Вязание. Инструменты и материалы.
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Использование в образовательном процессе традиционных и нетрадиционных типов уроков (урок-путешествие; урок-событие,урок-творческая мастерская, урок-защита проекта, интегрированные уроки), способствуют усилению профессиональной направленности и обогащению процесса преподавания технологии. Самый обычный вводный урок можно превратить в яркое событие. Одним из таких уроков является урок-путешествие в 6 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии (Обслуживающий труд. Девочки.)

Дата проведения урока: 22 октября 2010 года

Учащиеся 6 «б» класса гимназии № 426

Учитель: Серова Надежда Георгиевна

Тема урока: «Рукоделие. Вязание крючком. Материалы и инструменты.»

Тип урока: Вводный урок.

Форма проведения занятия: Урок-путешествие.

Цель урока: Познакомиться с новым видом рукоделия - вязанием крючком, инструментами и материалами, используемыми при работе.

Задачи урока (для учителя):

Образовательная: Расширить кругозор в процессе изучения данной темы.

Развивающая: Развивать мыслительные способности учащихся (умение анализировать, сопоставлять), внимание, память; сенсорную, эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка.

Воспитательная: Повышать интерес к рукоделию, воспитывать уважение к традициям русского народа.

Задачи урока (для учащихся):

Образовательная: Расширить знания по теме, ознакомиться с историей возникновения вязания, правилами выбора пряжи и крючка для работы. 

Развивающая: Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательная: Повышать интерес к рукоделию, традициям русского народа.

Оборудование урока:

 

ТСО: Мультимедийная аппаратура, компьютерная презентация.

Наглядно-иллюстративный материал: изделия, связанные крючком, украшенные вышивкой, короба с товарами, «кружевные» буквы, карточки со стихами.

Материалы, инструменты и приспособления: пряжа, нитки, крючки, корзины для рукоделия, клубки шерстяной пряжи.

Межпредметные связи:

Музыка: русские народные песни,

Изобразительная деятельность: картины русских  художников о рукоделии.

Литература: устное народное творчество,

История: обычаи и традиции русского народа, легенды и истории возникновения разных видов рукоделия.

Внутрипредметные связи:

 

Материаловедение: процесс прядения, свойства волокон, виды пряжи.

Рукоделие: прядение, вышивка.

План урока:

   

   №

  п/п      


                  Этап урока

 

                 Приёмы и методы


   Время

   (мин.)            

    1

 Организационный момент

-сообщение темы и цели урока


Игровые методы


  3 мин.

    2

Актуализация базовых знаний

Фронтальный опрос, иллюстрация, демонстрация, дифференциация, имитационный метод (разыгрывание ролей), релаксация




   9 мин.

    3

Изложение нового материала

-Теоретическая часть




-Практическая часть


Иллюстрация, демонстрация, имитационный метод (разыгрывание ролей), синтез, объяснение, создание эмоциональных ситуаций.

Упражнения, объяснение, контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в группах.  








 15 мин.

    4

Подведение итогов

-рефлексия эмоционального состояния учащихся

-проверка усвоения учебного материала


Рефлексия, игровые методы


Поощрение






  3 мин.

    5

Организационный конец

Ход урока:

   № этапа


                     Деятельность учителя


      Деятельность ученика

    1

Организационный момент





- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!


Вы посмотрите. Что за диво:

Одеты девицы красиво.

Таких нарядов не найти –

Ну, просто глаз не отвести.

Все мастерицы вечерами

Наряды шили себе сами

умелыми руками.


- В старину девушки умели не только шить. Какими ещё видами рукоделия они владели?

Сообщение темы и цели урока

-Урок наш сегодня необычный, он посвящён народным умельцам, тем, кто своими руками творит чудеса. Вы пока не волшебники, вы только учитесь. Но уже умеете творить маленькие чудеса. Сегодня мы видим выполненные вами в прошлом году картины в технике вышивки крестом. В этом году вам предстоит освоить  вязание крючком.

(Тема урока: «Рукоделие. Вязание крючком. Материалы и инструменты.»

Цель урока: познакомиться с новым видом рукоделия - вязанием крючком, инструментами и материалами, используемыми при работе.)

(под русскую народную музыку девочки, одетые в русские народные костюмы, входят в класс и садятся полукругом,)

Презентация: слайд 1










Отвечают: вышивание, вязание, прядение, ткачество, лоскутное шитьё.








Презентация: слайд 2

(Тема и цель урока)

    2

Актуализация базовых знаний

- В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували, душу радовали.

Товары, выполненные руками народных умельцев, продавались на ярмарках, которые начинались с Покрова дня, 14 октября.

27 октября на Руси отмечалась Праскева-пятница. Издавна Праскева-пятница считалась покровительницей ярмарки и торговли.

Сегодня мы с вами совершим путешествие на ярмарку с обилием и разнообразием товаров, выполненных золотыми руками народных умельцев.


- Ой, вы гости, красны девицы и добры молодцы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на ярмарку весёлую! Покажут на ярмарке люди торговые, чем они богаты, чем товары их славятся!


1. Прядение

- А вот и первые гости к нам на ярмарку пожаловали. Мастерицы-пряхи свой товар принесли.

















- Молодцы пряхи, поработали на славу. Хороший товар принесли, нужный.


Ручное прядение.

- Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов мира, за исключением Крайнего севера, где носили меховую одежду. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания и ручные веретёна для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В 15 веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. 27 октября по народному календарю отмечается Праскева-льняница – покровительница женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.

Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Старшие пряли и ткали. Вышивали и вязали те, кто был помоложе. За рукоделием всегда пели.

- Мы попробуем представить себе как это было. Будем слушать с вами русскую народную песню «Пряха» и перематывать пряжу.


Пряха.

В низенькой светёлке, огонёк горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русская коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чём мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светёлке, огонёк горит,

Молодая пряха под окном сидит.


2.Вышивка.

- А вот ещё гости пожаловали. Что за товар принесли?






















- Ай да лоточники, ай да молодцы! Славный у них товар, нужный!

                               Вышивка. 

- Вышивание известно с глубокой древности и колыбелью её был Восток, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Миневре – покровительнице ремёсел и искусств. Легенда рассказывает, что Арахна, дочь простого горожанина, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и вызвав её на состязании, победила в вышивке, изображающей похождения богов. Миневра, рассерженная поражением, бросила челнок в голову соперницы. Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. Может быть, поэтому и не принято убивать пауков?

С тех пор одним из излюбленных женских рукоделий стала вышивка, которая украшает своими узорами всевозможные ткани. Вышивка не только украшала одежду, но имела ещё и «волшебное значение». По народным поверьям, вышитые узоры должны были приносить счастье, удачу, здоровье и достаток в дом. А ещё защищать от беды и зла. Уже с раннего детства девочек учили шить, вышивать, прясть и  вязать: нужно было готовить приданное к свадьбе. Вышивка до сих пор одно из любимых женских рукоделий.

 

3. Вязание

-А вот коробейнички пришли они с шалями, с платками, с узорчатыми кружевами.















- Ай да девицы, ай да мастерицы! Хорош товар, аж дух захватывает!




Презентация: слайд 3

(Ярмарка)


Презентация: слайд 4

(Праскева-пятница)







Презентация: слайд 5

(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»




Презентация: слайд 6

( картина В.А. Тропинина «Пряха»)

(Выходят три девочки в русских костюмах с коробами товаров)

1: Наши девицы –

прясть мастерицы.

 Они из шерсти и из льна

Напрядут вам волокна.

(Показывают волокна шерсти)

(Показывают волока льна)

2:Гости, гости, не зевайте!

Кто что хочет выбирайте!

Все товары хороши –

Что угодно для души.

3: Тары-бары-растабары

Расторгуем все товары.






Презентация: слайд 7

(ручные гребни и веретёна)



Презентация: слайд 8

(самопрялка)

Презентация: слайд 9

(машинное прядение)

Презентация: слайд 10

(электрические прялки)












Презентация: слайд 11

Слушают песню и перематывают пряжу)











Презентация: слайд 12

(Выходят четыре девочки в русских костюмах с коробами товаров)

1: Наши девицы –

 вышивать мастерицы.

Нить шелковая, игла им нужна для ремесла.

2:Ещё нужно труд, терпенье, и конечно же, уменье.

Раз стежок, два стежок – получается цветок. (Показывают  вышитый цветок)

3: Эта пёстрая кайма, будет радовать всегда.

Создают они узоры, привлекая наши взоры.

 (Показывают кайму, картины)

4: Это не товар, а просто клад,

Покупайте нарасхват!





Презентация: слайд 13

(картина В.А. Тропинина «Золотошвейка»)
























Презентация: слайд 14

(Выходят четыре девочки в русских костюмах с коробами товаров)

1: Наши красные девицы-

На все руки мастерицы:

2:Сделают из ниточки

Шарфы и рукавички.

(Показывают шарф и рукавички)

3:Вот свитер и носки

Для себя и для семьи.

(Показывают свитер и носки)

4: Покупай, налетай,

Наш товар разбирай!


   2

Изложение нового материала

  1. Теоретическая часть


                          Вязание.

- Кто и когда придумал первую  петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Лишь позднее, когда вязание  широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. Они доказывают своё мастерство на различных конкурсах и фестивалях.


- Долгими зимними вечерами за рукоделием девушки не только пели, но и рассказывали сказки.


 - Моя сказка необычная, созданная не с помощью слов, а сотканная с помощью вот этого маленького крючка и обыкновенной белой нитки.

- Как называется сказка, вы узнаете, если сложите слово из букв, которые находятся на доске.

- Моя сказка называется кружевной. Эта сказка могла родиться только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице. Тсс…Сказка начинается.


- Когда люди научились творить эту сказку? В Европе с 15 века. Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. В кружево вплетали по контуру конский волос и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные истории!

По кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились в долговую тюрьму, за них иным даже отрубали головы.


- Самые тонкие, изящные и лёгкие  кружева производились во Фландрии, в Брюсселе. Девочки 8-14 лет, своими маленькими пальчиками сучили нити из прекрасного, тонкого льна, и кружева получались красивые, легкие – просто сказка!  


- О нашем русском кружеве – разговор особый..  Наши бабушки, прабабушки умели кружева плести не хуже иноземных..В старину надо было и о приданном подумать: вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей.


-Самое знаменитое кружево-Вологодское. Кажется, оно сплетено не из ниток, а из белой паутины - так нежен узор. Посмотрите внимательно на вязаные салфетки. Как вы думаете, какая из них связана в Вологде?

 

- На фоне тончайшего узора вьётся белая аккуратная  дорожка. Вот по этому извитому контуру узнаются изделия вологодских кружевниц. 

                  

-Что - же можно связать крючком? 

Одежду

Аксессуары

Обувь

Украшения интерьера

Игрушки

Мебель, транспорт

игровые площадки


- Как же удаётся создать такую красоту? Волшебная палочка? Так и есть. А называется она крючком.                              

- История развития крючка, как инструмента, не менее интересна, чем история самого вязания крючком. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Позже форма, размер и материал крючка менялась вместе с тем как менялось его применение, появлялись новые техники и новые, более тонкие виды пряжи.


- Раньше крючки изготовлялись из: кости и дерева. Позже их стали изготавливать из: меди и бронзы, а к началу прошлого века – из стали, тогда же в моду вошли и крючки с декоративным украшением на них (резьба на деревянных ручках, инкрустация).

- Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные.

Современные производители тоже радуют нас своими новинками, которые облегчают нам работу, такими как, например, крючки с подсветкой. Стоимость такого крючка 40 $.


- Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити. Выбрав нити для вязания, нужно подобрать к ним крючок.


- Какой крючок вам нужно взять именно для той пряжи, из которой вы будете вязать?
Тут существует несколько правил.

1)
Первым делом посмотрите на этикетку. На этикетках некоторые производители пряжи указывают рекомендуемый номер крючка. Для начинающих вязальщиц это удобный ориентир. Как правило, под изображением крючка стоит цифра, указывающая номер  крючка.


2) Крючки диаметром 2—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (0,5—2,5 мм в диаметре).


 3) Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.


2.Практическая работа

-Закрепим наши знания. Работа в группах.

1.Определите диаметр крючка.

2.По этикетке определите, пожалуйста, рекомендуемый номер крючка для данной пряжи.

3. Какой вид пряжи надо взять, что связать:

1 группа: свитер на зиму?

2 группа: топ на лето?

3 группа: ажурную салфетку?

4. Какой номер крючка надо взять, что связать эти изделия?

Простой крючок из стали
И нитки, раз и два,
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали узоры
И раньше на земле.

Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.

Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.

Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная игла.

Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.

- Сказка о кружеве - это сказка без конца, потому что кружевницы не перевелись в нашей стране. Они по-прежнему творят свои кружева. А на смену им подрастают новые мастерицы. Мы надеемся, что освоив технику вязания крючком, вы выполните много прекрасных изделий для себя и своих близких.





Презентация: слайд 15

(картина В.А. Тропинина «Кружевница»)
















(Показываю клубок белых ниток и крючок)


(Складывают из букв слово «Кружевная»)

Презентация: слайд 16

(Звучит фонограмма песни «Белые снежинки».)



Презентация: слайд 17

















Презентация: слайд 17





 

Презентация: слайд 18






Презентация: слайд 19





Презентация: слайд 20

Презентация: слайд 21

Презентация: слайд 22

Презентация: слайд 23

Презентация: слайд 24

Презентация: слайд 25

Презентация: слайд 26

Презентация: слайд 27





Презентация: слайд 28









Презентация: слайд 29

Презентация: слайд 30

Презентация: слайд 31

Презентация: слайд 32




Презентация: слайд 33



Презентация: слайд 34





Презентация: слайд 35









Презентация: слайд 36  (Правила выбора крючка и нитки для работы)






















Определяют в группах и отвечают

Определяют в группах и отвечают

Определяют в группах и отвечают

Определяют в группах и отвечают


Презентация: слайд 37

   4

Подведение итогов

1. Рефлексия эмоционального состояния учащихся


- А теперь, я попрошу всех мастериц выйти сюда!


Ну и что у лоточников за товар!

И тот хорош и другой хорош.

Выбирай, который хошь!

Торгуют они честно,

Всем известно!

Лоточник покупателю рад,

У него весь товар нарасхват.


Мы на ярмарке бывали

И товары раскупали,

Сказку слушали, смотрели,

Песню русскую пропели.

Время даром не теряли,

 Много нового узнали. 


2. Проверка усвоения учебного материала


- Было интересно …………………………………….

- Было трудно ………………………………………...

- Было легко………………………………………….

- Меня удивило ………………………………………

- Узнала нового ………………………………………

- Больше всего запомнилось.……………………. ….

- Расскажу дома о …………………………………….

- Очень понравилось …………………………………

- Теперь я могу ……………………………………….

- Мне захотелось …………………………………….

- Сделала вывод……………………………………….





(Девочки выходят, выстраиваются в линию)

Презентация: слайд 38

(Звучит фонограмма русской народной песни «Матрёшечки»














(Вручаю каждому флажок.

Отвечают на вопросы)

    5

Организованный конец

-Урок окончен! Спасибо всем за хорошую работу!

( Выходят из класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"

Дегтярева М.В.,  учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области».   ...

Знакомство с оборудованием, инструментами и материалом на занятиях художественной обработки швейных изделий

Методические рекомендации для активизации познавательной деятельности на занятиях художественной обработки швейных изделий в коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока по теме: «Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель» 7 класс

Класс: 7Тема программы: «Рукоделие. Вязание крючком».Форма обучения: урок с применением игровой технологии «посиделки»....

Урок по технологии на тему " Инструменты и материалы для вязания крючком"

Урок по данной теме- первый в изучаемом разделе. Очень необычный, так как, приглашает учащихся на виртуальную экскурссию по " музею "Красоты".В процессе изучения нового материала, учащиеся, посетят че...