Современные образовательные технологии,используемые в ДОУ.Цвето-терапия.
учебно-методический материал по технологии по теме

Сергеева Марина Александровна

В материале перечислены ненасильственные методы и приёмы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста, упражения с цветом, изобразительные техники, список литературы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cveto-terapiya_dlya_doshkolnikov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида

№3 «Ручеёк»

г.Выкса 2012г

Материал подготовлен старшим воспитателем

М.А.Сергеевой

Современные образовательные технологии, используемые для обеспечения психологического комфорта детей дошкольного возраста.

Цвето-терапия для дошкольников

                                                                                        В одном мгновеньи видеть вечность,
                                                                                       Огромный мир — в зерне песка,
                                                                                       В единой горсти — бесконечность
                                                                                       И небо — в чашечке цветка.

                                                                                                                        (Уильям Блейк)

Кажется, эти слова мог сказать ребенок.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность.

Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — зеленая, небо — синее).

Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).

А где же творчество? Эмоциональный крик детской души?

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение). Я предлагаю свою формулировку. Арттерапия — это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.

Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка — самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми.

Ненасильственные методы и приёмы организации жизнедеятельности детей

  1. Задействование всех сенсорных каналов с соответствующим обыгрыванием:

             *  Зрительного:

- внесение игрушки;

- живого объекта;

- модели;

- необычного предмета

             *   Слухового:

                   - музыка;

                   - колокольчик;

                   - запись пения птиц;

                   - запись голоса;

                   - звон, щелчок

             *   Осязательного :

                   - воспитатель даёт на ощупь детям какой – либо предмет с      

                      дальнейшим  обыгрыванием;

                   - определение предмета на ощупь;

               * Обонятельного:

                   - использование запахов разных предметов, духов, цветов и т.д.

    2. Использование речевых возможностей педагога:

              * изменение громкости голоса;

              * чтение стихотворения , когда дети не ожидают;

              * загадывание загадок;

              * использование песни (воспитатель запел)

    3. Создание необычной ситуации, непривычного окружения:

              * странно одетый воспитатель;

              * затемнённая комната со свечами;

              * включение записи голоса воспитателя;

              * приглашение детей из другой группы;

              * персонажи сказок

    4. Необычное поведение воспитателя:

              * не обращая внимание на детей, вос-ль достаёт книгу и

                 рассматривает её;

              * воспитатель играет с новой игрушкой, с увлечением лепит, рисует;

                 держит руку в кармане и , когда остальные дети шумят, подзывает

                 одного  ребёнка и говорит ему, чтобы он сообщил другим детям,  

                 что у воспитателя в кармане находится сюрприз, и кто желает    

                 узнать – пусть подойдёт;

              *громкое эмоциональное обсуждение с помощником воспитателя

                того что  делается за окном и т.п.

Упражнения с цветом.

«Вырезанные формы».

«Каракули». 

«Каракули тела». 

«Завершение». 

«Крупный масштаб». 

Рисунок на влажной бумаге.

«Чернильные пятна и бабочки». 

«Отпечатки».

Процарапанная поверхность

Изобразительные техники

Марания

Рисование пальцами

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Рисование предметами окружающего пространства

Трехмерные  и плоскостные изображения из газет (бумаги)

Литература:

Р. Гибсон и Д. Тайлер  «Веселое рождество» и «Веселые игры» ;

М. Дрезниной  «Игры на листе бумаги» ;

А.А. Фатеевой «Рисуем без кисточки» ;

Н.Л. Кряжевой  «Развитие эмоционального мира детей» ;

 Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей» ;

Л.Д. Мардер «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Современные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе

О сущности основных характеристиках и закономерностях учебного процесса...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Статья на тему: "Современные образовательные технологии, используемые в обучении русскому языку и литературе"

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включа...

Современные педагогические технологии, используемые в работе со школьниками при обучении гимнастическим упражнениям.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога[1]. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор опр...