Элективный курс "БАТИК"
элективный курс по технологии (8 класс) по теме

Макарова Ольга Викторовна

Разработка элективного курса "БАТИК" для обучающихся 8 классов. расчитанный на 28 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_batik.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

(«ГОУ ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»)

Кафедра технологий и профессионального образования

Кафедральный модуль

«Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций учителя технологии»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Проектирование программы элективного курса предпрофильной подготовки по направлению «Технология. Обслуживающий труд»

 8класс

                  Художественная роспись ткани «БАТИК»

Выполнил:
Макарова  Ольга Викторовна,

 учитель технологии, лицей №14

 г. Жуковский            

                                                           Москва 2013  

                                         Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения как системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на их социализацию и индивидуализацию обучения с учетом реальных потребностей рынка труда.

Начиная со старшего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Для этого, прежде чем выбирать профиль на старшей ступени, школьник должен быть ознакомлен  с содержанием профессиональных видов деятельности. Эту задачу выполняет предпрофильная подготовка в последнем звене основной школы. Элективные курсы в рамках этой подготовки выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении обучающимися определенного опыта при выборе своего содержания образования, призваны заинтересовать и увлечь школьников, помочь им избежать ошибок при выборе профессии.

Данный элективный курс позволяет восьмиклассницам оценить привлекательность такой сферы деятельности, как художественно-прикладное  и дизайнерское творчество в рамках древнейшего ремесла росписи ткани, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной деятельности. Курс рассчитан на 28 часов и призван познакомить обучающихся с основными технологическими процессами современной росписи ткани.

 Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, оправдывает неослабевающий интерес к ручной росписи ткани.

    Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованиями времени и технологическими возможностями, техника ручной росписи «БАТИК» успешно преподается в лицее №14 г. Жуковский уже в течение 10 лет.

    Осваивая приемы работы от простых к более сложным, обучающиеся имеют возможность украсить собственными произведениями интерьер, создают уникальную, оригинальную одежду, приобщаются к интересному и полезному делу, реализуют свой творческий потенциал.

Цель курса

Главная цель— выявление у обучающихся склонности к дизайнерской деятельности и оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

  1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а)        определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б)        находить и использовать необходимую информацию;

в)        выдвигать идеи решения возникающих задач;

г)        планировать, организовывать и выполнять работу;

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

  1. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
  2. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  4. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

 Задачи  учебного предмета

В процессе освоения курса «Художественная роспись ткани» должны быть решены следующие задачи:

а)        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)        привитие элементарных знаний и умений  по древнейшему искусству росписи ткани;

в)        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)        развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д)         воспитание творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

е) гармоничное развитие личности обучающегося.

Основные формы обучения:

  1. индивидуальная
  2. групповая

Основные методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративное изложение материала
  2. ИКТ
  3. метод проектов
  4. реальные экскурсии

 

                                       Охрана здоровья обучающихся

 На занятиях по росписи ткани необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Должна быть обеспечена принудительная вытяжка, личная и пожарная безопасность при работе обучающихся с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены.

Обучающихся необходимо учить безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучающихся культуру труда и делового общения.

Тематическое планирование

Наименование

темы

Всего часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Экскурсии

1.Экскурс в историю возникновения и развития росписи ткани. Техника безопасности. Материалы, инструменты.

2

2

2.Цветовой круг. Рисуем радугу. Спецэффекты росписи.

2

1

1

     

3.Техника узелкового и складного батика.

2

1

1

4.Основы декоративной композиции.

2

2

5.Безрезервный однослойный холодный батик

2

2

6.Акварельная техника по сырому.

2

2

7.Технология нанесения контура резервирующим составом.

2

2

8.Техника многослойного батика.

2

2

                   

9.Элементы горячего батика. Сетка «КРАКЛЕ»  ТБ работы с горячим воском.

2

2

10.Выбор творческого проекта.

4

2

2

11.Выполнение творческого проекта.

6

6

Итого

28 часов

Содержание программы

Тема №1: Экскурс в историю возникновения и развития росписи ткани. Техника безопасности. Материалы, инструменты.

Знакомство с древнейшим искусством росписи ткани желательно проводить на экскурсии (арт-салон «5й ДОМ» г. Жуковский). Родина батика – Юго-Восточная Азия. Развитие и многообразие технологий окрашивания тканей. Материалы: ткань - хлопок; искусственный, синтетический и натуральный шелк. Красители и резервирующий состав различных фирм. Инструменты. ТБ работы с красителями и резервом. ТБ  ВТО.

        Тема №2: Цветовой круг. Рисуем радугу.

                            Спецэффекты росписи.

Основные и дополнительные цвета. Правила натягивания ткани на раму. Растекание красителей по влажной ткани. Эффекты солевой техники.  

         Тема №3: Техника узелкового и складного батика.

Способы увязывания узелков в технике «БАНДАН» и виды складного батика «ШИБОРИ». Их комбинирование.

          Тема №4: Основы декоративной композиции.

Равновесие композиции. Сюжетная и эмоциональная нагрузка.

 Статичность и динамичность композиции. Особенности построения композиции для платков.  «Вписывание» композиции в чертеж блузы, юбки.

           Тема №5: Безрезервный однослойный холодный батик.

Техника росписи сухой ткани с использованием быстрой сушки (фен). Использование трафаретов, штампов. Капельная роспись с использованием цветных контуров.

             

           Тема №6: Акварельная техника «по сырому».

Техника росписи по влажной ткани «от светлого к темному». Растяжка цвета от белого. Переход из цвета в цвет.

           

            Тема №7: Технология нанесения контура резервирующим составом.

Принцип нанесения резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости. Незамкнутая графика – намеренно  разорванные  резервирующие линии для проникновения одного цвета в другой.

            Тема №8: Техника многослойного батика.

 Способы получения цветных резервирующих линий путем наложения цветовых тонов друг на друга.

             Тема №9: Элементы горячего батика. Сетка «КРАКЛЕ».

                                 ТБ работы с горячим воском.

Принцип горячего батика, его многослойность. Техника нанесения горячего  воска на готовую работу и получение сетки «КРАКЛЕ».

              Тема №10: Выбор творческого проекта.

Банк идей. Обоснование выбора. Эскизная проработка.

               Тема №11: Выполнение творческого проекта.

Технологическая последовательность. Контроль качества. Самооценка. Защита проектов.

                                                      Литература:

Журнал «Валентина. Роспись по шелку»,М.:»ОВА-Пресс»,1995

Сергей Давыдов «БАТИК  Энциклопедия», М.:«АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005

Анне Пипер «Роспись по ткани», М.: «АРТ-Родник», 2007

Менди Соутан «Цветы по шелку», М.: «Ниола-Пресс», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...