Дифференцированный подход в обучении технологии
статья по технологии на тему

Науменко Татьяна Анатольевна

Дифференциация и индивидуализация подхода к учащимся – обязательные составляющие современного учебно-воспитательного процесса.

Использование дифференцированного обучения на уроках технологии. Основные направления:

- подбор объектов и материалов труда;

- выбор схемы построения учебного процесса;

- использование активных форм организации работы учащихся;

            - элементы дизайна и декоративно-прикладного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pod_k_obuch.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении технологии.

Дифференциация и индивидуализация подхода к учащимся – обязательные составляющие современного учебно-воспитательного процесса.

Использование дифференцированного обучения на уроках технологии. Основные направления:

- подбор объектов и материалов труда;

- выбор схемы построения учебного процесса;

- использование активных форм организации работы учащихся;

            - элементы дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Отправной позицией, на мой взгляд, является выбор схемы построения учебного процесса, особенно той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка практической ценности усвоенного. Общепринятая схема такова: образец →  анализ конструкции образца → чертеж → технологическая карта → изготовление. Ученики анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании анализа выполняют его чертежи, составляют технологическую карту и наконец, изготовляют изделие.

Такая схема безотказно действует на этапе формирования у школьников знаний, умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке. Но результатом ее в лучшем случае будет хорошая копия (или несколько копий) образца.

Многим ученикам подобный подход не дает возможности в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить тягу к творчеству. С этими учащимися я работаю в несколько ином ключе: идея → разработка конструкции → чертеж → план работы → изготовление. Моя задача – создать условия для зарождения у них творческого замысла, идеи, и, если потребуется, помочь им при движении от этапа к этапу. При этом от учащихся требуется привлечение знаний по другим предметам, умение выявлять причинно-следственные связи, использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность детей носит в основном репродуктивный характер, то во втором — созидательный, творческий.

На уроках обслуживающего труда большая часть времени, как правило, отводится практическим работам. По их результатам судят и об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом, наряду с материальным обеспечением, выступает использование оптимальных форм организации труда учащихся. Из сложившихся форм — фронтальной, бригадной, индивидуальной — первую я почти не применяю, так как при фронтальной работе ученики выполняют одинаковое задание, что обезличивает труд каждого отдельного школьника. Оптимальным вариантом считаю разумное сочетание бригадной (звеньевой) и индивидуальной работы.

Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Бригаду из 3-4-х учеников формирую так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки. Показала себя эффективной работа в группах из учеников минимального и общего уровней, а при выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся продвинутого и общего уровня.

Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам значительно отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время занятия. Такие уроки требуют много времени на подготовку, но результаты оправдывают все издержки.

Дифференциацию и индивидуализацию обучения не мыслю без активного включения в учебный процесс элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства. Работаю в таком направлении уже пять лет, так что, можно сказать, это проверено временем. Весьма показателен в этом плане анализ результатов труда учащихся. Основанные на одних и тех же законах композиции и художественного конструирования, выполненные одними и теми же инструментами из одинакового материала работы учащихся очень индивидуальны. Причем речь идет не о качестве изготовления изделий (хотя это тоже важно). Оно определяется, как правило, уровнем сформированности специальных знаний, умений и навыков. Главное, это своеобразие замысла, что свидетельствует о творческом характере деятельности ученика, без чего невозможно развитие его личности. Само это своеобразие чаще всего проявляется в выборе технологии выполнения формы и отделки изделий.

Подбор объектов труда для школьников — столь же важная задача, которую учителю приходится решать в ходе планирования учебного процесса. При этом надо учитывать, что работа над тем или иным изделием продолжается нередко в течение нескольких занятий. Здесь также необходим дифференцированный подход.

В 5-7-м классах объекты труда учащимся предлагаю я сам, восьмиклассники делают это самостоятельно. Главное — обеспечить активную познавательную и созидательную деятельность учащихся. Для этого объекты труда должны быть посильными и по возможности привлекательными для учеников. К слову сказать, они изготавливают самые разные, часто довольно сложные и редкие вещи, требующие не только знаний и умений, но и терпения и упорства в достижении цели.

На мой взгляд, из всего многообразия объектов труда самыми благодарными изделиями являются игры и игрушки. Ведь их значимость ясна даже ученикам младших классов, что служит хорошим стимулом к работе. Кроме того, конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентированы техническими требованиями, что оставляет простор для фантазии и творчества. Изготовлением их учащиеся занимаются с большим удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций.

Если выбор объектов труда осуществлен, верно, то, как нельзя к месту окажутся слова из старинного трактата об искусстве: "Истинный предмет оных не состоит только в том, чтобы доставить увеселение чувствам и воображению, разум найдет в производстве оных цель гораздо важнейшую". Для меня это — развитие личности ученика.

К нам на уроки приходят разные дети. Есть и такие, для которых технология по существу оказалась единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. Все это говорит о личностном росте, трудовом и нравственном становлении школьников.

Т. А. Науменко,

учитель технологии СОШ №10,

 г. Лиски Воронежской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий"

Творческая работа по теме:  "Реализация дифференцированного подхода в обучении химии как одно из направлений современных педагогических технологий", 2007 г....

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Дифференцированный подход в обучении технологии

Дифференцированное обучение, способствующее личностному росту, трудовому и нравственному становлению школьников....

Педагогический проект "Дифференцированный подход в обучении учащихся технологии"

Социально- реабилитационный центр является специализированным учреждением, созданным в системе социальных служб органов социальной защиты населения, пребывание детей носит временный характер. Зачастую...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Технология дифференцированного подхода в обучении

Статья на тему "Технология дифференцированного подхода в обучении"...