Педагогические технологии.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Применение технологии эвристического обучения в практике на уроке технологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_evrist.obucheniya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ Педагогическая академия)

Кафедра технологий и профессионального образования

Кафедральный модуль

«Содержание и методика преподавания курса «Технология»

 в современной общеобразовательной школе»

Самостоятельная работа

«Применение технологии эвристического обучения в практике

МОУ СОШ № 17 г. Воскресенска

 на уроке технологии в 5-ом классе по теме

 «Технология изготовления изделий из солёного теста».

                                                                  Выполнила:  учитель технологии МОУ СОШ №17

                                                                                      г. Воскресенска Московской области

                                                                          Меркулова Маргарита Васильевна

                                               

                                                      Руководитель: доцент кафедры технологий и

                                                                       профессионального образования,

                                                                                 к. п. н. Матвеева Татьяна Михайловна

2010 г.

«Современные педагогические технологии»

(методика преподавания предмета «Технология»).

«Применение одной из изученных педагогических технологий в практике образовательного учреждения».

Технология эвристического обучения.

Прообразом эвристического образования является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования, В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов.

Отдельные элементы технологии эвристического образования присутствуют в системах личностно-ориентированного, природосообразного, творческого обучения.

Эвристика чаще всего понимается как метод создания нового. Использование эвристики в качестве методологической основы всего образования реализовано в педагогической технологии А.В. Хуторского – дидактической эвристике.

Эвристика (от греч. heurésko — отыскиваю, открываю).

1) Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели.

2) Организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом смысле Э. понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с. помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.

3) Специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем (получивший название «мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры.

Классификационные параметры технологии

Уровень и  характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологичвский подход: поисковый, исследовательский, ситуативный.

Ведущие факторы развития: социогенные+ биогенные.

Научная концепция освоения опыта: содержательного обобщения.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СУМ + эвристическая,

Характер содержания: обучающий + воспитательный, общеобразовательный + профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, автономизации.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «консультант».

Преобладающие методы: проблемно-поисковые, творческие.

Организационные формы: индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.

Преобладающие средства: разнообразие применяемых средств.

Подход к ребёнку и характер взаимодействий: личностно-ориентированный +свободного воспитания + технология сотрудничества.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: продвинутого образования, работы с трудными.

Целевые ориентации

Приоритетное развитие креативных (созидательных, художественных, творческих), когнитивных (познавательных; связанных с изучением сознания и мышления) и коммуникативных (относящихся к общению, передаче информации от человека к человеку) качеств ученика, который должен:

  1. иметь развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к эксперименту;
  2. являться носителем прожитых в собственной деятельности отечественных культурных норм и традиций, уметь вести продуктивный диалог с представителями иных культур;
  3. иметь собственное понимание смысла изучаемого предмета; способность действовать в ситуациях  неопределенности;
  4. уметь поставить учебную цель в заданной области деятельности, составить план ее достижения, выполнить план, используя оптимальные для имеющихся условий способы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами, произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;                                                                    Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий; склонность к самоанализу.
  5. владеть эвристическими методами и способами деятельности: использовать в познании интуицию и инсайт; уметь выбирать методы познания, адекватные объекту, видеть знакомое в незнакомом и наоборот, способность находить различные ракурсы решения практических задач.                                            Инсайт –  понимание, осознание; озарение. 1. Внезапное, чёткое понимание; озарение. 2. Момент осознания своего состояния или причины такого состояния, которые ранее были непонятны

Концептуальные положения

  1. Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
  2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
  3.  Принцип метапредметных  основ содержания  образования. Основу содержания образовательных учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные  объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.
  4. Принцип продуктивности обучения. Главный ориентир обучения — личное образовательное  превращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов деятельности (умения, способности, способы, деятельности и т.п.) и внешних (версия,  рисунок и т.п ).
  5.  Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.
  6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение  учеников и эвристический порядок их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
  7. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и  учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результов, конструирование на данной основе последующих действий.

Особенности содержания

В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области ему предлагается реальный значимый объект (материал для конструирования и т.п.), но не готовые знания о нем. Полученный учеником продукт деятельности (изделие, поделка и т.п.) затем с помощью учителя сопоставляется с аналогами — известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция, Результаты деятельности ученика могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением, тогда ученик оказывается включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

«Узловыми точками» содержания эвристического образования являются фундаментальные образовательные объекты — сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; благодаря им существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Фундаментальный образовательный объект имеет две грани своего проявления для ученика — реальную и идеальную. Реальная грань отражается непосредственно в изучаемых объектах — деревьях, земле, животных, предметах искусства, совершаемых обрядах; идеальная — в понятиях, категориях, законах, теориях, художественных принципах, культурных традициях, социальных нормах.  

Фундаментальные образовательные объекты воспринимаются учениками в качестве индивидуальных образов, имеющих для каждого из них свой смысл. Субъективность знаний  — специфика эвристического обучения.

Фундаментальные образовательные объекты, исследуемые учениками в реальных связях, отношениях и условиях бытия, приближают деятельность ученика к той исходной структуре мысли, которая являлась источником первичных научных знаний о них. Изучение реальных объектов проходит стадию создания их чувственного образа,

вычленения идеи,  выделения свойств,  отыскания причин, связей и закономерностей существования. В результате  каждый ученик осваивает  (изучает и создает) личностное содержание образования.

Традиционно содержание образования передается ученику в виде учебного материала для его усвоения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели — создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества.

Отличие эвристического обучения от традиционного состоит также в соотношении между знанием и незнанием. Цель традиционного обучения – перевод незнания в знание; учитель «дает знания»,а ученики их «получают».  В эвристическом обучении учитель вместе с учениками, наоборот, увеличивают количество своего незнания!  Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования,  а не отсутствие его. Контролю и оценке подлежит объем и качество не только знаний ученика по предмету,  но и его незнаний, то есть актуальных для него вопросов, проблем, поисков в изучаемом.

Особенности методики.

Ключевой технологический элемент обучения — эвристическая образовательная  ситуация — ситуация активизирующего незнания, цель которой — рождение учениками личного образовательного продукта (идей ,изделий и т.п.). Получаемый в каждом случае практический результат непредсказуем; педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных правильных ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальными, многообразными и различными по степени творческого самовыражения.

В учебном процессе применяется система эвристических  форм занятий, среди которых: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования изделий и понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары,конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия.  

Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий прогнозирования, гиперболизации, инверсии и др.

Инверсия – отклонение от нормы, нормального положения; взаимная перестановка; переворачивание.

Гиперболизация -  преувеличение.

Эмпатия – сопереживание.

1. Способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.

2. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека.

Ведущий метод обучения — рефлексия, т.е. осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Формы образовательной рефлексии – устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение учеником изменений своего интереса, личной активности, глубины познания, продуктивности, самореализации и др.

Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки - личностностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определённый период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика;

         б) его творческие достижения по изучаемому предмету ( модулю, направлению);

         в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

1.Тип образовательного учреждения, на которое ориентирована выбранная педагогическая технология: средняя общеобразовательная школа.

2.Возраст детей и их количество: 10-11 лет; 12-15 учеников; контингент учеников разнообразен по способностям, в том числе и творческим, психическому здоровью, материальным возможностям семьи.

3.Форма организации педагогического процесса, название темы, время применения: урок технологии для девочек (возможен и для совместного обучения) в 5-6классах «Технология изготовления изделий из солёного теста» (дети этого возраста – самые творческие и увлекающиеся; урок целесообразно проводить за 2-3 недели до праздника, знаменательной даты, выставки творческих работ учащихся.

4.Цель и задачи, которые ставит перед собой педагог:

образовательные, воспитательные, развивающие (см. методическую разработку урока).

 5.Методы осуществления педагогического процесса:

      проблемно-поисковые, творческие.

 6.Форма оценивания образовательных результатов обучающихся.

    Сравнение работ учащихся с другими аналогичными работами,  рефлексия и самооценка  деятельности.

7.Саморефлексия.

   Успешно решена проблема подбора педагогической технологии, так как большинство работ в предмете «Технология» - творческие; учебный материал играет роль среды,

которая используется для другой цели — создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества. Ученики создают необычные, разнообразные, индивидуальные работы. Полёт фантазии не ограничен темой урока.

Удалось детей заинтересовать, заинтриговать, дать толчок для дальнейшей самостоятельной творческой работы.  Проверена на практике эффективность применения тематической презентации. Время на объяснение и конспектирование учебного материала значительно сократилось, что позволило увеличить время практической работы. Достигнутые результаты не разочаровали, а порадовали и вселили надежду. Подарки близким людям, ветеранам, украшения, экспонаты районных выставок – наши дети готовы к различным видам творческой деятельности.

Методическая разработка урока.

 

Тип урока:  комбинированный.           

На уроке применяется методика использования презентации.

Электронные мультимедийные презентации предназначены для наглядной последовательной структурированной подачи ученикам информации для усвоения. Они являются основой, «скелетом» повествования рассказа учителя, выраженным сочетанием текста и графических изображений. К недостаткам можно отнести конспективность – относительную краткость и лаконичность подаваемого учебного материала. Презентация не самодостаточна, необходима дополнительная информация (от учителя или из учебника) для полного усвоения темы.

Межпредметные связи: история, ИЗО, физика, химия.

Время: 2×45 мин.

Цели урока.

1.Образовательная ─ ознакомить учащихся с технологией изготовления изделий из солёного теста, научить изготавливать простые и сложные изделия в соответствии со способностями учеников.

2.Развивающая ─ развивать: эстетические чувства и художественную инициативу учащихся в процессе осмысления изложенного материала, в том числе и презентации;

способность иметь развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к эксперименту; творческое мышление; умение применять инструменты и приспособления для изготовления изделий; интерес к ручной работе.

3.Воспитательная ─ воспитывать самостоятельность учащихся в процессе подготовки и осуществления практической работы, чувство ответственности за выполняемую работу, аккуратность и культуру труда при выполнении работы.

Прогнозируемый результат.

1.Знать основные этапы изготовления изделий из солёного теста.

2.Уметь изготавливать несложные изделия из солёного теста в соответствии с правилами охраны труда и санитарно-гигиеническими требованиями.

3.Продолжать работу с солёным тестом, самостоятельно выполнять более сложные и разнообразные авторские изделия, которые могут стать объектом для творческого проектирования.

Оборудование.

1.Персональный компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Экран

4.Презентация Microsoft Office Power Point.

5.Рабочий стол.

6.Материалы, инструменты и приспособления для лепки изделий из солёного теста.

Ход урока.

  1. Организационная часть:

    - приветствие,

    - контроль посещаемости,

    - проверка готовности к уроку и наличия рабочей одежды.

          II.      Теоретическая часть.

                  1.   Повторение пройденного материала:

-проверка домашнего задания,

-проверка знания материала прошлого занятия.

        2.   Изложение нового материала.

           Активизация познавательной деятельности ─ вопросы к классу:

 «Знаете ли вы, что такое тесто и из каких продуктов оно состоит?»  

«Что из теста делают?»

                     Сообщение познавательных сведений.

      Всем известно, что из теста пекут хлеб, пироги, вкусное печенье и пряники.  Сегодня на уроке вы познакомитесь с технологией изготовления изделий из солёного теста. Это тесто, которое не едят, а из которого лепят (слайд № 1).

      Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а робота с ним доставляет удовольствие и радость детям и многим взрослым.

      Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры ─ всё это можно сделать из соленого теста.  

           Вы научитесь (слайд № 2) :  

  1. делать солёное тесто и несложные поделки из него;
  2. использовать различные инструменты и приспособления;
  3. правильно организовывать рабочее место;
  4. аккуратно выполнять свою работу с учётом правил безопасности.

Немного из истории.

      Поделки из теста ─ очень древняя традиция (слайд № 3)

.

            Последовательность изготовления изделий из солёного теста (слайд №4).

Ученики записывают в тетрадь.

     Рецепт приготовления солёного теста (слайд №5).

Учитель характеризует каждый ингредиент, затем ученики записывают в тетрадь.

     Приготовление солёного теста (слайд №6).

Учитель показывает основные приёмы работы с тестом.

     Окрашивание теста (слайд №7).

Учитель показывает краски, используемые для окрашивания теста, и приёмы смешения краски и теста.

      Рабочее место, инструменты, приспособления и оборудование.

Учитель показывает правильную организацию рабочего места, используемые инструменты и приспособления; напоминает безопасные приёмы работы ножом, отдельно останавливается на правилах безопасности при работе с духовым шкафом.

      Лепка.

.Работа с солёным тестом похожа на работу с пластилином, приёмы работы те же самые.

Учитель напоминает, как делать шарик, каплю, лепёшку, колбаску и т.д.

     

      Сушка и обжиг (слайд №8).

 Учитель рассказывает об условиях воздушной сушки и обжига в духовом шкафу и ещё раз напоминает о правилах безопасности. Ученики записывают в тетрадь условия обжига.

      Раскраска и лакировка (слайд №9).

Учитель рассказывает об особенностях раскрашивания изделий и покрытия их лаком. Ученики записывают текст со слайда в тетрадь.

      Новогодние украшения, сувениры и подарки (слайд №10).

Так как занятие проводится перед Новым годом, то целесообразно поговорить о подарках родным и близким, украшениях для ёлки. Ученики рассматривают картинки на слайде и готовые работы учеников нашей школы.

    III.    Практическая часть.

   Изготовление игрушки-сувенира (слайд №11). 

Ученики быстро зарисовывают рисунок мышки и приступают к практической работе, внимательно изучив её последовательность на слайде. По желанию учащиеся могут выполнять другие, более сложные, понравившиеся им изделия или воспроизвести свои авторские идеи по предложенной технологии. В этой части урока детям предоставляется свобода выбора и творческой фантазии.

Изготовленные шедевры остаются сохнуть на  воздухе в классе, специально отведённом  для этого месте до следующего урока, который предполагает отделку готовых работ (окраску, лакировку, сушку).

   IV.   Подведение итогов урока.

Демонстрация выполненных работ, устное обсуждение, как форма образовательной рефлексии, самоконтроль, выводы об уроке в целом.

          V.   Поощрение  учащихся.

               Оценка работ учащихся. Оценивается правильность приготовления солёного

       теста, соблюдение технологии изготовления изделия и культуры труда.    

       Основной критерий оценки -  личностное приращение ученика, сравнение его

       с самим собой за период обучения. Проверке и оценке, а также самооценке

       подлежат:

       - развитие личностных качеств ученика;

       - его творческие достижения в процессе работы;

       - уровень усвоения и опережения практической задачи.

         VI.   Домашнее задание.

 Домашнее задание предполагает самостоятельное изготовление изделия из

        солёного теста по собственному эскизу. Учитель напоминает о необходимости

        соблюдения правил безопасности при изготовлении изделий из солёного теста.

        Ученики повторяют в совместной беседе правила безопасности при работе с

         газовой плитой и  духовым шкафом. Учитель ещё раз напоминает об особенностях  

         и температурном  режиме сушки.

       

Список  литературы.

Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. М. ЭКСМО. 2004.

Данкевич Е.В. Лепим из солёного теста. СПб. Издательский дом «Кристалл». 2001.

Силаева К., Уварова Ю. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. М.

ЭКСМО.2005.

Барылкина Л.П., Соколова С.Е. Технология. Конспекты уроков, элективные курсы.

5 за знания. М. 2006.

Андреев В.И. Эвристическое программирование исследовательской деятельности.  

Методическое пособие. М.:, Высшая школа, 1981.

Хуторской А.В. Методы эвристического обучения // Школьные технологии. 1999,

№ 1-2.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного

обучения: Пособие для учителя. Мг ВЛАДОС, 2000.

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные

технологии. 1998, М 4.

Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология,

практика.  Международная педагогическая академия, 1990.

http:\\www.gifpark.ru\\

http://www.pregolia-art.com\\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...