Доклад "Внеклассная работа учителя технологии"
статья по технологии по теме
Доклад "Внеклассная работа учителя технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Краснохолмская ООШ»
ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Подготовила: учитель технологии
Дьячкова Н. Н.
Красный Холм – 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни.
В России за последнее время сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии, информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая знания математики, физики, черчения, химии и других направлений деятельности человека. Поэтому в работе учителя определяются направление – помочь ученикам адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач технологического воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Одной из задач учителя технологии является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Ещё одной задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Цели, задачи и функции внеклассной работы.
Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.
Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса.
В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.
Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций.
Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.
Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие "норма поведения", скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.
Внеклассная работа по технологии
Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, изобразительным искусством, черчением.
Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства ею заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам.
Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. План ее проведения обычно утверждается руководством школы. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) мероприятия.
В нашей школе традиционно проводятся предметные недели, в рамках которой проводятся уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки и т. д. Внеклассная работа призвана дать простор для развития у учащихся творческой инициативы и фантазии, пробудить у них интерес к изучаемому и стремление овладевать знаниями и умениями.
Приведу пример из своего опыта.
1.Оформление уголка «История привычных вещей», «Знакомые незнакомцы» (учащиеся готовят сообщения)
2.Викторина «Что? Где? Когда?» (использую журналы «Школа и производство» и другие источники).5-8 кл.
3.Конкурс «Хозяюшки».
4.Конкурс «Его величество – картофель».
5.Конкурс пословиц о труде
6.Конкурс «Все дело в шляпе» (ж. «Школа и производство» №1/94)
7.Конкурс «Смак» 8-9кл.)
8.Выставка творческих работ учащихся и учителей школы.
9.Выставка «Бабушкин сундук».
10.Ярмарка-продажа детских работ
11.Почтовый ящик (банк идей, пожелания, вопросы, задания)
Конкурс «Хозяюшки».
От каждого класса выставляется команда из 5-6 человек. Команда обязательно должна быть в спецодежде, иметь эмблему, название и выполнить домашнее задание (красиво оформленный салат). Жюри состоит из старшеклассников или учителей.
1-ое задание ЗАГАДОЧНОЕ ЛОТО (или кроссворд, составленный из загадок). За каждый правильный ответ команда получает 1балл или 1жетон, т.о. заполняется кроссворд или карта лото.
2-ое задание «Пойми меня» (пантомима по правилам ТБ)
Команды получают задание, например показать как при нарезке продукта кто-то порезался или неаккуратно засыпает продукты в кастрюлю и обжигается и т.д.) Капитан соперников должен понять, что изображают члены другой команды.
3-е задание Приготовить яичницу-глазунью
4-ое задание Кто быстрее и правильно заправит швейную машину, а затем швом вподгибку обработает полотенце
5-ое задание « Нюхачи» С завязанными глазами определить продукт или блюдо.
6-ое задание «Что это?»
Командам по очереди показывают предметы кухонной утвари, а они должны назвать их (дуршлаг, шумовка, сито, половник ит.д.).
7-ое задание Творческое задание
Учащимся дается круг из ткани, игла, нитки, пуговицы, они должны оформить этот круг.
В это же время команды соревнуются в эрудиции(или обмениваются между собой вопросами, загадками, ребусами, шарадами, заготовленными заранее или отвечают на вопросы ведущего).
8-ое задание Сервировка стола по карточке. Можно еще в качестве домашнего задания предложить оформить и прочитать полезные советы по домоводству.
Конкурс можно закончить дегустацией домашнего задания и чаепитием.
Для проведения внеклассных мероприятий можно воспользоваться материалами, имеющимися в журналах «Школа и производство»:
*№7/90 Игра-соревнование «Дело мастера боится»
*№3/90 Школьный вечер «А ну-ка, девушки!"
*№1/02 Ребусы
*№4/02 История привычных вещей(брюки).
*№8/02 История привычных вещей(юбка)
*№1/01 Это интересно(кисель)
*№7/01 Это интересно (бисер)
*№2/04 с.19 Викторина, с.44 Дело в шляпе
*№5/98 Коротко о предметах сервировки
*№9-10/92 Кроссворды
*№3/95 Чайнворды
*№2/99 Занимательные материалы
*№3/97,11-12/92, 1/95, 12/89,1/92,5/96, 2/98,1/99, 2/96,1/92,2/94
Заключение
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать.
Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и умениями.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-74239-1415712536.jpg)
Опыт работы учителя технологии
систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, эстетич...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-128547-1587465514.jpg)
Методичекие материалы из опыта работы учителя технологии и черчения
Качества выполнения графических работ можно добиться, в моем взгляде, путем системной работы. Для учащихся первого года обучения предлагаю после изучения темы «Шрифты» выполнить титульный лист альбома...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215407-1362302505.jpg)
Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования
Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-89283-1349957415.jpg)
План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VІІІ вида»
План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-705303-1447009936.jpg)
«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-263320-1699385571.jpg)
Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”
Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-263320-1699385571.jpg)
Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”
Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...
Комментарии
Спасибо за материал.
Спасибо за материал.