Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Пастухова Наталья Николаевна

Раздел "Домашняя экономика"

Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье”.

8-й класс.

Раздел "Домашняя экономика"

Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить обучающихся с такими понятиями, как рациональное питание, калорийность пищи, питательная ценность продуктов, нормы потребления продуктов; научить планировать предстоящие расходы на питание, экономить денежные средства.
  2. Развивающая: развивать экономическое мышление, качества рачительного хозяина и покупателя.
  3. Воспитательная: воспитывать культуру потребления, уважение к собственности, экономичность.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация "Расходы на питание", рабочая тетрадь, дополнительная литература по "Кулинарии", дидактический материал по теме "Калорийность продуктов".

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), метод опережающих заданий, наглядные (презентация), частично-поисковый, практическая работа, методы контроля (устный, практический).

Тип урока: комбинированный

Продолжительность занятия: 45 минут

План урока 

I. Организационный момент (3мин).

II. Повторение пройденного материала (3 мин).

III. Изучение нового материала (20 мин).

IV. Закрепление нового материала (3 мин).

V. Практическая часть (10 мин).

VI. Итоговая часть урока (3 мин).

VII. Домашнее задание (3мин).

Ход урока

I. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка присутствующих на уроке;

- готовность обучающихся к уроку, решение проблемных ситуаций;

- сообщение темы, постановка цели и задач урока;

- запись темы урока в тетрадь.

II. Повторение пройденного материала 

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?

- Что означает понятие "дефицит бюджета", и как он влияет на жизнь семьи?

- Назовите обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих тратах?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя, выступления обучающихся с опережающим заданием.

С древних времен люди понимали, что огромное значение питание имеет для здоровья человека. Знаменитый русский биолог И.И.Мечников писал, что люди преждевременно стареют и умирают от неправильного питания и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет.

Пища - одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности, жизнерадостности и долголетия.

Питание - самая большая статья в бюджете семьи и составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).

Рациональное питание.

Смысл рационального питания сводится к выяснению ответа на вопрос: сколько, и какой пищи требуется человеку. Долгое время обобщенным показателем считалось ощущение сытости. Однако полагаться на него современный человек не может, поскольку потерял ориентировку в том, где находится предел насыщения. Даже после обильного обеда находятся любители побаловать себя чаем с булочкой, пирожным.

Воздержанность - первое условие рационального питания.

Второе условие - сбалансированность его по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ, микроэлементов, витаминов.

Специалисты- врачи, диетологи, гигиенисты - еще спорят о том, что конкретно должно быть рекомендовано различным возрастным и профессиональным группам населения, но в главном мнении не расходятся: калорийность пищи следует ограничивать, а потребность организма в витаминах, микроэлементах и других биологически активных веществах полностью удовлетворять.

Пищевые вещества в организме человека претерпевают изменения, в результате которых выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности человека.

Количество килокалорий, содержащихся в 100г того или иного продукта, называется энергетической ценностью этого продукта. Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями, единицами измерения энергии. 1г жиров составляет в среднем 9,3 ккал, 1г белков или углеводов - 4,1 ккал. Разные продукты питания неравнозначны по энергетической ценности см. таблицу 1.

Многие продукты, обладая энергетической ценностью, не содержат каких- либо биологически ценных веществ (витаминов, минеральных веществ и др.).

Потребности человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, составляют 4500-5000 калорий, а потребности человека умственного труда - 3000 калорий. Девушки 14-17лет в день затрачивают примерно 2600 ккал.

Меню разрабатывают с учетом того, что завтрак составляет 25-30%, обед - 35-40%, полдник - 15%, ужин - 15-20% от всей дневной калорийности.

Расходы на питание.

Какими же должны быть расходы на питание? Вспомним пословицу: "На вкус и цвет товарищей нет". В каждой семье существуют свои представления о том, как нужно питаться.

Говорят, что на питании экономить не следует. Но ведь и бездумно тратить деньги на продукты - тоже роскошь непозволительная. Где же золотая середина?

Расходы на питание во многом зависят от того, предпочитают члены семьи готовить сами или пользоваться более дорогими полуфабрикатами. Умелая хозяйка без ущерба всегда найдет возможность сократить расходы на питание.

Итак, у нас класс был разделен на 3 группы, каждой из которых было дано опережающее задание. Сейчас мы их выслушаем и в результате полученной информации выработаем основные правила покупки продуктов.

1 группа Задание на тему: "Основные правила экономии на питании без ущерба для здоровья"

2 группа Задание на тему: "Полезные и вредные продукты"

3 группа Задание на тему: "Варианты недорогих и полезных блюд"

IV. Закрепление нового материала

Обобщающая беседа по вопросам:

- Назовите основные принципы рационального питания?

- Зачем необходим учет потребления продуктов питания?

- Назовите несколько правил, следуя которым можно экономить на питании.

- Какие продукты можно исключить из рациона, а какие нельзя?

- Для чего необходимо составление меню?

Оцените по стоимости три меню:

Блюда

Калорийность,

Ккал

Количество белка,

г

Меню 1-е

Салат из белокочанной капусты

Суп из овощей с фасолью

Рыба, тушенная в томате

Гарнир – отварной картофель

Кисель из свежих ягод

Хлеб – 100 г.

Всего:

83

232

250

239

143

220

1169

1,0

7,9

18,5

2,9

0,3

6,2

36,8

Меню 2-е

Салат из огурцов и помидоров со сметаной

Щи зеленые со щавелем

Ромштекс рубленый

Гарнир – кабачки тушеные

Компот из свежих ягод

Хлеб – 100 г.

Всего:

104

234

410

106

106

220

1180

1,9

7,1

20,3

1,1

0,2

6,2

36,8

Меню 3-е

Закуска из рыбных гастрономических продуктов с зеленью

Свекольник холодный

Индейка жареная

Гарнир – зеленый салат и жареный картофель

Свежие ягоды с взбитыми сливками

Хлеб – 100 г.

Всего:

165

178

170

94 + 109

238

220

1174

8,7

2,4

15,0

0,5 + 0,8

3,0

6,2

36,6

( аналитическое мнение участников групп, обоснование своей позиции)

V. Практическая часть

Составьте меню семьи на один день, определите энергетическую ценность и стоимость блюд. (В работе можно использовать материал деятельности 3 группы "Варианты бюджетных блюд" и дополнительную литературу по кулинарии). С учетом использования основных правил экономии на питании без ущерба для здоровья.

VI. Итоговая часть урока

Оценивание работы по критериям:

-самостоятельная познавательная деятельность

- аналитическая часть

- практическое задание

Рефлексия

VII. Домашнее задание: Оценить затраты на питание вашей семьи на неделю. Совместно с родителями определите экономию средств на питание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Слайд 2

Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание.

Слайд 3

Вопросы для повторения пройденного материала: - Что означает слово «экономика»? - Что такое бюджет семьи, и каким он бывает? - Что означает понятие «дефицит бюджета», и как он скажется на жизни семьи? - Какие вы знаете обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих тратах?

Слайд 4

Питание – самая большая статья в бюджете семьи. Она составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).

Слайд 5

Требования к рациональному питанию. Воздержанность. Сбалансированность питания по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ, микроэлементов, витаминов.

Слайд 6

Рациональные нормы потребления продуктов питания Наименование продуктов Норма, кг в год Мясо и мясные продукты 78 Молоко и молочные продукты 406 Рыба и рыбопродукты 18,5 Картофель 110 Фрукты и ягоды 91 Хлебные продукты 115 Яйца, шт 263 Сахар 37 Овощи и бахчевые 130

Слайд 7

Пищевая ценность продуктов. Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями: Так, 1 г жиров составляет в среднем 9,3 калории, 1 г белков или углеводов в среднем 4,1 калории.

Слайд 8

Потребности человека: Физический труд – 4500-5000 калорий Умственный труд – 3000 калорий Девушки 14-17лет - 2600 калорий

Слайд 9

Меню составляют на день, неделю, месяц. Меню разрабатываю с учетом: Завтрак – 30% Обед – 40% Полдник – 15% Ужин – 15% Всей дневной нормы калорийности .

Слайд 10

Вопросы для закрепления: Назовите основные принципы рационального питания? Зачем необходим учет потребления продуктов питания? Назовите несколько правил, следуя которым можно экономить на питании. Какие продукты можно исключить из рациона, а какие нельзя? Для чего необходимо составление меню?



Предварительный просмотр:

1 группа "Основные правила экономии на питании без ущерба для здоровья"

Задание:

Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

  1. Хорошо продуманные, заранее спланированные покупки продуктов;
  2. Умеренность в питании;
  3. Экономия на скидках и мелком опте;
  4. Использование продуктов со своего дачного участка;
  5. Домашние заготовки овощей впрок;
  6. Покупка продуктов не в супермаркете, а на ярмарках.
  7. Не соблазняться распродажами, т.к. можно поддаться соблазну и купить много ненужного;
  8. Вести книгу учета потребления продуктов питания.
  9. Покупать столько, сколько нужно, чтобы избежать лишних отходов (не съели – испортилось – выбросили).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Основные правила экономии на питании без ущерба для здоровья"

Слайд 2

Задание: Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

Слайд 3

Хорошо продуманные, заранее спланированные покупки продуктов;

Слайд 4

Умеренность в питании;

Слайд 5

Экономия на скидках и мелком опте;

Слайд 6

Использование продуктов со своего дачного участка;

Слайд 7

Домашние заготовки овощей впрок;

Слайд 8

Покупка продуктов не в супермаркете, а на ярмарках.

Слайд 9

Не соблазняться распродажами, т.к. можно поддаться соблазну и купить много ненужного;

Слайд 10

Вести книгу учета потребления продуктов питания.

Слайд 11

Покупать столько, сколько нужно, чтобы избежать лишних отходов (не съели – испортилось – выбросили).



Предварительный просмотр:

2 группа "Полезные и вредные продукты"

Задание: Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

В рационе должны обязательно присутствовать белки (1 г на кг веса), углеводы (200-300 г), жиры (50-70 г), 20 г клетчатки

Вредные продукты, которые следует исключить:

  1. Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина;
  2. Копчёности;
  3. Консервы;
  4. Полуфабрикаты;
  5. Излишки сладостей, покупные газированные напитки;
  6. Алкоголь;
  7. Чипсы, кириешки.

Полезные продукты, которым следует отдавать предпочтение:

  1. Крупы (лучше «серые»);
  2. Кисломолочные продукты и молоко;
  3. Растительное масло предпочтительнее сливочного;
  4. Яйца;
  5. Мясо говядина;
  6. Овощи и фрукты своего края;
  7. Рыба и морепродукты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Полезные и вредные продукты"

Слайд 2

Задание: Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

Слайд 3

В рационе должны обязательно присутствовать белки (1 г на кг веса), углеводы (200-300 г), жиры (50-70 г), 20 г клетчатки

Слайд 4

ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИСКЛЮЧИТЬ:

Слайд 5

Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина ;

Слайд 6

Копчёности;

Слайд 7

Консервы;

Слайд 8

Полуфабрикаты;

Слайд 9

Излишки сладостей, покупные газированные напитки;

Слайд 10

Алкоголь;

Слайд 11

Чипсы, кириешки .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные продукты, которым следует отдавать предпочтение:

Слайд 2

Крупы (лучше «серые»);

Слайд 3

Кисломолочные продукты и молоко;

Слайд 4

Растительное масло предпочтительнее сливочного;

Слайд 5

Яйца; Мясо говядина;

Слайд 6

Овощи и фрукты своего края;

Слайд 7

Рыба и морепродукты.



Предварительный просмотр:

3 группа "Варианты недорогих и полезных блюд"

Задание:

Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

1. Каши. Крупы и зерновые (хлеб, макароны) продукты нужно есть каждый день. Это источник сложных углеводов и витаминов группы В в нашем рационе. У разных каш есть и индивидуальные полезные свойства. Овсяная каша улучшает состояние кожи и самочувствие человека, рисовая -хорошо влияет на нервную систему и помогает при кишечных расстройствах, пшённая - укрепляет сердечно-сосудистую систему. Гречневая каша богата железом, помогает при нарушениях обмена веществ. Быстрые каши имеют меньшую питательную ценность. Норма потребления - 30 г сухих круп в день.

2. Молочные продукты. Источник белка и кальция в легкоусвояемой форме. Кисломолочные продукты помогают восстановить нормальную микрофлору кишечника.

Норма потребления - 2 порции в день (1 порция - 250 мл молока или 45 г сыра). Не отказывайтесь также от обычного кефира.

3. Растительное масло. Содержит ненасыщенные жиры, облегчающие пищеварение, и витамин Е, препятствующий развитию раковых клеток и считающийся витамином красоты. Подсолнечное масло не уступает оливковому. Имеет высокую усвояемость. Норма потребления - 0,2 л в неделю.

4. Рыба и морепродукты. Основные поставщики белка, омега-3 жирных кислот, фосфора и тирозина (основного мозгового нейромедиатора). Жирная рыба полезна для сердечно-сосудистой системы.

Норма потребления - 600-800 г в неделю.

5. Овощи и фрукты вашей местности. Содержат витамины и клетчатку. Регулярное употребление снижает давление и уровень холестерина в крови. Самые полезные овощи и фрукты общедоступны. Квашеная капуста по содержанию витаминов превосходит лимоны и апельсины, яблоки и свёкла защищают от рака, а морковь - главный помощник в борьбе со старением.

Норма потребления - 400 г в день.

6. Яйца. Легкоусвояемый продукт, содержащий 11 видов витаминов (в желтке), дневную норму натурального белка, кальций и другие микроэлементы. Норма потребления - 1-2 штуки в день.

7. Мясо. В обязательном порядке должно присутствовать в рационе детей. Дети, недополучающие мяса, отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников. Людям старше 35 лет мясо следует употреблять 2-3 раза в неделю с большим количеством овощей. В остальные дни животный белок можно заменить мясом птицы и рыбой.

Дальновидный человек - экономный человек. К организации питания это относится в полной мере. Ведь планировать можно не только покупки, но и меню. Составляя меню, вы получите прекрасную возможность сбалансировать свое питание по калорийности, по питательным веществам, по витаминам и, что немаловажно, по цене.

Недорогие и полезные рецепты:

 

  Вода - 2 л   Свекла - 1 шт.  Капуста - 100 г     Морковь - 1/2 шт.   Лук репчатый - 1/2 шт.    Говяжья лопатка - 300 г    Картофель - 1 шт.    Растительное масло - 1 ст. ложка     Томатная паста - 1 ст. ложка

  Грибы - 600 г

  Вода - 1 стакан

  Репчатый лук - 2 шт.

  Бекон - 100 г

  Красное вино - 100 мл

  Гренки - 4 шт.

  Петрушка - 1/2 пучка

  Томатная паста - 1 ст. ложка

  Растительное масло - 1 ст. ложка

Салат из редьки с морковью - дешевый, легкий и полезный овощной салатик, который можно подавать и отдельно, и в качестве гарнира к мясу или рыбе. Простой рецепт салата из редьки с морковью - для вас!

 

Салат "Витаминный" - это не просто вкусный овощной салат, это настоящая витаминная бомба. В теплое время года, при наличии свежих овощей, простой рецепт салата "Витаминный" - то, что надо  

Салат "Ералаш" - очень простая в приготовлении вещь. Нужно просто нарезать любимые ингредиенты и подать их на большом блюде с соусом - вот, по сути, и весь простой рецепт салата "Ералаш"!

           

  1. Гороховый суп с куриными шейками
  2. Куриные шейки под  клубничным соусом
  3. Бюджетный рецепт с камбалой. Камбала, запеченная с лимоном.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Варианты недорогих и полезных блюд"

Слайд 2

Задание: Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

Слайд 3

1. Каши. Крупы и зерновые (хлеб, макароны) продукты нужно есть каждый день. Это источник сложных углеводов и витаминов группы В в нашем рационе. У разных каш есть и индивидуальные полезные свойства. Овсяная каша улучшает состояние кожи и самочувствие человека, рисовая -хорошо влияет на нервную систему и помогает при кишечных расстройствах, пшённая - укрепляет сердечно-сосудистую систему. Гречневая каша богата железом, помогает при нарушениях обмена веществ. Быстрые каши имеют меньшую питательную ценность. Норма потребления - 30 г сухих круп в день.

Слайд 4

2. Молочные продукты. И сточник белка и кальция в легкоусвояемой форме. Кисломолочные продукты помогают восстановить нормальную микрофлору кишечника.

Слайд 5

3. Растительное масло. С одержит ненасыщенные жиры, облегчающие пищеварение, и витамин Е, препятствующий развитию раковых клеток и считающийся витамином красоты. Подсолнечное масло не уступает оливковому. Имеет высокую усвояемость. Норма потребления - 0,2 л в неделю.

Слайд 6

4. Рыба и морепродукты. О сновные поставщики белка, омега-3 жирных кислот, фосфора и тирозина (основного мозгового нейромедиатора ). Жирная рыба полезна для сердечно-сосудистой системы . Норма потребления - 600-800 г в неделю.

Слайд 7

5. Овощи и фрукты вашей местности. Содержат витамины и клетчатку. Регулярное употребление снижает давление и уровень холестерина в крови. Самые полезные овощи и фрукты общедоступны. Квашеная капуста по содержанию витаминов превосходит лимоны и апельсины, яблоки и свёкла защищают от рака, а морковь - главный помощник в борьбе со старением . Норма потребления - 400 г в день.

Слайд 8

6. Яйца. Л егкоусвояемый продукт, содержащий 11 видов витаминов (в желтке), дневную норму натурального белка, кальций и другие микроэлементы. Норма потребления - 1-2 штуки в день.

Слайд 9

7. Мясо. В обязательном порядке должно присутствовать в рационе детей. Дети, недополучающие мяса, отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников. Людям старше 35 лет мясо следует употреблять 2-3 раза в неделю с большим количеством овощей. В остальные дни животный белок можно заменить мясом птицы и рыбой.

Слайд 10

Дальновидный человек - экономный человек. К организации питания это относится в полной мере. Ведь планировать можно не только покупки, но и меню. Составляя меню, вы получите прекрасную возможность сбалансировать свое питание по калорийности, по питательным веществам, по витаминам и, что немаловажно, по цене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе "Покупка продуктов в разных упаковках"

М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” (4 класс)   Тема урока: Покупка продуктов в разных упаковкахТип урока: Комбинированный урок (ур...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

Технологическая карта урока английского языка по теме «Покупка Продуктов»

Технологическая карта урока английского языка по теме «Покупка Продуктов»...

Правила покупки продуктов

в раздел экономика семьи...

Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"

Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии  продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...

Значение питания. Разнообразие продуктов питания

Конспект урока СБО для 5 класса коррекционной школы...

План-конспект урока английского языка по теме "Покупка продуктов" 4 класс

План-конспект урока английского языка в 4 классе составлен к УМК "Английский с удовольствием" (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)....