Интегрированное мероприятие "Крылатые цветы"
учебно-методический материал по технологии (6 класс) по теме
Материал о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 830.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «КРЫЛАТЫЕ ЦВЕТЫ»
Интегрированный урок для 6 класса (библиотечный урок + урок технологии)
Автор: Головчанская Г.А., учитель технологии МБОУ «СОШ п. Коминтерн», Крекова А.М., библиотекарь МБОУ «СОШ п. Коминтерн»
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; презентация к уроку; презентация о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области; выставка книг «Учись любить и беречь нашу планету», презентация – технологическая карта с этапами изготовления бабочек из пластиковой бутылки; рабочие материалы для каждого ученика(проволока, бусины, ножницы, заготовки бабочек); музыкальный диск; стенд – плакат «Планета бабочек».
Цели: Воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, развивать любознательность и формировать лучшие стороны характера – доброту, мягкость;
Задачи:
1. Библиотечного урока:
- Познакомить учащихся с отрядом чешуекрылых, с видами, занесёнными в Красную книгу Саратовской области.
- Обсудить проблему влияния деятельности человека на численность некоторых видов чешуекрылых.
2. Урока технологии
- Формировать и отрабатывать умения и навыки по созданию изделий из пластиковых бутылок.
- Развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие.
3. Общие:
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и её красоте, гордости за свой труд.
Эпиграф к уроку: (Слайд 1)
«Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы»
Ж.Б.Ламарк
Ход урока:
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадав загадку, вы определите тему нашего урока.
На цветке живет,
Пьет цветочный сок.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Ответы детей)
- Наш сегодняшний урок посвящён бабочкам. (Слайд 2)
- Изучение нового материала (Слайд 3,4)
Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами - до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочки символизируют все самое лучшее в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье.
Во многих странах бабочка - это символ любви, счастья и благополучия. Считается, что исполнится самое заветное желание, если подержав бабочку в руке, отпустить ее на волю (к небесам).
(Слайд 5) Стихи в исполнении обучающихся
***
Афанасий Фет
Ты прав - одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот - дышу.
***
На поляне у реки жили-были мотыльки.
Братья разноцветные, как фантики конфетные!
А второй - небесно-синий в белых брызгах, будто иней.
Первый - красный, как рябина, словно капелька рубина.
Третий - жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.
А четвёртый - белоснежный, лепесток ромашки нежный.
В синих точках брат шестой, Бело-красно-золотой.
А седьмой - совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой - чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.
А девятый - в белых точках, красных ромбах и кружочках.
Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!
(Слайд 6)
Бабочки издавна привлекали внимание человека. Мало того, что их, без сомнения, можно считать самыми красивыми насекомыми, так они еще и проходят стадию трансформации, превращаясь из гусеницы в обворожительное крылатое существо.
Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира. Вместе с мотыльками они составляют отряд Чешуекрылые. Существует около 12 семейств бабочек. Размах крыльев наибольшей бабочки - 30 см; наименьших - 2 мм. Такого разнообразия масштабов в пределах одного отряда нет в других классах животных.
Многие взрослые мотыльки и бабочки питаются нектаром, который они высасывают из цветов. Как и мотыльки, бабочки имеют удлиненные сосущие рты и две пару крыльев, функционирующих как одна пара. Крылья их покрыты чешуйками, которые стряхиваются в виде пыли, если к бабочке прикоснуться.
(Слайд 7)
Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. Если говорить о пользе чешуекрылых насекомых, вспомним, что они - лучшие опылители растений. В процессе питания они переносят пыльцу с одного цветка на другой – таким образом, многие растения зависят от мотыльков и бабочек в плане опыления. В течение многих тысячелетий в Китае разводят бабочку «тутовый шелкопряд» для получения шёлка. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака. Неповторимые узоры крыльев ряда бабочек используются художниками для создания рисунка тканей. Крылья некоторых тропических видов применяют в ювелирном деле.
Гусеницы бабочек, питающиеся исключительно сорняками, могут использоваться для биологической борьбы с вредными растениями. Есть враги среди бабочек и у кустарника коки, из листьев которого готовят наркотики.
(Слайд 8)
Яркие бабочки имеют большое эстетическое значение. Трудно представить наш мир без этих прекрасных насекомых, само существование которых делает человеческую жизнь красивее и разнообразнее.
(Слайд 9)
На всех стадиях жизненного цикла бабочкам угрожает опасность. Очень сильно на численность бабочек влияет деятельность человека. Нарушая естественный ландшафт, он неосознанно вмешивается в жизнь бабочек. Потеряв подходящее место обитания, многие виды уже исчезли или стали настолько малочисленными, что нуждаются в охране. Также большую роль играет изменение экологии во всем мире. Немало бабочек гибнет от инсектицидов (веществ, используемых для уничтожения вредных насекомых), особенно при неправильном применении.
- Возникало ли у вас желание поймать какую-нибудь бабочку для себя? (ответы детей)
(Слайд 10)
Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Увидев красивую бабочку, многие люди стараются поймать её - погубить красивое существо. При этом ловим, и не задумываемся о том, что нарушаем закон природы. Мы, люди, - дети Природы. И беды природы – это, прежде всего наши беды. Учёные мира давно уже предупреждают об опасности гибели всего живого на земле.
(Слайд 11)
Много лет существует Красная книга мира. Учёные нашей Саратовской области не остаются в стороне от борьбы за сохранение всего живого на земле. Они создали «Красную книгу Саратовской области».
Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп! Остановись! Дальше так нельзя!
В Красную книгу записано 72 вида насекомых, из них – 50 бабочки.
Вдумайтесь… Это очень много для нашей области!
(Слайд 12)
- Презентация о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области.
А теперь предлагаем вам познакомиться с некоторыми видами бабочек, занесённых в Красную книгу Саратовской области.
(обучающиеся выступают с сообщениями о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области. Сообщение сопровождается показом презентаций)
(Слайд 13)
- Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – притихла и присела…
На четыре - улетела.
(Слайд 14)
- Изготовление бабочки из пластиковой бутылки (технология)
По разнообразию окраски бабочкам нет конкурентов. На прошлом уроке мы постарались перенести эту разнообразную окраску бабочкам, которых мы сделали совсем из неприглядного материала – пластиковой бутылки. Давайте вспомним, что мы делали на уроке. (презентация – технологическая карта).
Сегодня на уроке мы продолжим работу. Нам с вами предстоит собрать тельце бабочки. Для этого нам понадобится проволока и бусинки. Из проволоки сделаем основу - скелет, на которую будем нанизать бусины разных размеров для тельца, закрепим их на тельце бабочки. Разделим остаток проволоки на две части – сформируем усики. Наша бабочка готова.
Бабочка готова.
(Слайд 15)
- Релаксация.
(Учитель включает музыку)
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе летнее утро, яркое солнце на голубом небе. Перед Вами - поляна, на которой цветут цветы. И стоит хлопнуть в ладоши, как все цветы взвиваются в небо. Этими цветами оказываются бабочки, которые порхают в лучах летнего солнца, вызывая в нашей душе чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием.
- Откройте глаза. Правда, очень красивая картина!(вносится плакат с изображением поляны)
- Вот и мы в память об этом уроке изобразили такую картину. Но как бы ни была она красива, здесь кого – то не хватает. Кого? (На ней не хватает бабочек).
- А теперь возьмите своих бабочек и прикрепите их на понравившийся вам цветок.
- Вам нравится?
- Очень красиво.
- А как же сохранить эту красоту для будущего поколения? (Правила поведения в природе)
(Слайд 16)
- Подведение итогов
- А закончить наше мероприятие хочется стихотворением, которое нам прочтут ребята.
1 чтец: Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зелёная роса.
2 чтец: Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи!
3 чтец: Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нет.
4 чтец: Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай,
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".
Интегрированный урок биологии и русского языка с использованием ИКТ...
Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".
Интегрированный урок в 7 классе русского языка и биологиис использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-171763-1357203851.jpg)
Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")
Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-218448-1362852948.jpg)
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-404886-1393067899.png)
Интегрированный урок по изобразительному искусству и психологии с элементами арт-терапии на тему: "СТРАНА ЦВЕТА.ИЗОБРАЖЕНИЕ РАДУГИ."
Урок проводился совместно с психологом нашей школы Ермаковой Мариной Юрьевной в 4 классе.В статье раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии в к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/10/picture-456172-1402409006.jpg)
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Весенние цветы»
Интеграционная непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия во II младшей группе по теме "Весенние цветы". Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о весеннем...