Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Рабочая учебная программа по технологии для 5 класса (совместное обучение): пояснительная записка, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_.5_klass.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лицей №6»

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/


«______» ______________ 2012 г.

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «Лицей №6»

_______________ / ______________/

«______» ______________ 2012 г.

                     

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

СОГЛАСОВАНО

 на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.

Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»

__________/Маскаева О.В./

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  «Технология »

(совместное обучение)                                                                       

для 5 класса

Составитель

Меркулова М.В., учитель технологии

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск-2012 год

5 класс

Пояснительная записка.

Статус документа.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 2885 от 27.12.2011

Рабочая программа разработана на основе примерной  программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. Технология. Примерные программы по технологии. -М.:Дрофа, 2008).

Общая характеристика учебного предмета.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. основы черчения, графики, дизайна;
  4. элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  5. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  6. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  7. проектная деятельность;
  8. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами,  электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется  развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Цели.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1.     освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2.     овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3.     развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4.     воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5.      получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 5 классе 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3ч в неделю), т.к добавлен 1ч в неделю из школьного компонента образовательного учреждения. В связи с этим часы  увеличились по разделам:

  1. «Кулинария»  - с 16 до 28 ч;
  2. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» - с 32 до 50ч;
  3. «Технология ведения дома» - с 4 до7 ч;
  4. «Творческие проекты» с 10 до 15ч;

Резервное время - 4 час., которое целесообразно использовать для введения темы «Технология изготовления изделий из солёного теста».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В рабочую учебную программу внесены изменения:

Данная рабочая учебная программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Содержание тем учебного курса.

Кулинария (28 часов)

Санитария и гигиена (3 часа)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Варианты объектов труда

Рабочее место бригады на кухне.

Физиология питания  (3 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах.  Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда

Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи (15 час)

Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Варианты объектов труда

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Варианты объектов труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Варианты объектов труда

Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Сервировка стола  (4 часов)

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Заготовка продуктов  (3 часа)

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Варианты объектов труда.

Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы.

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов (50 часов)

Рукоделие. Художественные ремесла (15 часов)

Вышивка

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

Узелковый батик

Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

Практическая  работа:

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Варианты объектов труда

Салфетки. Шарфик. Кепка.

Элементы материаловедения  (9 часов)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Элементы машиноведения  (6 часов)

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 час).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (14 часов)

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Технологии ведения дома (7 часов)

Эстетика и экология жилища (7 часов)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы

Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Варианты объектов труда.

Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.

Творческие, проектные работы (15 час)

Примерные темы

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Отделка швейного изделия вышивкой.

Резерв учебного времени (4 час.)

Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы.

Учащиеся должны знать:

  1. негативные последствия влияния общественного производства   на окружающую

     среду и здоровье человека;

  1. общие  сведения  о процессе  пищеварения, роли витаминов     в обмене веществ;
  2. виды овощей и их пищевую ценность, способы    их кулинарного использования,

     методы      определения     качества   овощей,    правила     первичной   обработки

     овощей;

  1. правила санитарии и гигиены при обработке продуктов;
  2. способы       варки       продуктов,     посуда и инвентарь   для варки;    технологию

     приготовления блюд из  сырых и вареных овощей, оформление   готовых блюд из

     овощей;

  1. способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии;
  2. виды      бутербродов и  горячих       напитков, технологию   их     приготовления,

     правила сервировки стола к завтраку;

  1. роль   запасов в экономном   ведении хозяйства, способы заготовки      продуктов,

     условия и сроки  хранения свежих овощей и фруктов;

  1. общие   сведения  из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру

     кухни, способы отделки интерьера;

  1. культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
  2. правила    безопасной      работы с ручными   инструментами и на универсальной

     швейной машине;

  1. принцип   изготовления   пряжи, нитей   и   тканей,   классификацию текстильных

     волокон, структуру  полотняного переплетения,    свойства нитей основы и   утка,

     свойства тканей из натуральных растительных волокон;

  1. технические       характеристики,      назначение     основных узлов универсальной

     швейной машины,    виды приводов,    правила  подготовки     швейной машины к

     работе;

  1. виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
  2. возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы,   применяемые

     в лоскутной пластике;

  1. правила      заправки изделия   в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила

     посадки и постановки рук во время работы;

  1. эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые    к

     рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды,     правила  

    построения и оформления чертежей швейных изделий,   особенности       строения

    женской фигуры, правила снятия мерок;

  1. понятие         о композиции     в одежде, виды отделок швейных изделий, способы

     моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

  1. приемы работы с чертежными инструментами;
  2. назначение,   конструкцию,   условные графические   обозначения   и технологию

     выполнения стачных швов;

  1. способы   раскладки выкройки на ткани, правила обработки накладных карманов,

     оборудование рабочего места и приемы ВТО, требования к качеству изделия;

  1. способы       ремонта         одежды     заплатами,     правила    ухода за одеждой из

     хлопчатобумажных и льняных тканей;

  1. гигиена, правила и средства  ухода за кожей.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить необходимую техническую информацию в области кулинарии и обработке материалов;
  2. работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
  3. определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей;
  4. определять свежесть яиц и готовить из них блюда;
  5. нарезать      хлеб для бутербродов,      готовить бутерброды различных видов и

     горячие напитки;

  1. сервировать стол;
  2. закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи;
  3. разрабатывать интерьер кухни, столовой, оформлять интерьер кухни;
  4. определять в тканях нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону;
  5. включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выполнять машинные строчки, регулировать длину стежка;
  6. переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
  7. подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, использовать прокладочные ткани;
  8. читать  и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты  измерений;
  9. выполнять на швейной машине стачные швы, обрабатывать накладные карманы;
  10. подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные линии выкройки на ткань, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, выполнять ВТО и определять качн=ество готового изделия;
  11. проводить   самоконтроль   правильности   и   качества  выполнения   простейших графических работ;
  12. пользоваться конструкционно-технологическими картами;
  13. ремонтировать одежду, удалять пятна.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ  полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ  неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время,    самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время,    самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся  самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценка 1  ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы, или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Описание материально-технического обеспечения        образовательного процесса.

   Материально-техническая база кабинета технологии состоит из следующего оборудования:

   швейные машины с ручным приводом – 7 шт.;

   швейные машины с ножным приводом – 4 шт.;

   швейные машины с электроприводом – 2 шт.;

   промышленные швейные машины – 4 шт.;

   электроутюг- 1шт.;

   утюжильные колодки – 2 шт.;

   примерочная кабина – 1 шт.;

   электроплитка – 1шт.;

   кухонные раковины – 3 шт., горячая, холодная вода,

   посуда кухонная, столовая,

   плакаты, наглядные пособия, специальная методлитература, образцы изделий, тканей, технологических узлов.

Перечень рекомендуемой литературы.

Учебно-методический комплект

  1. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.
  2. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 120, [8] с.
  3. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 192 с.: ил.
  4. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Экзамен, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  5. Старикова Е.В. Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.
  7. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для девочек. 5 класс (пособие для учителя).- М.: Школьная Пресса, 2006.

Дополнительная литература для учителя

  1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  3. Силаева М.А. Пошив по индивидуальным заказам: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002. – 528 с.
  4. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5-8 кл.- М.:Просвещение, 2001.
  5. Скопцева М.И. Технология. Обслуживающий труд 5-8 кл.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1997
  6.  Ляховская Л.П. Кулинарный календарь.- СПБ.: Полигон, 2002 .
  7.  Котова Н.И., Котова А.С. Русские традиции и обряды. Народная кукла.- СПБ,:Паритет, 2005
  8.  Захаржевская Р.В. История костюма.- М.:РИКОЛ классик, 2004.
  9.  Горичева В.С. Куклы.- Ярославль.: Академия развития, 1999.
  10.  Птушкина О.В., Дорофеев Ю.П. Русский праздничный костюм.- М.: Мозаика-стиль, 2005.
  11.  Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
  12.  Максимова М., Кузьмина М. Вышивка.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
  13. Петренко Н.В. Ландшафтное проектирование.- Донецк.: Сталкер, 2006.
  14.  Бабаян Л.В., Горобцов А.М. Благоустройство усадьбы.- М.: Сталкер, 2003.
  15.  Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Жилище. Что умеют мастера.-  СПБ.: СМИО-Пресс, 2004.
  16.  Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2002.
  17. Воронцов В.А. Мини-энциклопедия. Ландшафтный дизайн.-  М.: АСТ, 2006.
  18. 27. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
  19.  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия под ред. Шангина И.И.- СПБ.: Искусство – СПБ, 2004.
  20.  Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.-  М.: Вече, 2005.
  21. Белова Г.И. Кулинария. Примерное поурочное планирование 5-9 класс.- М.: Ижица, 2003
  22. Ермакова В.И. Кулинария. –М.: Просвещение, 1993

Дополнительная литература для ученика

  1. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
  2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. Учебное пособие 5 кл.- М.: Просвещение, 2002.
  3. Сасова И.А., Павлова М.Б. и др. Технология. Учебное пособие 5 кл.- М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Тюрина Н.Е. Основы художественного ремесла. Чудо – кожа. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  5. Лукашов Р.А. Основы художественного ремесла.  Русское кружево. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  6. Федотов Г.Я. Основы художественного ремесла.  Сухие травы. Пособие. Пособие.- М.:  АСТ-Пресс, 1999.
  7. Конышева Н.М. Секреты мастерства.-  М.:Московский учебник, 2000.

СОГЛАСОВАНО:
Зам .директора по УВР
__________/_________
«_____»___________


Календарно-тематическое планирование по технологии

(5 класс, совместное обучение на базе кабинета обслуживающего труда)

на 2012 – 2013 учебный год

№п\п

Дата

проведения

урока

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Повторение

(указать тему)

Практическая часть

(указывается номер и тема практической работы)

Примечание

(указывается корректировка в планировании)

Кулинария (14 час.)

1-2

03.09-08.09

1-2

 Первичный инструктаж  по охране труда и правилам поведения. Введение в предмет «Технология».

Санитария и гигиена.

Правила поведения в школьном  кабинете.

Практическая работа №1 «Рациональное размещение инструментов на рабочих местах».

3-4

10.09-15.09

1-2

Физиология питания

Практическая работа №2 «Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в продуктах. Составление меню.».

5-6

17.09-22.09

1-2

Сервировка стола.

Правила поведения за столом.

Практическая работа №3 «Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.».

Технология приготовления пищи (6 ч.)

7-8

24.09-29.09

1-2

Бутерброды, горячие напитки

Практическая работа №4 «Приготовление бутербродов и горячих напитков». Инструкция ИОТ №43

9-10

01.10-06.10

3-4

Блюда из яиц.

Практическая работа №5 «Определение качества яиц. Приготовление блюда из яиц.»  ИОТ №43

11-12

08.10-13.10

5-6

Овощи в питании. Блюда из сырых и варёных овощей.

 Практическая работа №6 «Определение качества овощей. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей». ИОТ №43

13-14

15.10-20.10

1-2

Заготовка продуктов.

Сушка, замораживание, хранение.

Контроль знаний №1 по разделу «Кулинария»

Практическая работа №7 «Закладка яблок на хранение».

Творческие, проектные работы (8 час.)

Технология изготовления изделий из солёного теста.

15-16

22.10-27.10

1-2

Творческий проект.

Этапы творческого проекта.

Технические и технологические задачи, возможные пути их решения.

Практическая работа №8 «Выбор темы проекта. Обоснование выбора изделия. Выполнение эскиза выбранного изделия.»

17-18

12.11-17.11

3-4

Технология приготовления солёного теста. Технология изготовления изделий из солёного теста.

Правила безопасности при работе с духовым шкафом.

Практическая работа №9 «Приготовление солёного теста.  Изготовление изделия из солёного теста.»

19-20

19.11-24.11

5-6

Отделка и оформление готовых работ.

Практическая работа №10 «Отделка изделия из солёного теста».

21-22

26.11-01.12

7-8

Защита проекта.

Практическая работа №11 «Представление и защита проекта».

Создание изделий из конструкционных, текстильных и поделочных материалов (32 час.)

Декоративно-прикладное творчество.

Рукоделие. Художественные ремесла (6 ч.).

23-24

03.12-08.12

1-2

Знакомство с видами рукоделия. Композиция, ритм, орнамент. Вышивка,  раппорт в вышивке. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Правила безопасности при выполнении ручных работ.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Практические работы №12 «Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки». «Выполнение простейших вышивальных швов». ИОТ №41.

25-26

10.12-15.12

3-4

Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практическая работа №13 «Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.».  «Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки изделия. Вышивание метки, монограммы».  ИОТ №41.

Электротехнические работы (2час.)

Электромонтажные работы (2ч.)

27-28

17.12-22.12

1-2

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ.  Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Правила безопасной работы с электроприборами.

Практическая работа №14 «Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов».




Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе

конструкторской и технологической документации (12 час.)

Технология изготовления  изделий на основе  плоскостных деталей (8 ч.)

29-30

1-2

Древесина и ее применение.

Характерные признаки и свойства. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Отходы древесины и их рациональное использование.

Практическая работа №15 «Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов  по внешним признакам.»

31-32

3-4

Понятие об  изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж.

Основные сведения о линиях чертежа. Технологическая карта и ее назначение.

Практическая работа №16 «Чтение чертежа  плоскостной детали. Определение последовательности изготовления детали по технологической  карте.»

33-34

5-6

Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Верстак, его устройство. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа №17 «Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака».

35-36

7-8

Основные технологические операции и особенности их выполнения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Практическая работа №18 «Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.».

Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (4 ч.)

37-38

1-2

Металлы; их основные свойства и область  применения. Виды и способы получения листового металла. Проволока и способы ее получения.

Практическая работа №19 «Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.»

39-40

3-4

 Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла и проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла  и особенности их выполнения.

Контроль знаний №2 по теме «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов».

Практическая работа №20

«Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов».

Элементы материаловедения (2 ч.)

41-42

1-2

Классификация текстильных волокон.  Натуральные растительные волокна.

Изготовление нитей и ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

Практическая работа №21 «Выполнение образца полотняного переплетения.

Изучение свойств нитей основы и утка.» Практическая работа №22 «Определение направления  долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани».

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. (8 ч.)

Элементы машиноведения (4 ч.)

43-44

1-2

Бытовая  универсальная швейная машина. Подготовка швейной машины к работе.

Правила безопасности при работе на швейной машине.

Практическая работа №23

«Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток.»

ИОТ №41

45-46

3-4

Механизмы технологических машин. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Контроль знаний №3 по темам «Машиноведение», «Материаловедение».

Практическая работа №24 «Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.» ИОТ №41.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (4 ч.)

47-48

1-2

Виды рабочей одежды.

Конструирование фартука.

Правила снятия размерных признаков (мерок).

Практическая работа №25 «Выбор и рисование модели фартука».

Практическая работа №26 «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником.».

49-50

3-4

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.  Моделирование фартука.

Отделка фартука.

Практическая работа №27 «Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.  Моделирование фартука.» Практическая работа  №28 «Построение выкройки и подготовка её к раскрою».

Технология изготовления рабочей одежды (14ч.)

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов(14 ч.)

51-52

1-2

Технология выполнения ручных работ.

Правила безопасности при выполнении ручных работ.

Контроль знаний №3 по темам «Материаловедение», «Машиноведение», «Конструирование», «Моделирование».

Практическая работа № 29 «Выполнение ручных стежков, строчек и швов».

ИОТ №41.

Добавлено  

4 часа из резервного времени.

53-54

3-4

Технология раскроя изделия.

Подготовка ткани к раскрою.  Правила безопасности при работе с утюгом.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

ИОТ №42.

Практическая работа №30 «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука и косынки.»  

ИОТ №№41-42.

55-56

5-6

Подготовка деталей кроя к обработке. Начальная обработка деталей изделия.

Отделка фартука.

Практическая работа №31 «Перенос и прокладывание контрольных линий на детали кроя».

Практическая работа №32

«Изготовление термо- аппликаций для отделки фартука».  ИОТ №№41-42.

57-58

7-8

Обработка накладных карманов, бретелей, пояса.

Соединение карманов с изделием.

Практическая работа №33 «Обработка карманов и  соединение их с изделием».

ИОТ №41-42

59-60

9-10

Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.

Практическая работа  №34 «Обработка верхнего, боковых и нижнего срезов фартука».  ИОТ №41-42.

61-62

11-12

Обработка срезов тесьмой. Изготовление бретелей из тесьмы (косой бейки) и соединение их с нагрудником.

Практическая работа №35 «Изготовление бретелей из тесьмы  и соединение их с нагрудником». ИОТ №41-42.

63-64

13-14

Обработка  косынки. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практическая работа №36

«Обработка срезов косынки».

Практическая работа №37 «Окончательная отделка изделия и влажно-тепловая обработка фартука и косынки.» ИОТ №41-42

Технология ведения дома (4 час.)

65-66

1-2

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ.

 Практическая работа №38 «Выполнение эскиза интерьера кухни».  «Уход за  половыми покрытиями и мебелью, их мелкий ремонт.»

67-68

3-4

Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью.

Практическая работа №39 «Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.».

Резерв учебного времени (2 часа)

69-70

1-2

Резервное время

Итого, количество

часов

по программе

68

39

Выполнено

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 2012-2013_2-4 Матвеева_5-9 Босова_10-11 Угринович

Рабочие программы на основе УМК Матвеевой Н.В. (2-4 кл), Босовой Л.Л. (5-9 кл), Угриновича Н.Д. (10-11 кл)...

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа ЮИД на 2012-2013 год

Учебно-тематический план№ п/п  Тема Теоретические занятияПрактические занятияВсего часов1Путешествие в историю ПДД 3472Дорога, что ты расскажешь о себе? 1233В гости к Св...

Рабочие программы по экономике 2012-2013 учебный год

Рабочие программы по экономике для учащихся 5-11 классов...

Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год

Рабочая программа по технологии для 7 класса (девочки): пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год

Рабочие программы по технологии 8-9 классы (девочки): пояснительная записка, тематическое планирование....