контроля знаний Взаимоконтроль, фронтальный контроль

Ход урока

1. Организационная часть Проверка готовности к уроку.

  1. текущий инструктаж по технике безопасности.

2. Основная часть Знакомство с традициями народной вышивки.

знакомство с технологией вышивки.

правила культуры труда и техника безопасности.

самостоятельная работа

индивидуальная работа.

3. Заключительная часть Анализ работ учащимися (взаимоконтроль)

Из истории вышивки

В коллекциях музеев Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга, Торжка собраны произведения древнерусского шитья, занимающего особое место в ряду других русских вышивок. По своим приёмам и изобразительным средствам древнерусское шитьё приближается к искусству древнерусской живописи и справедливо называется «живописью иглой». Вышивки создавались на привозных шёлковых тканях – золотыми, серебряными нитями и разноцветным шёлком, украшались жемчугом и драгоценными камнями. Они были дорогими и бережно хранились .Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами, при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие нас сейчас своим изяществом, красотой и задушевностью. Вместе с мастерицей мамой приобщалась к рукоделию и маленькая дочка. С семи-восьми лет девочки готовит себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево. Достоинством семьи во все времена считались бережливость и аккуратность «Хорошие жёны – рукодельные – доход и сбереженье всему!». Кому-то рукоделие доставляло массу радости и удовольствия, кому-то скрашивало одиночество, кто-то вышивал из-за следования традициям. Вышивки всегда отражали мировоззрение вышивальщиц, их пристрастия, вкусы и взгляды. Вышивка создает благоприятную эстетическую атмосферу, воспитывает художественный вкус, освежает творческую мысль Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы,  композициии. При изучении темы «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее Определите соотношение схемы шва и названия шва.

Учитель задает вопросы девочкам Как применяли вышивку наши бабушки .Актуальна ли вышивка в наши дни. Как применяется современная вышивка Как вы хотели бы применить свою Беседа с учащимися .Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва .определите соотношение схемы шва и названия шва

.Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов

.Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).

.Учитель загадывает загадки


Как мал её шажок! Зовётся он – стежок! ? (мастерица
(Игла)

Не связана – как дорожка,
А связана – так одёжка.
(Нитка)

Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Напёрсток)

Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот – он и режет и стрижёт.
(Ножницы)

– Какой инструмент ещё необходим для вышивания?

Труд – дело очень важное,
порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
безопасность соблюдать!

Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может творить чудеса в вышивке. Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы, в старину их называли: вензель, печать, роспись.

– Как вы думаете, что это такое?

Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.

Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.

Обращаю внимание детей на то, что такой вензель мы будем вышивать сегодня.

. С чего нужно начать? (Инструменты и приспособления – Приложение 1)

Как выбрать схему для вышивки? Схемы для вышивки – Приложение 2 Увеличение и уменьшение рисунка – Приложение 3 Как подобрать нитки? Нитки – Приложение 4 Выбрать нитки по цвету Цвет в художественной вышивке – Приложение 5.Как закрепить  нитку? (Способы закрепления нити – Приложение 6

. Закончив задание, девочки анализируют работы своих партнёров, обращая внимание при этом на воплощение рисунка в узор. Приглашаются авторы лучших изделий, они проводят защиту своих работ.

.

)

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе ху...

Разработка урока "Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства"

Краткая аннотация: данный урок составлен с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых. Во время ур...

Открытый урок Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Урок для учащихся фольклорного отделения ДШИ и просто интересующихся вышивкой и народныйм творчеством...

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Чувашская вышивка, как часть декоративно-прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности

АннотацияФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современной школе сущностью функци...