Конспект занятия по вязанию крючком "История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель"
план-конспект

Устинова Людмила Ивановна

Вводное занятие по программе "Вязание крючком".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Ермишинский Центр развития творчества детей и юношества»

Конспект занятия

«История возникновения вязания. Инструменты и материалы.

 Цепочка из воздушных петель.»

Педагог дополнительного образования

 Устинова Людмила Ивановна

Ермишь

2020г.

Тема занятия: История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Цель занятия:

 - знакомство с историей возникновения вязания;

- освоение вязания цепочки из воздушных петель.

Задачи:

- познакомить учащихся с историей возникновения вязания; с инструментами и материалами для работы;

- научить вязать первую петлю и цепочку из воздушных петель;

- расширить кругозор учащихся;

- воспитывать аккуратность, внимательность

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование и материалы: образцы работ, журналы по вязанию, крючки, пряжа.

Ход занятия:

1.Организационный момент. 2 мин.

2.Опрос учащихся. 4 мин.

3.Изучение нового материала. 15 мин.

4.Практическая работа. 15 мин.

5.Анализ работы. 5мин.

6.Итог занятия. 4мин.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами начнем учиться интересному виду творчества – вязанию крючком. Для этого нам понадобится крючок, пряжа, и, конечно, ваши умелые ручки.

2. Опрос учащихся.

- Кто из вас пробовал вязать крючком?

- Вяжет ли кто-то в вашей семье?

- Есть ли у вас вязаные изделия?

3. Изучение нового материала.

 История возникновения вязания.

Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин.  Вязание крючком появилось в Англии и во Франции в 16 веке. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики.(слайд 2-8)  Широкое распространение получило вязание крючком в Ирландии. Брюссельские кружева были очень дорогими и не по карману бедным людям. (слайд 5-6)

Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики. Кружевами украшалось постельное белье, полотенца-рушники.(слайд 7-8), (показ старинных вещей, связанных крючком)

 При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, связанный спицами, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет  примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет. (слайд 9)

Таким образом, на протяжении всей истории вязания крючком вязаные вещи были очень популярны, в моде, являлись показателем состоятельности и очень высоко ценились.

Сегодня на занятии вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, узнаем, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Правила безопасной работы (слайд 10)

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования 

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

Сейчас крючком вяжут салфетки, шали, прихватки, одежду, скатерти, и, конечно, игрушки. (слайд 11-19)

Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.  Определить вид пряжи можно путём её сжигания. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.(Показ)

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

2 – бородка;

3–плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

(Педагог показывает, как держать крючок. Дети повторяют)

У нас в кабинете вы видите много работ, связанных крючком. Возьмите наиболее понравившуюся работу и скажите, чем она привлекла ваше внимание. (ответы учащихся)

 4. Практическая работа.  

Все это можно связать, освоив основные приемы вязания крючком. Любое вязание начинается с начальной петли. (слайд 20)

Начальная петля. На расстоянии 5-10 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю. (Упражнение в вязании начальной петли)

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке. (Упражнение в вязании воздушной петли)

Если связать много воздушных петель, у вас получится цепочка из воздушных петель.

(Упражнение в вязании цепочки из воздушных петель)

  При подсчете петель петля на крючке не включается в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

Практическая работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель»  

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см.

5. Анализ работы

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и способы устранения ошибок, допущенных в процессе вязания.

6. Итог занятия (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Как мы можем определить, где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?

Были ли трудности?

На следующем занятии мы научимся вязать столбики без накида. Именно так вяжется большинство игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вязание крючком

Слайд 10

Правила безопасной работы С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах. 2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом. 3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы. 4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки. 5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель» 7 класс

Класс: 7Тема программы: «Рукоделие. Вязание крючком».Форма обучения: урок с применением игровой технологии «посиделки»....

Конспект занятия «Знакомство с историей возникновения ДПТ»

Знакомство с историей возникновения декоративно – прикладного искусства, его видами; Привитие любви и уважение к традициям русского народа...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству на тему: «Бисероплетение «Цветы – цепочки»

Воспитание интереса у несовершеннолетних к декоративно - прикладному творчеству....

Мастер-класс по теме: "Аппликация из цепочек из воздушных петель".

    Цель данного мастер-класса: познакомить с техникой выполнения аппликации из цепочек из воздушных петель на примере изготовления панно «Моя рыбка». Разнообразие рыбок и и...

Вязание крючком: Цепочка из воздушных петель.

МБУ ДО «Дом  Детского Творчества»Кружок «Волшебные ниточки»  Цепочка из воздушных петель  Задание 1: Научиться вязать цепочку из воздушных петель...