Доклад "Внеклассная работа учителя технологии"
статья по технологии по теме

Дьячкова Наталия Николаевна

Доклад "Внеклассная работа учителя технологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Краснохолмская ООШ»

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Подготовила: учитель технологии

Дьячкова Н. Н.

Красный Холм – 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни.

В России за последнее время сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии, информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая знания математики, физики, черчения, химии и других направлений деятельности человека. Поэтому в работе учителя определяются направление – помочь ученикам адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач технологического воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Одной из задач учителя технологии является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Ещё одной задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Цели, задачи и функции внеклассной работы.

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:

 а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

 б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

 в) чувством собственной значимости.

Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

 Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

 Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. 

В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций.

Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие "норма поведения", скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Внеклассная работа по технологии

Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, изобразительным искусством, черчением.

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства ею заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам.

Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководством школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) мероприятия.

В нашей школе традиционно проводятся  предметные недели, в рамках которой проводятся уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т. д. Внеклассная работа призвана дать простор для развития у учащихся творческой инициативы и фантазии, пробудить у них интерес к изучаемому и стремление овладевать знаниями и умениями.

Приведу пример из своего опыта.

1.Оформление уголка «История привычных вещей», «Знакомые незнакомцы» (учащиеся готовят сообщения)

2.Викторина «Что? Где? Когда?»  (использую журналы «Школа и производство» и другие источники).5-8 кл.

3.Конкурс «Хозяюшки».

4.Конкурс «Его величество – картофель».

5.Конкурс пословиц о труде

6.Конкурс «Все дело в шляпе» (ж. «Школа и производство» №1/94)

7.Конкурс «Смак» 8-9кл.)

8.Выставка творческих работ учащихся и учителей школы.

9.Выставка «Бабушкин сундук».

10.Ярмарка-продажа детских работ

11.Почтовый ящик (банк идей, пожелания, вопросы, задания)

Конкурс «Хозяюшки».

От каждого класса выставляется команда из 5-6 человек. Команда обязательно должна быть в спецодежде, иметь эмблему, название и выполнить домашнее задание (красиво оформленный салат). Жюри состоит из старшеклассников или учителей.

1-ое задание ЗАГАДОЧНОЕ ЛОТО (или кроссворд, составленный из загадок). За каждый правильный ответ команда получает 1балл или 1жетон, т.о. заполняется кроссворд или карта лото.

2-ое задание «Пойми меня» (пантомима по правилам ТБ)

Команды получают задание, например показать как при нарезке продукта кто-то порезался или неаккуратно засыпает продукты в кастрюлю и обжигается и т.д.) Капитан соперников должен понять, что изображают члены другой команды.

3-е задание Приготовить яичницу-глазунью

4-ое задание Кто быстрее и правильно заправит швейную машину, а затем швом  вподгибку обработает полотенце

5-ое задание « Нюхачи» С завязанными глазами определить продукт или блюдо.

6-ое задание  «Что это?»

Командам по очереди показывают предметы кухонной утвари, а они должны назвать их (дуршлаг, шумовка, сито, половник ит.д.).

7-ое задание Творческое задание

Учащимся дается круг из ткани, игла, нитки, пуговицы, они  должны оформить этот круг.

В это же время команды соревнуются в эрудиции(или обмениваются между собой вопросами, загадками, ребусами, шарадами, заготовленными заранее или отвечают на вопросы ведущего).

8-ое задание Сервировка стола по карточке. Можно  еще в качестве домашнего задания предложить оформить и прочитать полезные советы по домоводству.

Конкурс можно закончить дегустацией домашнего задания и чаепитием.

Для проведения внеклассных мероприятий можно воспользоваться материалами, имеющимися в журналах «Школа и производство»:

*№7/90 Игра-соревнование «Дело мастера боится»

*№3/90  Школьный вечер «А ну-ка, девушки!"

*№1/02 Ребусы

*№4/02 История привычных вещей(брюки).

*№8/02 История привычных вещей(юбка)

*№1/01 Это интересно(кисель)

*№7/01 Это интересно (бисер)

*№2/04 с.19 Викторина, с.44 Дело в шляпе

*№5/98 Коротко о предметах сервировки

*№9-10/92 Кроссворды

*№3/95 Чайнворды

*№2/99 Занимательные материалы

*№3/97,11-12/92, 1/95, 12/89,1/92,5/96, 2/98,1/99, 2/96,1/92,2/94

Заключение

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать.

Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя технологии

систематизация воспитательных дел и мероприятий по  направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, эстетич...

Методичекие материалы из опыта работы учителя технологии и черчения

Качества выполнения графических работ можно добиться, в моем взгляде, путем системной работы. Для учащихся первого года обучения предлагаю после изучения темы «Шрифты» выполнить титульный лист альбома...

Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования

Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...

План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VІІІ вида»

План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) к...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...


 

Комментарии

Дульнева Ольга Николаевна

Спасибо за материал.