Урок по теме : "Русская народная кукла."(5-6класс)
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Давыдова Светлана Викторовна

 

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kukly_oberegi.docx74.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Русская народная кукла".(5-6класс).

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,

Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Активизировать творческий потенциал учеников.

Оборудование урока: компьютер, проектор, стенд с образцами кукол, лоскутки ткани, разноцветные нитки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Проверка списочного состава.
  3. Сообщение темы и цели урока.

2. Объяснение нового материала. (Презентация)

Вступительное слово учителя.

А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.

 Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

 А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.

Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Физминутка: Игра «Капелька». Первые капли дождя (стучим одним пальцем по ладони). Дождь набирает силу.(стучим двумя, потом тремя пальцами). И наконец пошёл ливень (все аплодируют). Грянул гром ! (постучали руками по парте и потопали ногами). Сильный дождь! Ливень! (стучим и топаем громче). Солнце! (по этому сигналу должны все прекратить аплодировать, стучать и топать;  чья команда не успела, та и проиграла). А теперь, начали. Первые капли дождя…

Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.

1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.

2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.

3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила.

4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами.

Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.

5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево».

6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу.

7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши.»

           8.Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.

          Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

          У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

          Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

          9. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить одну из  таких кукол.

Выполнение практической работы «Изготовление кукол колокольчиков».

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», Как вы думаете, почему она так называется? (маленькая, по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.

Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.

1. Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.

2. Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты.

3. Сформировать голову.

4. Поверх головы повязать платок.

Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.

Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию.

Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу и приурочить к какому-нибудь празднику.

3. Закрепление.

Вопросы:

  1. Что символизировала кукла в древней Руси?
  2. С чем связывали изготовление кукол?
  3. Почему так почитали куклу и почему ее берегли?

4. Подведение итогов. Рефлексия .

Вот наша кукла-оберег и готова.  Нравиться кукла?

Ребята, давайте вспомним, как называются и для чего предназначались

            куклы-обереги, которых я вам показывала?

А теперь нужно нашу куклу оделить даром оберега.

             В руки куклу беру,

       Оберегом назову.

          От болезней огради,

             В дом удачу приведи!

  1. Представление лучших работ на стенде.
  2. Представление интересных эскизов кукол.
  3. Выставление оценок

Литература:

  1. Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
  2. www.rukukla.ru 
  3. Берстенева, Догаева: Кукольный сундучок
  4. Нелли Шайдурова, книга Традиционная тряпичная кукла
  5. Журнал «девчонки и мальчишки».
  6. Делаем сами. Русская тряпичная кукла.(DVD)
  7. Ирина Богданова: Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки

Инструкционная карта

Изготовление куклы «Мартинички»

Последовательность изготовления

Эскиз

1. Из картона вырезать шаблон размером 10Х20 см.  На шаблон по ширине намотать 3-4 витка пряжи. Оставшимся длинным концом, пропущенным под пряжу по сгибу сделать стягивающий петельный узел.  

2. Пряжу через край стянуть с шаблона. Оставшимся концом пряжи, отступив 1см от узла, сделать двойной петельный узел и стянуть весь пучок.

3. Нить плотно наложить на пучок виток к витку и, не доходя 1 см до противоположной стороны, закрепить двойным петельным узлом. Оставшиеся с обеих сторон петли разрезать пополам, пряжу на кончиках распушить.

4. На шаблон по ширине аккуратно намотать 20-25 витков пряжи. Под пряжу по сгибу пропустить нить и завязать, стянуть намотанные витки. По противоположному сгибу намотанной пряжи нить разрезать. Пряжу снять с шаблона. Под связанный сгиб заложить горошину (бусину). Горошину равномерно обложить пряжей, одной из нитей под горошиной затянуть петельный узел

5. Пучок разложить на две части. Между прядями пучка уложить первый пучок, под которым одной из свободных нитей обе разложенные пряди стянуть. Концы пряжи слегка распушить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Презентация к итоговому уроку по теме "Русские народные сказки"

Презентация по теме "Русские народные сказки" рекомендуется к использованию на уроках литературы в 5 классе. Может быть использована как проверочная работа, в ходе которой учащиеся показывают знание с...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Разработка урока по теме "Русские народные инструменты"

Разработка урока во втором классе "Русские народные инструменты", по учебнику Е.Д.Критской, Шмагиной....

Конспект урока на тему "русские народные инструменты"

Конспект урока на тему "Русские народные инструменты"...

Урок на тему "Русский народный костюм"

Конспект урока на тему "Русский народный костюм"...