Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
статья по технологии (10 класс) по теме

Анохина Юлия Викторовна

Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от приобретения опыта, умений и навыков самостоятельного выполнения учебных задач на творческом уровне. Характерной деятельностью такой самостоятельной деятельности на творческом уровне по разделу Предпринимательство должно стать моделирование простейшего предпринимательского поведения, решение задач по оценке экономических ситуаций, анализ своих решений и решений других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе

Автор статьи Анохина Юлия Викторовна, учитель технологии Акбулакской СОШ № 2.

Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от приобретения опыта, умений и навыков самостоятельного выполнения учебных задач на творческом уровне. Характерной деятельностью такой самостоятельной деятельности на творческом уровне по разделу Предпринимательство должно стать моделирование простейшего предпринимательского поведения, решение задач по оценке экономических ситуаций, анализ своих решений и решений других.

Реальному формированию творческих умений учащихся на уроках экономики может способствовать умение структурировать экономическую информацию или полученные знания в форме структурно-логических схем. Это умение окажет прямое воздействие на глубину усвоения учебного материала. Кроме того, структурно-логические схемы окажут существенную помощь учителю при подготовке к занятиям для сравнительно легкого усвоения учащимися нового учебного материала.

Если СЛС составляется учащимися самостоятельно по конкретной проблеме, обозначенной учителем, то это способствует развитию у них аналитических способностей. По своей структуре схемы учащихся, как правило, различаются, поэтому необходимо их обсуждение, в ходе которого может быть разработана оптимальная СЛС. Схемы можно использовать с применением творческого учебного задания, когда учащимся предлагается закончить схему путем заполнения пропусков необходимыми структурными элементами.

Составление различных вариантов схем способствует формированию у учеников умения выделять структурные элементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого. Информация в виде СЛС хорошо запечатлевается в сознании обучаемых, как единый образ, концентрирующий главное.

В теме Предпринимательство на первом уроке «Роль предпринимательства в экономике страны» можно использовать следующие СЛС:

1. Связь моделей смешанной экономики с предпринимательской деятельностью (СЛС №1).

2. Условия развития и основные функции предпринимательской деятельности (СЛС №4).

3. Основные факторы макросреды функционирования фирмы (СЛС №8).

На уроке №2 «Предприниматель и мотивация его деятельности» могут быть использованы схемы:

1. Источники, критерии и этапы принятия предпринимательских идей (СЛС №3).

2. Факторы производительности и их влияние на эффективность и устойчивость бизнеса (СЛС № 7).

3. Типология предпринимательской деятельности (СЛС № 14).

4. Виды риска в предпринимательской деятельности (СЛС №11).

В третьем уроке «Предпринимательский доход» могут быть использованы схемы:

1. Виды издержек производства (СЛС № 10).

2. Виды цен и ценообразование (СЛС №9).

3. Основы бухгалтерского учета и отчетности (СЛС № 12).

На уроке №4 по теме «законодательство РФ о развитии предпринимательства в РФ» можно применить СЛС:

  1. Основные организационно-правовые формы предприятий (СЛС № 5).
  2. Роль государства в предпринимательской деятельности (СЛС № 6).
  3. Классификация теневой экономики (СЛС №2).

При изучении темы №15 программы по экономики для 10-го класса «Деловая среда бизнеса» на уроке по бизнес-планированию можно использовать структурно-логическую схему «Основные этапы работы с бизнес-планом» (СЛС № 13).

В теме №16 Управление предприятием (фирмой) в современных условиях в качестве творческого учебного задания после изучения целей и функций менеджмента можно предложить учащимся разработать свою СЛС «Функции менеджмента», а также использовать схему «Модель эффективной организации труда» (СЛС № 15,16).

При изучении маркетинга в теме №17 Управление деловой активностью для обобщения изученного материала можно применить схему «План-программа маркетинговой деятельности предпринимательской фирмы» (СЛС № 17) и «Основные решения в сфере рекламы» (СЛС №18).


Структурно-логическая схема № 1

Связь моделей смешанной экономики с предпринимательской деятельностью


Структурно-логическая схема №2

Классификация теневой экономики


Структурно- логическая схема №3

Источники, критерии и этапы принятия предпринимательских идей


        


Структурно – логическая схема №4

Условия развития и основные функции предпринимательской деятельности

        

Структурно-логическая схема №5

Основные организационно-правовые формы предприятий

                   

        

        

        

Структурно-логическая схема №6.

Роль государства в предпринимательстве

Факторы производительности и их влияние на эффективность и устойчивость бизнеса


Структурно-логическая схема № 8

Основные факторы макросреды функционирование фирмы


Структурно-логическая схема № 9.

Схема: Виды цен и ценообразование

Структурно-логическая схема №10

Виды издержек производства


Структурно-логическая схема № 11

Виды риска в предпринимательской деятельности


Структурно-логическая схема № 12

Основы бухгалтерского учета и отчетности

Бухгалтерский учётББ

Основные        

(орудия труда,        Собственные

оборудование,        (уставной капитал,

здания,        прибыль…)

машины…)

        Основные средства и другие

Оборотные        Заемные        источники вложения

(материалы,        (кредиты банка,        Производственные запасы

деньги в кассе,        займы…)        Затраты на производство

на р/с, готовая        Готовая продукция

продукция…)        Обязательства        Денежные средства        

        (кредиторская        Расчеты

Отвлеченные        задолженность,        Финансовые результаты использования

(налоги,        взносы в фонды,        прибыли

платежи и др.)        зарплаты…)        Капитал и резервы

Структурно-логическая схема №13

Основные этапы работы с бизнес-планом

Структурно-логическая схема №14

Теология предпринимательской деятельности

еятельности.

        


Структурно-логическая схема № 15

Модель эффективной организации труда


Структурно-логическая схема № 16

Функции менеджмента

        


Структурно-логическая схема №17

План-программа маркетинговой деятельности предпринимательской фирмы

           Внешняя среда:          Цели  предприятия:

экономика,        1. получение прибыли,

           правовые ограничения,        2. оплата труда персонала,

           политика,        3. соц обязанности перед обществ.

           социальная сфера,

           международные отношения

           и  т.д.        Цели маркетинга:       

        1. удовлетворение требований

          Внутренняя среда:        потребителей.

          финансовая,        2. достиж. превосходства над

          технологическая,        конкурентами,

          кадровая,        3. завоевание доли рынка,

          организационно –         4. обеспечение роста продаж

          структурная

        Анализ:

        1. рыночной ситуации,

        2. покупателей,

        3. конкурентов,                                             Системы информации,

        4. товара,                                                        коммуникации и

        5. внутренней среды.                                     управления.

              Планирование

        Новые товары и их рыночн.

        тестирование

        

                                         Выбор рынка                                                      Управление

        (рынков)        производством

        товара

        Прогнозирование

        рынков

        Маркетинговые  решения:

        товар, товародвижения место продаж,

        система формирования спроса и

        стимулирования сбыта (ФОССТИС),

        ценовая политика и т.д.

        Анализ и контроль (рынка, покупателей,

        конкурентов, товара.)

2.Незначительное прямое воздействие государства на экономику (перераспределение доходов; социальное страхование; корректировка в распределении ресурсов)

США

Модель предприниматель - кого общества

1.Принципы либерализма (паритет частной собственности; свобода предпринимательства; рыночная конкуренция)

1.Высокая эффективность государственного воздействия на экономику и социальные процессы (национальные традиции патернализма; свобода частного предпринимательства, благоприятные условия  накопления капитала)

Национальные модели смешанной экономики различаются не только масштабом воздействия на экономические и социальные процессы, но и характером и организацией государственных институтов и способом их деятельности.

Германия

Социально-рыночное хозяйство

Швеция

Экономика функциональной социализации

Япония

Экономика регулируемо-корпоративного капитализма

1.Эффективная поддержка конкурентных начал и частного предпринимательства

1.Свобода частного предпринимательства

2.Рыночная конкуренция

2. Развитая

Государстве-      

ная и

муниципальная  инфраструктура

3.Социальные функции государства в среде занятости, образования, социального страхования, транспорта, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)

2.Активная структура инвестиций и корпоративная социальная политика

  Предпринимательство-основа современных моделей развития экономики

Формы теневой экономики

Теневая экономика (ненаблюдаемая экономика) – незарегистрированная официально уполномоченными органами

Подпольная (нелегальная, криминальная, черная)

Фиктивная

Неофициальная (неформальная, некриминальная, серая)

1. Незапрещённые законом легальные виды экономической деятельности в рамках которой осуществляется нефиксированное официальной статистикой производство товаров и услуг

2. Сокрытие от налогов

3.возможно во всех отраслях

1. Все запрещённые законом виды экономической деятельности, включающие незаконное производство или сбыт товаров и услуг

2. Осуществление деятельности в отсутствии права заниматься ею

1. Разного рода мошенничества связанных с получением и передачей денег

2. Деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическими агентами на основе организованных коррупционных связей.

Предпринимательская идея.

Не осознанные потребителем, но угаданные предпринимателем потребности.

Новые возможности применения уже производимого товара или услуги.

Товарный знак.

Достижения науки и техники.

Источники идей.

Критерии отбора конкретных идей.

Эффективность

(чистая прибыль, время окупаемости)

Цены по сравнению с конкурентами или аналогами.

Перспективы завоевания прочного положения на рынке.

Длительность подготовительного периода.

Размер и источник требуемого капитала

Возможности

инвестирования

капитала

Степень доступности оборудования необходимого для идеи

наличие рабочей силы требуемого профиля и квалификации

Доступность требуемого сырья в необходимых пределах

Принятие решения относительно предпринимательской идеи

6-й этап – принятие предпринимательского решения

1-й этап – зарождение предпринимательской идеи

2-й этап – оценка идеи, реальности ее воплощения в практику

3-й этап – учет ситуации на рынке и условий рынка

4-й этап – проявление расчетов выявления возможного эффекта

5-й этап – экспертная оценка полученной информации

Частная собственность

Рыночная экономика

Государство

функции

условия

Административное регулирование

Кредитно – денежное регулирование

Бюджетно - налоговое регулирование

Ограниченная роль

правительства

Опора на систему цен или

рыночную систему

Конкуренция

Личный интерес, как главный

мотив поведения

Свобода предпринимательства

и свобода выбора

Обеспечение правовой базы и общественного климата, способствующих эффективному

функционированию рыночной системы.

Защита конкуренции

Перераспределение дохода и богатства

Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта

Стабилизация экономики, т.е. контроль управлением занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Организационно-правовые формы предприятий

Предпринимательская деятельность без

образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц

Хозяйственные товарищества

Полное товарищество

Товарищество на вере

Производственные кооперативы

Хозяйственные общества

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Акционерное                                                          общество

Унитарные предприятия

Открытое акционерное общество (ОАО)

Другие типы организации предприятий

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Некоммерческие организации

Концерны

Потребительские кооперативы

Ассоциации

Картели

Синдикаты

Консорциумы

Жилищные кооперативы

Общественные организации

Религиозные организации

Фонды

Финансово-промышленные группы

Государственные корпорации

Способы защиты

экономических

свобод

Экономические

свободы

Прокуратура и контролирующие органы

Арбитражный суд

Гражданский кодекс РФ

Правовое закрепление собственности

Свобода распоряжаться результатами своего труда

Свобода заключения сделок

Государство

Свобода предпринимательства

Регулирование внешних эффектов

Функции

Экономическая свобода

Экономическое равенство

Полная занятость

Устранение последствий, порождаемых несовершенством рынка

Цели

Борьба с монополизацией рынка

Создание общественных благ

Экономическая эффективность

Экономическая безопасность

Перераспределение доходов и богатства

Экономический рост и развитие

Налогообложение доходов

Социальные трансферты

Производительность

(продуктивность,

эффективность)

Рост уровня жизни

населения

Количество и

качество

экономических

ресурсов

Уровень технологии

Стратегия управления.

Производительность

труда.

Запасы полезных ископаемых

Накопление капитала

Методы,

приёмы,

режим работы

Оборудование,

инструменты.

Действия, цели.

Знание и навыки работников

Прогнозирование и планирование

Организация

Координация и регулирование

Мотивация

Контроль

Эффективность и устойчивость бизнеса

Принципы

Пути достижения

Ориентация на потребителя

Качество

Усилие человеческого фактора

Организационная культура

Гибкость

Анализ рынков сбыта

Степень удовлетворённости покупателя

Надёжность

Сервисное обслуживание

Соответствие стандартам

Дизайн

Обучение

Полномочия

Заинтересованность

Ответственность

Устойчивость бизнеса

Репутация фирмы

Факторы внешней среды

Демографические

Экономические

Природные

Научно-технические

Политические

Культурные

Объекты исследования

Службы предприятия

Предпринимательская

фирма

Потребители

Товары

Каналы сбыта

Конкуренты

Реклама

Дирекция

Финансовый отдел

Бухгалтерия

Отдел сбыта

Отдел снабжения

Служба научных исследований

Информация о рынке товаров и услуг

Информация внутрипроизводственной среды

Номенклатура товаров и услуг

Уровень цен

Спрос и предложение товаров и услуг

Деятельность конкурентов

Потенциальные возможности рынка

Доли рынков и каналов сбыта

Эффективность рекламы

Прибыли и убытки фирмы

Рентабельность выпуска товаров

Производственные резервы и запасы

Издержки производства

Научно-технический потенциал

Квалификация кадров

Специализация производства

Ценообразование

Цена- инструмент образования прибыли и управление эффективностью предпринимательской деятельности

По сферам товарного обслуживания

оптовые

розничные

закупочные

тарифы на услуги

По способу отражения транспортных расходов

Франко-отправления

Франко-назначения

По формам продаж

контрактные

биржевые котировки

аукционные

По стадиям продаж

цены предложения

цены спроса

цены реализации

По стадиям регулирования

жесткофиксированные

регулируемые

свободные

По степени устойчивости во времени

твёрдые

подвижные

скользящие

С последующей фиксацией

Базовые цены

расчётные

справочные

прейскурантные

Другие виды цен

трансфертные

мировые

Предельные (МС)

затраты на дополнительно-

выпускаемую единицу продукции

МС = ТСn-1 – ТСn

Qn-1 - Qn

Средние

постоянные

(AFC)

AFC=FC/Q

Средние

переменные

(AYC)

AYC= YC/Q

Общие средние 

(валовые средние)

(AC)

издержки на единицу выпускаемой продукции

AC=TC/Q

Постоянные (FC)

не изменяются с увеличением (уменьшением) объема производства продукции.

Переменные (YC)

растут с увеличением объема производства продукции и уменьшаются с уменьшением производства.

Явные

(внешние)

общие (валовые) (TC)

TC=FC+YC

Неявные

(внутренние)

Издержки- затраты на приобретение факторов производства.

Риск – непредсказуемая опасность,

возможность неблагоприятного события (происшествия) или потери.

Непредсказуемый (условный)

Предсказуемый (реальный)

Предпринимательский риск – при любых видах новаторской деятельности.

Экономический – связан с социально-экономическими условиями страны.

Производственный – возникает при производстве продукции товаров и услуг (уменьшение предполагаемых объёмов производства; увеличение материальных или организационных затрат; уплаты растущих отчислений и налогов; потери от низкого качества и не сертифицированной продукции).

Коммерческий – возникает в процессе реализации товаров и услуг производимых или купленных предпринимателем.

Рыночный – связан с колебанием цен, процентных ставок, изменением курса волют.

Катастрофический – банкротство фирм и потеря всех средств.

Оправданный (правомерный)

Неоправданный (неправомерный)

 Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерский учёт

Состав

Принципы

Пассивные

Активные

Бухгалтерский баланс

Отчет о финансовых результатах

Справки и приложения к ним

Специализированные формы, предусмотренные нормативными актами.

Обобщение информации на счетах

Составление отчетности и баланса

Двойная запись

Инвентаризация

Непрерывное и сплошное документирование

Счета

Понятия

Источники формирования средств

Средства

(имущество предприятия)

Подведение баланса

План счетов

Анализ текущего состояния предприятия основных направлений его деятельности

Анализ состояния внешней маркетинговой среды

Выявления перечня рыночных возможностей и идей, которые могут быть положены в основу разработки стратегии развития предприятия

Выбор варианта стратегического развития

Определение целей и задач основных подразделений предприятия исходя из выбранной стратегической системы

Доведения этих задач, порядка и графика разработки бизнес-плана до исполнителей (подразделений)

Разработка программ деятельности по отдельным направлениям

Сведение воедино отдельных программ и разработка окончательного варианта    бизнес-плана

Утверждение бизнес-плана

Представление бизнес плана потенциальным инвесторам

Начало реализации бизнес-плана

Контроль за ходом осуществления программы и внесение в нее корректив

Предприниматель

Дилер

Консигнант

Торговый маклер

Потребительских товаров

Товаров промышленного назначения.

Дистрибьютер

Оптовый дистрибьютер.

Снабженческий (торговый) дом.

Оптовик-купец

Брокер

Комиссионер

Полномочный по закупкам

Полномочный по сбыту

Производителей

Агент

Традиционная предпринимательская деятельность с инновацией.

Инновационная предпринимательская деятельность

Традиционная предпринимательская деятельность

Посредническая предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность по производству товара

Торговый представитель

Аукционист

Посылторговец

Коммивояжер

Биржевик (биржевой брокер)

Банкир

Рост зарплаты с выслугой лет

Расширение сферы участия рабочих в управлении производством

Продвижение по службе

Регулярные ротации рабочих между подразделениями

Эффективная организация труда

Гибкость организации труда

Стимулирование

групповой работы

Вовлечение работников в процесс принятия решения

Оценка работы непосредственным руководителем

Высокий социальный престиж усердно работающе-

го работника

Гибкость взаимодействия работников

Гибкость комплектования рабочих в бригады

Поощрение конструктивного взаимодействия между работниками

Заработок на основе индивидуальной оценки по многим критериям

Культ чувства долга и ответственности

Мотивация

Планирование

Координация

Согласованность всех звеньев в работе (планерки, отчеты, совещания).

Создание

структуры

управления

Процесс побуждения к деятельности

Организация

Контроль

Количественная и качественная оценка результатов работы фирмы

Выработка планов и стратегии развития фирмы

Структурно – логическая схема №18.

Основные решения в сфере рекламы.

Постановка задач.

Цели коммуникации, цели сбыта.

Решения о разработке бюджета.

Метод исчисления от

наличных средств.

Метод исчисления «в

процентах к сумме

продаж».

Метод конкурсного

паритета.

Метод исчисления

«исходя из целей и

задач».

Решение о рекламном

обращении.

Решения о средствах

распространения

информации.

Оформление идеи обращения.

Исполнение обращения.

Оценка и выбор вариантов

обращения.

Охват, частность, воздействие.

Основные виды средств

распространения информации.

Конкретные носители рекламы.

График использования

средств рекламы.

Оценка рекламной программы.

Коммуникативная эффективность.

Торговая эффективность.

Расходы на рекламу на 1 тыс. потенциальных покупателей по

каждому виду и средству рекламы.

Процент покупателей, обративших внимание на рекламу и купивших изделие.

Популярность продукции фирмы как результат рекламной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека"

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека". 8 класс....

Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга"

Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга", 8 класс....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение и функции головного мозга", 8 класс....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга"

Опорные схемы для изучения темы: "Строение головного мозга". 8 класс....

Применение структурно-логических схем в школьном курсе физики

При ограниченном времени, отведенном на изучение физики и достаточно большом объеме материала, который должны усвоить учащиеся, становится актуальной проблема генерализации, отбора, систематизации уче...

«Применение модульной технологии обучения» при изучении темы « Имя числительное» в 6 классе

             Изучение имени числительного в школе имеет свои особенности, свою специфику. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения чи...