Дифференцированный подход в обучении технологии
учебно-методический материал по технологии на тему

Дифференцированное обучение, способствующее личностному росту, трудовому и нравственному становлению школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ

ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

ТЕХНОЛОГИИ

        Дифференциация и индивидуализация в подходах к учащимся – обязательные составляющие современного учебно-воспитательного процесса. Многие учителя, педагогические коллективы заняты разработкой этой проблемы. Не составляет исключения и средняя общеобразовательная школа № 13 пос.Венцы, в которой я преподаю технологию (технический труд). Наш учительский коллектив ведет опытно - экспериментальную работу по созданию системы психолого-педагогической диагностики учащихся для осуществления коррекционной и развивающей деятельности в условиях уровневой дифференциации образовательного процесса.

        С этой целью сформированы разноуровневые классы, т.е. проведена дифференциация, которая заложила основы для проведения индивидуальной работы с каждым учеником. Тут открываются немалые возможности.

        Как я использую дифференциацию обучения на своих уроках? Начну с перечисления основных направлений:

  1. подбор объектов труда;
  2. выбор схемы построения учебного процесса;
  3. использование активных форм организации работы учащихся;
  4. систематическое привлечение элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Отправной позицией, на мой взгляд, является выбор схемы построения

учебного процесса, особенно той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка практической ценности усвоенного. Общепринятая схема такова: образец        анализ конструкции образца       чертеж         технологическая карта       изготовление

Ученики анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании анализа выполняют его  чертежи, составляют технологическую карту и, наконец, изготовляют изделие.

        Такая схема безотказно действует на этапе формирования у школьников знаний, умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке. Но результатом ее в лучшем  случае будет хорошая копия (или несколько копий) образца.

        Многим ученикам подобный подход не дает возможности в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить тягу к творчеству. С этими учащимися я работаю  в несколько ином ключе: идея     разработка конструкции       чертеж       план работы        изготовление. Моя задача - создать  условия для зарождения у них технического замысла, идеи, и, если потребуется, помочь им при движении от этапа к этапу. При этом от учащихся требуется привлечение знаний по другим предметам, умение выявлять причинно- следственные связи, использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность детей носит в основном репродуктивный характер, то во втором – созидательный, творческий.

        На уроках технического труда большая часть времени, как правило, отводится практическим работам. По их результатам судят и об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом, наряду с материальным обеспечением, выступает использование оптимальных форм организации труда учащихся. Из сложившихся форм – фронтальный, бригадный, индивидуальной – первую я почти не применяю, так как при  фронтальной работе ученики выполняют одинаковое задание, что обезличивает труд каждого отдельного школьника. Оптимальным вариантом считаю разумное сочетание бригадной (звеньевой) и индивидуальной работы.

        Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Бригаду из 3-4 учеников формирую так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки. Показала себя эффективной работа в группах из учеников минимального и общего уровней, а при выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся продвинутого и общего уровня.

        Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам значительно отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время занятия. Такие уроки требуют много времени на подготовку, но результаты оправдывают все издержки.

        Дифференциацию и индивидуализацию обучения не мыслю без активного включения в учебный процесс элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства. Работаю в таком направлении уже около пяти лет, так что, можно сказать, это проверено временем. Весьма показателен в этом плане анализ результатов труда учащихся. Основанные на одних и тех же законах композиции и художественного конструирования, выполненные одними и теми же инструментами из одинакового материала работы учащихся очень индивидуальны. Причем речь идет не о качестве изготовления изделий (хотя это тоже важно). Оно определяется, как правило, уровнем сформированности специальных знаний, умений и навыков. Главное, это свое своеобразие замысла, что свидетельствует о творческом характере деятельности ученика, без чего невозможно развитие его личности. Само это своеобразие чаще всего проявляется в выборе технологии выполнения формы и отдели изделий.

        Подбор объектов труда для школьников – столь же важная задача, которую учителю приходится решать в ходе планирования учебного процесса. При этом надо учитывать, что работа над тем или иным изделием продолжается нередко в течение нескольких занятий. Здесь также необходим дифференцированный подход.

        В 5-7 –м классах объекты труда учащимся предлагаю я сам, восьмиклассники делают это самостоятельно. Главное – обеспечить активную познавательную и созидательную деятельность учащихся. Для этого объекты труда должны быть посильными и по возможности привлекательными для учеников. К слову сказать, они изготавливают самые разные, часто довольно сложные и редкие вещи, требующие не только знаний и умений, но и терпения и упорства в достижении цели.

        На мой взгляд, из всего многообразия объектов труда самыми благодарными изделиями являются игры и игрушки. Ведь их значимость ясна даже ученикам младших классов, что служит хорошим стимулом к работе. Кроме того, конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентированы техническими требованиями, что оставляет простор для фантазии и творчества. Изготовлением их учащиеся занимаются с большим удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций.

        Если выбор объектов труда осуществлен, верно то, как нельзя к месту окажутся слова из старинного трактата об искусстве: «Истинный предмет оных не состоит только в том, чтобы доставить увеселение чувствам и воображению, разум найдет в производстве оных цель гораздо важнейшую». Для меня это – развитие личности ученика.

        К нам на уроки приходят разные дети. Есть и такие, для которых технология по существу оказалась единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Все это говорит о личностном росте, трудовом и нравственном становлении школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"

Творческая работа по теме:  "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Педагогический проект "Дифференцированный подход в обучении учащихся технологии"

Социально- реабилитационный центр является специализированным учреждением, созданным в системе социальных служб органов социальной защиты населения, пребывание детей носит временный характер. Зачастую...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Дифференцированный подход в обучении технологии

Дифференциация и индивидуализация подхода к учащимся – обязательные составляющие современного учебно-воспитательного процесса.Использование дифференцированного обучения на уроках технологии. Осн...

Технология дифференцированного подхода в обучении

Статья на тему "Технология дифференцированного подхода в обучении"...