Трудовое воспитание
статья по технологии на тему

Ждан Альбина Васильевна

особенности трудового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_trudovogo_vospitaniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности трудового воспитания дошкольников в условиях центра социальной помощи семье и детям «Елена»,

город Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Труд -  один из важных факторов развития ребенка. Поэтому именно на развитие опыта трудовой деятельность направлена большая часть работы воспитателей дошкольного учреждения.  Я бы хотела рассказать Вам о работе специалистов и воспитателей  группы дневного пребывания  детей дошкольного возраста   Центра «Елена». Условия  пребывания дошколят в этой группе полностью соответствуют условиям детского дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст является основной ступенью развития, в процессе которой формируются личностные качества. Согласно федеральному  государственному стандарту разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений и основы дошкольного образования.  В этих критериях главным образом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности ребенка: инициативность, любознательность, творческое воображение, а  так же показатели трудолюбия ребенка (аккуратность, старательность, желание доводить начатое дело до конца; проявление положительного отношения к труду; оценка результатов деятельности; бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте и имеет непрерывную связь с другими качествами личности. Благодаря трудолюбию у ребят формируются такие качества личности, как ответственность, настойчивость,  коммуникабельность, умение сотрудничать со взрослыми и ровесниками. А это значит что трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности дошкольника в целом.

Тут у многих возникает вопрос, что же можно понимать под трудолюбием? Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. В общепринятом понимании трудолюбие – готовность отдавать свое время, свои силы и энергию для производства общественно – полезного продукта, а так же способность заниматься трудом с удовольствием. 

Значение труда исследовали многие педагоги и психологи начиная со средневековья и по настоящее время. Алишер Навои – поэт и мыслитель, говорил фразу, актуальную по сей день: « Труд украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется». Большое значение труду уделяли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М. И. Калинин.

Но несмотря на то, все эти исследователи внесли свою непосильную лепту в рассмотрении и разработки этой проблемы, воспитание в детях трудолюбия остается одной из самых сложных в развитии детей.

Я бы хотела познакомить Вас с трудовым воспитанием детей в центре социальной помощи семье и детям «Елена». В группе дневного пребывания развитием этого качества личности занимаются воспитатели, специалисты и социальные работники Центра.

Условия  пребывания дошколят в дневной группе полностью соответствуют условиям детского дошкольного учреждения.  В отделение приходят дети различные по возрасту и своим умениям. При работе с ними  особое внимание уделяется развитию навыков самообслуживания. Многие из детей, воспитывающиеся в центре, до прихода сюда, не владели элементарными навыками самообслуживания. Даже убрать за собой игрушку было для них непосильным трудом. Но благодаря труду воспитателей и старших воспитанников любое поручение для них стало в радость.

В данном отделении для детей дошкольного возраста мы реализуем несколько видов трудового воспитания:

  1. Бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил личной  гигиены, поддержанием порядка  на рабочем месте, в группе, в комнате. Этот вид труда дает возможность привить детям  аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
  2. Общественно-полезный труд, мы направляем  на формирование положительной оценки своих достижений и практическое применение работ, осознание того, что ребенок делает нужное и полезное для себя и общества.
  3. Занятия ручным трудом. Если ручной труд осуществляется правильно, то у дошколят в дальнейшем совершенствуются познавательные процессы и восприятие , развиваются наблюдательность и произвольное внимание. А главное, в процессе  ручной деятельности  совершенствуется эмоциональная, волевая и двигательно-моторная сферы. Кроме того, обогащается и развивается  речь детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и в социально-опасном положении.

Задания деткам подбирают различные – от помощи в разложении ложек за обедом, до подготовки места для работы. Эти поручения позволяют воспитывать  ответственность, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Наиболее сложной формой организации труда детей является  в Центре коллективный труд. Он широко используется в работе со старшими дошкольниками (в возрасте от 5  до 7), когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах труда, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. Воспитатель использует общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Кроме того, совместный труд дает  педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг  с другом, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

       Но на этом работа с детьми не останавливается, мы продолжаем закреплять у детей привычку проявлять самостоятельность в самообслуживании оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаем контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры убирали игрушки на место. Достигается это путём предъявлений постоянных требований
Также,  воспитатели стараются приучать детей бережно относиться к вещам: правильно и на место ставить свою обувь, после прогулки сушить перчатки и варежки. Для  детей определяется значимость того, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи.

    В настоящее время, большинство детей в Центре очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно и систематически приучали их к труду. На данном этапе трудового воспитания дошкольников, специалисты Центра стараются поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к бытовому труду.
       Ручной труд – как один из средств трудового воспитания  дошкольников, занимает особое место в работе специалистов Центра. В процессе ручного труда дети осваивают навыки работы с инструментами, бережно и экономично относиться к материалам, орудиям, предметам труда. На результативность работы сказывается то, что до прихода в Центр, некоторые дошкольники (как правило, воспитывающиеся в семьях, находящиеся в социально-опасном положении), не имели даже представления  о художественных материалах и инструментах. Своевременно, поэтапно и в системе обучая детей трудовым умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путём узнают качество материала, умеют осуществлять свой замысел, не редко стараются проявлять инициативу и  творчество.

   Для того чтобы повысить интерес у детей к работе с бумагой, мною была разработана программа «Живая бумага». Для работы было выбрано два вида техник, это квиллинг и аппликация. Первая из техник это - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

 Вторая – наиболее распространенная техника – аппликация. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.  

    Программа направлена на развитие у ребенка конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

И наконец, важным условием в формирование трудолюбия  является трудовое воспитание в семье. Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни". Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плачевно. Если родители хотят видеть  ребенка , который не хочет заниматься абсолютно не чем, они могут позволить устраниться от трудового воспитания.

Труд должен стать частью жизни ребенка.

Родители должны понимать, что каждый труд должен быть творческим. Научить творческому труду – особая задача воспитания в семье.

Родителям необходимо в трудовом усилии воспитывать не только рабочую подготовку детей, но и правильное отношение ребенка к другим людям.

 Оценивая значимость трудового воспитания дошкольников в семейных  условиях, педагоги тесно взаимодействуют в этом направлении с родителями (или законными их представителями).

В заключение хотелось отметить, что трудовое воспитание дошкольника - это целостная система взаимодействия специалистов дошкольных учреждений, родителей и общества, которое его окружает. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим, физическим воспитанием и развитием.

Список литературы.

  1. Васильева М.А. Программа обучения и воспитания в детском саду.-:Мозаика-Синтез, 2009г.
  2.  Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2008.
  3. Конышев Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. – Москва: Академия 2009 г.
  4. Корчинова О. В. Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов на Дону : Феникс, 2006г.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа трудового воспитания в интернатных группах

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате....

"Трудовое воспитание" родительское собрание

Вечная тема в воспитательной работе педагогов. Вечная проблема в воспитательной деятельности родителей.Материал для родителей учащихся  разных классов....

Трудовое воспитание

Презентация...

План-конспект занятия 9класс по трудовому воспитанию подростков "Ребячья усадьба"

Занятие по трудовому воспитанию  "Ребячья усадьба" Эпиграф занятия "Все работы хороши -выбирай на вкус"Воспитаники разделены на две команды.Столы расположены  друг против  друга.Отдель...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...