программа элективного курса по технологии "Флористика и декупаж"
календарно-тематическое планирование по технологии (9 класс) на тему

Одним из элективных курсов, преподаваемых в профильных классах технологического направления, может быть курс «Прессованная флористика». Этот элективный курс  знакомит учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества и дизайнерской деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_programma_floraprofi.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:


Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2

   Программу составила :  Ермакова О.В., учитель технологии

        

с.Выльгорт 2010 г.

Введение.

Прикладной элективный  курс по технологии (35 часов) , включающий в себя  две  составляющие: «Прессованная флористика» и «Техника декупажа»,   направлен на решение следующей  цели и задач:

Цель:

  1. Углубление и расширение приобретённых  знаний и навыков по технологии, освоение различных способов деятельности для решения практических, жизненных задач.

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с ошибаной – техникой прессованной флористики.
  2. познакомить учащихся с теоретическими и практическими основами изготовления изделий интерьера в технике декупаж.
  3. продолжать приобщать  учащихся к декоративно-прикладному искусству,
  4. способствовать самоопределению ученика и  выбору дальнейшей профессиональной ориентации;
  5. создавать положительную мотивацию обучения по технологии;
  6.  развивать  интерес  учащихся к современной технике и производству.
  7. активизировать познавательную деятельность школьников;
  8. повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

ПРЕССОВАННАЯ ФЛОРИСТИКА (ОШИБАНА)

                                                        Пояснительная записка

            Одним из элективных курсов, преподаваемых в профильных классах технологического направления, может быть курс «Прессованная флористика». Этот элективный курс  знакомит учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества и дизайнерской деятельностью. Большинству людей хорошо знакомо слово «икебана», которое служит названием древнего искусства составления букетов из срезанных и (или) засушенных растений. Но есть и похожее на него слово «ошибана», которое не так часто приходится слышать. Художественное творчество мастеров ошибаны,  или прессованной флористики, основано на использовании особого материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших благодаря этому свои природные форму и цвет. Это древнее искусство, как и искусство икебаны, возникло в Стране Восходящего Солнца – Японии – много веков назад и с тех пор уверенно завоевывает все больше поклонников по всему миру. В России зачинателем нового вида искусства считают художницу Зинаиду Мамонтову, которая посвятила много времени и сил разработке технологии засушивания растений и пришла к выводу, что почти все цветы, листья и травы удается засушить, сохранив при этом их природные цвет и форму. Композиции из высушенных в специальной гербарной сетке или под прессом растений покоряют зрителя тонкостью, изяществом, и неожиданными художественными находками. Раскрыв секреты этого удивительного искусства, овладев им, можно творить шедевры буквально из ничего – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Идя от простых идей и технологий к более сложным, можно научиться с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  1. историю возникновения ошибаны;
  2. инструментарий техники прессованной флористики;
  3. основные правила засушки и хранения растений;
  4. последовательность выполнения композиций из засушенных растений;
  5. приемы цветоведения и колористики;
  6. основы проектных работ;

уметь:

  1. пользоваться инструментарием ошибаны;
  2. сушить и хранить растения;
  3. рационально использовать растительный материал для создания композиций;
  4. применять основные законы цветоведения и колористики при создании художественных панно и других изделий;
  5. выполнять проектные работы на предложенные учителем темы, а также авторские творческие работы в технике прессованной флористики.

В завершении курса  учащиеся выполняют творческие  проекты  и их защиту.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

История возникновения ошибаны – прессованной флористики

2

2

2.

Инструменты и приспособления для ошибаны

1

1

3.

Правила засушки и хранения растений

3

1

2

4.

Последовательность выполнения работ

2

1

1

5.

Приемы цветоведения и колористики для создания художественных панно

2

2

6.

Проектная работа, защита

5

5

Итого

15 часов

7 часов

8 часов


Содержание занятий
Занятие 1. История возникновения ошибаны – прессованной флористики.
Понятие и представление об искусстве «ошибана». Развитие ошибаны в России.
Занятие 2. Инструменты и приспособления для ошибаны.
Инструменты и приспособления для прессованной флористики: ножницы, резец, пинцет, кисти; сушилки для растений, папки для хранения растений. Материалы: клей, картон, бумага, ткань.
Занятие 3. Правила засушки и хранения растений.
Виды растений, используемых для выполнения работ, способы их засушки и хранения.
Практическая работа. Сбор и засушка растений.
Занятие 4. Последовательность выполнения работ.
Этапов изготовления картин, художественных панно и других изделий из засушенных растений. Техника накладывания растений на основу.
Практическая работа. Выполнение художественной открытки в технике прессованной флористики.
Занятие 5. Приемы цветоведения и колористики для создания художественных панно
Приемы цветоведения и колористики для композиций из засушенных растений, правила гармоничных сочетаний цветов. Правила цветового оформления работ.
Занятие 6. Проектная работа.
Подбор эскизов, материала, подготовка и подбор нужных инструментов, планирование проектной работы.
Практическая работа. Выполнение проектной работы (художественного панно).
Занятие 7. Защита проектов.
Демонстрация и защита проектных работ.

Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, резец, пинцет, кисти; сушилки для растений, папки для хранения растений; клей ПВА, картон, бумага, ткань, основа для открыток и панно; засушенные цветы, листья, травы и др. растительный материал.

Контрольные вопросы

Расскажите об истории возникновения ошибаны.

Какие необходимы инструменты, приспособления и материалы для создания композиций в технике ошибаны?

Какие существуют правила засушки и хранения растений?

Расскажите о последовательности выполнения композиции из прессованного растительного материала.

Охарактеризуйте основные особенности составления композиций из засушенных растений.

Дайте характеристику основных приемов цветоведения и колористики при составлении композиции из засушенных растений.

Литература

Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика : картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. : Эксмо, 2006. – 64 с.

Маркова, Е.А. Флористика : картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.


ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ

Пояснительная записка

            Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека. Программа курса «Изделия в технике декупаж» рассчитана на привлечение учащихся к продолжению образования в области дизайна интерьера.

              Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в декорировании изделий из различных материалов (керамики, металла, дерева, ткани). При декорировании учащиеся могут использовать как готовые декупажные карты, так и подручные материалы (цветные трехслойные салфетки, рисунки, вырезанные из ткани и др.).

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать:

основные материалы и инструменты техники декупаж;

основные приемы декорирования изделий в технике декупаж;

характерные особенности данной техники при декорировании различных изделий;

уметь:

пользоваться инструментарием техники декупаж;

применять различные способы декорирования в технике декупаж;

выполнять декупаж различных изделий.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные материалы и инструменты

1

1

2.

Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж

6

2

4

3.

Декупаж керамики и цветочных горшков

3

1

2

4.

Декупаж фоторамки

2

2

5.

Декупаж разделочной доски

3

3

6.

Выполнение творческого проекта. Защита

5

5

Итого

20 часов

 4 часа

  1. часов


Содержание занятий
Занятие 1. Основные материалы и инструменты. 
История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты для окрашивания, склеивания, золочения, отделки.
 Занятие 2. Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж. 
Основные приемы вырезания элементов из бумаги. Приемы декорирования изделия под мрамор, золото, лазурит. Техника кракле.
Практическая работа. Изготовление и декорирование подарочных открыток. Декорирование пасхальных яиц, подносов, рамок для фотографий, шкатулок.
Занятие 3. Декупаж керамики и глиняной посуды.
Практическая работа. Декорирование посуды из керамики, цветочных горшков.
Занятие 4. Выполнение творческого проекта.

Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, кисти, поролон, трехслойные бумажные салфетки, декупажные карты, клей ПВА, акриловые краски, акриловый лак.

Контрольные вопросы

Особенности подготовки поверхности из дерева, стекла и металла под декорирование.

Приемы окрашивания, используемые в технике декупаж: сплошное окрашивание, окрашивание с пробелами, окрашивание двумя и более красками.

Основные приемы вырезания и наклеивания мотивов.

Основные приемы декорирования изделий: кракелирование, золочение, объемный декупаж.

Окончательная отделка изделий.

Литература

Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. : Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

Зайцева, А.А. Декупаж / А.А.Зайцева. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 144 с.

Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...