Главные вкладки

    Открытый урок. Материаловедение. Виды волокон. 5 класс.
    план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

    Рублёва Ирина Николаевна

     

    Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.

    Разобраться нам в этом поможет наука - швейное материаловедение, которое  изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

    УПРАВЛЕНИЕ  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И  НАУКЕ  г.СОЧИ  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ   №5

    элементы материаловедения

    5 класс

    Свойства нитей основы и утка.

    Способы их определения в тканях.

    Отделка тканей.

    Учитель - Рублёва Ирина Николаевна

    Цели урока:

    Образовательная:

    • Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении.
    • Сформировать представления о ткани как о двух системах нитей.
    • Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

    Воспитательная:

    • Нравственное воспитание девочек.
    • Ориентировать детей на традиционные духовные ценности.
    • Воспитание уважения к труду старших поколений.
    • Приобщение к народной культуре.
    • Обучение традиционному рукоделию («кукла – скрутка»)

    Развивающая:

    • Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.
    • Развитие навыков аккуратности.

    Межпредметные связи:

    • История: «Первые волокна», «Старинная прялка»
    • Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»
    • Литература: «Сказки»
    • География: «Родина  растительных волокон»
    • Биология: «Растительные волокна»

    Наглядные пособия:

    • Слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён».
    • Ткацкий станок (игрушечный)
    • Волокна: вата, пакля, джут.
    • Пряжа, нити из тканей.
    • Образцы тканей:

                              -полотняное переплетение;

                              -лицевая и изнаночная стороны;

                              -ткани с кромкой;

                              -ткани по способу окраски;

                              -виды рисунка на ткани

    Структура урока:

    • Организационный момент, постановка целей.
    • Лекция, сопровождаемая показом слайдов.
    • Работа с раздаточным материалом.
    • Выполнение практической работы.  
    • Домашнее задание. Итог урока.

     В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

    Знания:

    • Виды растительных волокон.
    • Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
    • Знать и называть растительные волокна.
    • Свойства нитей основы.
    • Знать способы окраски ткани.
    • Виды рисунков на тканях.
    • Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
    • Полотняное переплетение.
    • Куклы – обереги  - один из видов традиционных народных промыслов.  
    • Знать ручные швы (вперёд иголку).
    • Знать правила безопасной работы.

    Умения:

    • Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
    • Определять кромку.
    • Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
    • Различать ткани по способу окраски.
    • Определять направление нитей основы.
    • Выполнять шов «вперёд иголку».
    • Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
    • Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).

    Навыки:

    • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Часть 2

      Урок

              творческая мастерская

    Практическая часть

    к уроку материаловедения в 5 классе ”Виды волокон“

    Тряпичная народная кукла – то исконно русское, старинное, настоящее и естественное, чего не хватает современным магазинным игрушкам. Такие куклы очень нравятся детям. Этому можно удивляться, глядя на простые и незатейливые куколки, но, взяв в руки такую куклу, начинаешь понимать, почему их так любят дети.

    Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

    Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

    Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

    Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

    Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

    Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит нам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

    Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

    Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

    Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.   Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.   Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

    Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую   тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…

     Куклы – скрутки – удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла – скрутка изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом заложен огромный смысл!

    Кукла – скрутка –это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. И смысл в куклах был огромный. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту…А порой – и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы делались разные.

    Узелок за узелком и уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему – то волшебному.

    Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

    Научившись делать куклу – скрутку один раз, вы сможете делать её в любое время, в любом месте, а главное – быстро. После первой куклы последующие будут получаться у вас за 15-20 минут и дарить Вам радость творчества.

    Зачем вам может пригодиться умение делать кукол: как оберег или милый сувенир - для себя, для подруг, в подарок; как игрушка – для малыша; как дополнительный заработок – на продажу в сувенирные лавки и т.д.

    Изготовление куклы – скрутки

    с повторением и закреплением материала, изученного на уроке.

    У нас сегодня урок – творческая мастерская,  мы  будем крутить куколку величиной с ладошку. Это традиционная народная игрушка, пришедшая к нам из глубины веков.

    Для работы нам понадобятся лоскуты ткани: ситец, бязь. Это хлопчатобумажные ткани.

    - Из каких волокон получают эти ткани?

    ( Растительные волокна, волокна хлопка).

     

    Туловище.

    Для изготовления туловища мы берём ткань светлого цвета (белая, розовая, персиковая, бежевая), напоминающего цвет кожи.

    Рассмотрим внимательно эту ткань.

    - Рассмотрим переплетение. Какое оно? (полотняное).

    - Как называется эта ткань по способу окрашивания? (гладкокрашеная).

    -Найдите в этой ткани нить основы. (она не растягивается).

    -Найдите лицевую сторону. (можно найти по кромке или же за основу берётся та сторона, где меньше ворсинок и более чётко просматривается рисунок переплетения. Такую ткань ещё называют двухсторонней и в работе можно  использовать обе её стороны.)  

    Отмеряем по кромке или по нити основы 10см и ставим засечку мелом. Отрываем полоску ткани и плотно скатываем её в скалку (ширина ткани около 70см). Чтобы края не осыпались, нужно с каждой стороны вытащить по 2-3 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст ниткам осыпаться дальше. Ширина скалки должна быть не более 2 – 2,5см. Выполняя эту работу, следим за тем, чтобы края были ровными.

    Руки составляют примерно половину длины туловища. Отмеряем по кромке или по нити основы 5см, ставим засечку мелом и отрываем.

    Разделим полоску пополам. Из каждой части скатываем плотную скалку. Следим за тем, чтобы края были ровными, а чтобы они не осыпались, точно так же,  вытаскиваем с обе6их сторон по 2-3 нитки.

    Одежда.

    Нам нужно два вида ткани: на юбку и на фартук. Для фартука можно использовать кусочек кружева, шитьё, широкую тесьму, украшенную вышивкой.

    Для юбки берём яркие лоскуты ткани.

    -Какой способ окрашивания был использован для этих тканей? (набивные ткани, пёстротканые).

    -Каким рисунком отделаны эти ткани? (флористический, геометрический).

    -Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком? (нет, потому, что детали мелкие и крупный рисунок на них просто не будет просматриваться).

    Длина юбки должна быть чуть больше половины длины скалки для туловища. Длина скалки 10см, длина юбки – примерно 6-7см. Для того, чтобы юбка получилась пышной, отмеряем лоскут шириной 20-25см. Эту деталь можно выкроить ножницами или, традиционно, оторвать и по краям вытащить 2-3 нитки, чтобы предотвратить дальнейшее осыпание нитей. Сложим полоску ткани пополам (по ширине), чтобы найти середину. На середину накладываем фартук, предварительно выкроенный из отделочной ткани.

    Для изготовления пышной юбки нам понадобятся нитки и иголка. Значит, необходимо вспомнить правила безопасной работы при использовании колюще-режущих инструментов:

    • Не шить на мягкой мебели
    • Не брать иголки или булавки в рот
    • Не закалывать иголки или булавки в одежду
    • Хранить  иголки и булавки в игольнице
    • Знать количество иголок и булавок в игольнице
    • Хранить инструменты и приспособления в специально отведённом для этого месте
    • Шить с напёрстком, чтобы избежать травмы пальца
    • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
    • Передавать ножницы  только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд
    • По окончании работы проверить количество иголок и булавок, их должно быть столько, сколько в начале работы
    • Убрать рабочее место

    По верхнему срезу юбки, на расстоянии 0,5см от края,  прокладываем шов «вперёд иголку», длина стежка 0,5см. Для этого нитку берём двойную. Узелок  делаем, соединив оба конца нитки. Ткань стягиваем в густую сборку, оставляя с обеих сторон свободные концы нитки, каждый длиной не менее 15см. Они будут  играть роль шнурка, с помощью которого юбка будет крепиться вокруг  туловища.

    Юбку закрепляем на туловище, туго стягивая и завязывая узелками нитки. Складочки на юбке аккуратно расправляем. Свободные концы ниток можно несколько раз обвить вокруг туловища, плотно притягивая тем самым юбку к скалке.  Оставшиеся концы ниток завязываем 2-3 узелками и обрезаем.

    Подвязываем юбку атласной ленточкой. Под ней спрячутся нитки и узелки, и юбка будет выглядеть наряднее.

    Прикрепляем руки (две маленькие скалки).

    Руки располагаем с обеих сторон туловища и закрепляем  с помощью нитки.

    Из лоскута размером 10x20см  выкраиваем платочек в виде треугольника . Прямой срез платочка подворачиваем примерно на 1см в сторону изнанки. Укладываем куколку на середину платочка, огибаем верхним срезом (мы его подогнули на 1см для аккуратности) голову, затем с боков, концами платочка,  тщательно выкладываем складочки, обрамляя лицо.

    Платочек завязываем со стороны спины на два узла, расправляя концы.

    Куколка готова!

    Забавная, необычная,  по нынешним временам, игрушка. Оригинальный подарок. Оберег, согревающий душу.

    -Подведём итог сегодняшнего урока:

    Девочкам предлагается продемонстрировать друг другу сделанных кукол  и оценить их.

    - Понравилась ли вам творческая мастерская? Нравится ли вам ваша куколка?

    -Что нового вы узнали на данном уроке?

    • Какие бывают волокна.
    • Что такое ткань и из каких нитей она состоит (основа и уток).
    • Как определить основную нить в ткани.
    • Полотняное переплетение
    • Как определить лицевую сторону в ткани.
    • Виды отделки ткани:

        по окраске (гладкокрашеные, набивные, пёстротканые,      меланжевые)

        по рисунку (флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный).

    • Познакомились с историей старинной русской игрушки - тряпичной куклы и научились делать куклу – скрутку.

    Используемая литература:

    •  «Технология». Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек).

               Под редакцией В.Д. Симоненко

               Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009

    • «Трудовое обучение и домоводство». Учебное пособие для средней школы. (Допущено Министерством общего и профессионального образования РФ) Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», ИКФ «МиМ-Экспресс» 1998
    • Владислав Филимонов. «Нить Ариадны, или путешествие в страну текстиля»

              (Книжка для тех, кто выбирает профессию). Краснодарское книжное             издательство, 1985

    Интернет:

     



    Предварительный просмотр:

                                                   

    дополнение к уроку

    материаловедения

    Далеко, далеко, где-то за Красным морем жил молодой господин. Стал он в разум входить, да и годами подоспел и надумал пойти по белу свету поискать себе невесту, чтобы и хозяйкой была и собой хороша. Ладно. Как задумал, так и сделал.

    Отправился в путь, ходит, ищет, да не заладилось как-то дело. Все не может отыскать невесту по вкусу.

    Приходит он, наконец, в избушку одной вдовы. У той три дочки на выданье. Две старшие, как зовут, позабыл, - трудолюбивые, как пчелки. А вот младшенькая, Ганой ее звали, сиднем-сидит, работать не хочет.

    Увидал все это молодой господин, удивился: Гана за печкой дремлет, а сестры прядут, только веретена мелькают. Говорит он матери:

    - Скажите-ка мне, матушка, почему вы и ту, что за печкой, к прялке не усадите? Ведь она уже не маленькая да за работой и время быстрее бежит.

    - Ох, молодой господин, - отвечает мать, - я-то бы с радостью ей и прялку дала и сама бы кудель надела, да вот ведь беда! Она такая пряха, что к утру спрядет на золотые нитки не только нашу кудель, но и все снопы с крыши, а потом за мою седую косу примется. Вот почему я ее и не неволю.

    - Ну, коли так, - обрадовался жених, - отдайте мне ее в жены!

    Хозяйство у меня доброе: и льна, и конопли, и очёсков, и пакли - всего много. Напрядется вдоволь!

    Старуха думала недолго, да и Ганка очнулась, наконец, от дремы. Жениху притащили из сундука цветастый платок, за ленту на шляпе барвинок заткнули и в тот же вечер обручили молодых. Девчата на посиделках позавидовали было Ганкиному счастью, но потом успокоились, и они поди в девках не засидятся, коли такая лентяйка замуж выскакивает.

    На следующий день велит молодой зять закладывать карету, усаживает заплаканную молодуху, теще подает руку, сестрам кричит - "будьте здоровы" - и поскореее прочь из той деревни.

    Вроде бы все ладно, да нет, еще неизвестно!

    Сидит наша Ганка подле жениха, заплаканная, и печальная, как будто у нее куры весь хлеб склевали. Он ей то да се, а Ганка все молчит, как рыба.

    - Ты чего печалишься? - спрашивает он. - Не бойся, у меня не заскучаешь. Все тебе дам, что твоей душеньке угодно. А уж льна и конопли да оческов с куделью на всю зиму тебе хватит! И яблок кисленьких, чтобы прясть споро!

    Только наша Ганка, чем дальше, тем все больше печалится.

    К вечеру они были уже в замке. После ужина будущую хозяйку отвели в большущее помещение. Здесь с полу до самого потолка громоздились тюки кудели.

    - Вот, - говорит хозяин, - тут тебе прялка и веретено, да румяное яблочко, а вот горох, чтобы во рту не пересохло. А ты знай себе - пряди! К утру перепрядешь все в золотые нитки, тут же свадьбу сыграем. Но коли этого не выполнишь, без суда велю казнить.

    Сказал и ушел.

    Осталась Ганка одна. К прялке и подойти-то боится. Ведь она даже нитку ссучить не умеет.

    Стоит она и горестно эдак причитает:

    - Ах, я несчастная! Опозорилась перед всем светом! Почему мать не научила меня прясть и другую работу работать, как моих сестер? Я бы дома сидела! А теперь ни за что пропаду, бедная моя головушка!

    Вдруг расступились стены и перед испуганной Ганкой вырос маленький мужичок. На голове красный колпачок, вокруг пояса фартук повязан, золотую тачку впереди себя толкает.

    - Отчего это у тебя глазки заплаканы? - спрашивает он у Ганки. - Или что стряслось?

    - Как же мне бедной не плакать! - отвечает Ганка. - Вы только подумайте, приказано мне к утру всю кудель в золотые нитки ссучить! А коли не выполню приказа, меня без суда казнят. Что мне здесь бедной делать среди чужих!

    - Ну, это пустяки, - отвечает мужичок, - не бойся! Я тебя научу прясть золотые нитки. Но ты должна обещать мне, что ровно через год придешь на это самое место. И если не угадаешь, как меня зовут, - придется тебе за меня замуж идти. И я тебя увезу на этой тачке. А коли угадаешь, я оставлю тебя в покое. Только знай, тебе от меня никуда не укрыться. Хоть на небо улети, найду и голову оторву. Ну как, согласна?

    По правде говоря, Ганке это предложение не слишком по вкусу пришлось. Но что ей оставалось делать? Она и говорит:

    - Все равно мне пропадать! Будь что будет! Согласна!

    Услыхал мужичок, обежал вокруг нее со своей золотой тачкой, уселся под прялку и забормотал:

    Вот как, Ганночка, вот так, вот так! Вот как, Ганночка, вот так, вот так! Вот как, Ганночка, вот так, вот так!

    Учил, учил и выучил ее прясть золотые нитки.

    А потом, откуда явился, туда и удалился. Стена его пропустила и сама за ним сдвинулась.

    Наша, теперь уже в самом деле, золотая пряха, села к прялке и стала прясть. Золотых ниток все больше, а кудели все меньше. До утра все сделала и еще и выспаться успела.

    Утром господин только с постели встал, тут же оделся и отправился на золотую пряху посмотреть.

    Вошел в комнату, чуть не ослеп от блеска. Глазам своим не верит, неужто это настоящее золото. Но, когда убедился, обнял свою невесту и велел немедля свадьбу готовить.

    Сыграли свадьбу и зажили они дружно и весело. И если раньше муж любил Ганночку за золотую пряжу, то сейчас стал любить во сто крат крепче: ведь она родила ему прелестного сына!

    Ну, а что было дальше? Как ни хороша песня, а кончается. Счастье наших молодых тоже оказалось не вечным. День бежал за днем, день за днем, оглянуться не успели, как год пролетел.

    Час от часу Ганка все печальнее становится. Глаза от слез покраснели, места себе не находит. Шутка ли, потерять разом доброго мужа и любезного сыночка! Муж-бедняга ничего не ведает и утешает жену, как может.

    Но Ганка оставалась безутешной. Как подумает, что вместо милого мужа будет у нее плюгавый коротышка, чуть с горя на стенку не лезет. В конце концов не выдержала и все мужу-то и рассказала. Тот от страха побелел, как стена. И приказал объявить по всей округе: кто знает имя мужичка-невелички, получит за сообщение кусок золота величиной с голову.

    - Эх, вот бы такой кус золота отхватить! - шепчет сосед соседу. Кинулись на поиски, все уголки обшарили, только в мышиные норы не заглянули. Да где там, ищи иголку в стоге сена! Никто, ни одна живая душа коротышку не знает, и не может угадать его имени.

    Наступил последний день. А о мужичонке ни слуху ни духу. Наша Ганка глаз не осушает. Муж-бедолага, чтоб жениных мук не видеть, вскинул ружье на плечо, взял свору гончих и отправился на охоту.

    Дело было под вечер. Вдруг на небе молнии засверкали. Ливень, как из ведра ливанул, хороший хозяин собаку из дому не выгонит. Слуги забились кто куда. И остался хозяин в незнакомом лесу, мокрый, как мышь, с одним-единственным слугой.

    Где укрыться от страшной бури? Где обсушиться? Озираются слуга и хозяин, может поблизости хоть пастуший шалаш увидят? Нигде ничего.

    Они, было, всякую надежду потеряли. Вдруг видят из норы, под камнями, дым клубами валит.

    - Ступай-ка, милок, погляди, - говорит хозяин своему слуге, - где дым, там и люди. Попроси, чтоб нас на ночь приютили.

    Ушел слуга, но вскоре вернулся:

    - Нет, - говорит, - там ни дверей, ни шалаша, ни людей.

    - Ох, ты и нескладеха, - рассердился хозяин, - а зубами дробь выбивает, я сам пойду, а ты тут в наказание мокни и мёрзни.

    Ладно. Пошел хозяин и тоже ни с чем вернулся. Только приметил он, что в одном месте из-под камня дымок вьется. Разозлился он вконец и говорит слуге:

    - Хоть сам черт там сидит, я должен узнать, откуда этот дым! Подходит к самой норе, садится на корточки и заглядывает внутрь. И видит - глубоко под землей кухня. В той кухне варятся-парятся всевозможные кушанья, на каменном столике два прибора стоят. Вокруг столика бегает мужичок в красном колпачке, впереди золотую тачку толкает. Пробежит разок и запоет:

    Научил я пряху прясть,

    Теперь могу ее украсть.

    Станет думать и гадать

    Мое имя называть.

    Скажет верно - не возьму,

    Коль не угадает - в жены заберу!

    Величают же меня - Мартинко Клингач.

    И опять вокруг стола мечется, будто с ума спятил и поет:

    Я варю и стряпаю

    И постель стелю,

    Коли скажет мое имя

    В жены не возьму,

    А не угадает, тут же увезу.

    Хозяину только того и надо. Со всех ног кинулся он к слуге. Гроза понемногу утихла, а тропинка их к дому вывела.

    Жена его встретила заплаканная, несчастная, на себя не похожая. Думала и попрощаться не успеет.

    - Брось маяться, жёнушка! - воскликнул муж с порога. - Я узнал имя! Его зовут Мартинко Клингач.

    И рассказал все по порядку. Ганка от радости ног под собой не чует. Мужа обнимает, целует, и повеселевшая идет в ту самую комнату, где в первую ночь пряла. Садится за прялку и золотую нитку сучит.

    В полночь расступается стена и мужичок в красном колпачке, как и год назад, начинает вокруг нее бегать и орать во все горло:

    Коли скажешь мое имя,

    Ты мне ни к чему,

    А не угадаешь, тут же увезу!

    Гадай, гадай, угадывай!

    - Попробую, может угадаю, - отвечает Ганка. - Тебя зовут Мартинко Клингач!

    Не успела договорить, коротышка хватил колпачком об пол, вцепился в свою тачку и откуда явился, туда и удалился. Стена закрылась и Ганночка облегченно вздохнула.

    С той ночи она больше золото не пряла. Да им с мужем оно и не нужно было. Они и без того не нуждались. Любили друг друга, и сынок рос не по дням, а по часам.

    Кто прочёл, - молодец, а нашей сказке - конец.

    Карельская народная сказка

    Жили-были муж да жена. И была у них одна-единственная дочь Маша. Выросла Маша красавицей, как ягодка на лесной поляне. Отец и мать очень любили свою дочь, души в ней не чаяли. И рукодельница она была хорошая. За что ни возьмётся, всё у неё в руках спорится. Жили они счастливо, да вот мать захворала и умерла. Остался отец вдвоём с дочкой. Нелегко им было, а жили они дружно. Но вот надумал отец жениться, а в жёны ему попалась Сюоятар. У неё тоже была дочь, Марфа, дурнушка, непослушная да ленивая.

    Невзлюбила Сюоятар свою падчерицу, всю тяжёлую работу по дому на неё взвалила. А Маша всё делает, слова не скажет, и красота её не вянет. Мачеха ещё пуще злится. Решила она падчерицу со свету сжить. Придумала Сюоятар девушкам работу: родной дочери дала шёлковую куделю прясть, в горнице её посадила. А падчерице — куделю из травы болотной. Ведёт её к проруби и наказывает:

    - Здесь пряди, не уходи никуда. А если веретено уронишь в прорубь, сама за ним полезешь!

    Осталась девушка одна, сидит и прядёт. Пряла, пряла, оборвалась у неё нитка, сорвалось веретено и упало в воду. Что делать?

    - Рыбка-плотичка, — просит Маша, — подай веретёнце!

    А из проруби в ответ:

    - Молодые ножки, иди сама по дорожке!

    И мачеха тут прибежала, заставляет лезть за веретеном. Поплакала Маша, страшно ей в воду лезть, да делать нечего. Накинула она на голову сарафан и прыгнула в прорубь. Там открылась перед ней широкая дорога, светло кругом, красиво! Пошла она по дороге. Идёт, идёт. Навстречу ей — стадо коров. Окружили они девушку, стали просить:

    - Девушка, девушка, подои нас, и нам станет легче, и ты молочка попьёшь. А в награду за твою доброту лучшая из нас за тобой пойдёт.

    Девушка взяла подойник, подоила коров, попила молока парного и дальше пошла. И лучшая корова из стада за ней идёт. Долго ли, коротко ли шли, встречается табун лошадей. Тоже к ней с просьбой:

    — Девушка, девушка, причеши нас, подстриги нам гривы, подкороти хвосты. А за работу возьми лучшего коня из табуна.

    Маша причесала их, подстригла гривы, подрезала хвосты и пошла, а следом за ней — лучший конь. Видит — стоит домик у дороги. Заходит, а там старушка на печи сидит. Поздоровалась Маша, села на лавку. Хозяйка у неё спрашивает:

    - Кто ты такая и откуда пришла?

    - Я бедная девушка, пришла с белого света.

    И рассказала всё, что с ней приключилось. Выслушала её старуха и говорит:

    - Девушка, голубушка, истопи баню, помой меня и моих деток. Давно мы в бане не были, хвораю я.

    Маша быстренько баню истопила, вымыла полок, веники приготовила. Сначала помыла-попарила хозяйку, та осталась довольна. Потом старуха даёт ей решето,— а там ящерицы и лягушки. Взяла их девушка, всех веничком попарила, тёплой водой окатила. Довольны детки, хвалят Машу. Хозяйка рада, что так хорошо помылись, говорит:

    — Вот тебе, добрая девушка, за труды,— и подаёт ей сундук и ларец.

    Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как откроет сундук — там всякого добра полно, раскрывает ларец,— а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно! Увидела это Сюоятар, зависть её одолела, почему не её дочь, а падчерица стала такой богатой. И посадила Сюоятар свою дочь прясть у проруби, дала куделю из болотной травы.

    Сидит Марфа, прядёт. Веретено в воду и упало. Говорит она:

    - Рыбка-плотичка, подай веретёнце! А из воды отвечают:

    - Молодые ножки, иди сама по дорожке! Страшно прыгать, да приданого хочется. Прыгнула она в прорубь, а там широкая дорога. Она и пошла по ней. Шла, шла, встречается ей стадо коров. Просят коровы девушку:

    - Девушка, девушка, подои нас, нам тяжело ходить. А за работу возьми лучшую из нас.

    Посмотрела она на них и отвечает:

    - Я дома и своих коров не дою, а вас и подавно не буду. У меня ручки белые, молоком мытые.

    Коровы рассердились на неё, давай её бодать, еле жива убежала. Идёт и плачет. Шла, шла, навстречу ей табун лошадей. Окружили Марфу лошади, просят, чтобы она их причесала, гривы подрезала, хвосты подкоротила, а они ей за это лучшую лошадь обещают.

    Девушка и им отвечает:

    - Мои руки мать молоком мыла, не хочу их пачкать вас грязных причесывать и стричь!

    Обиделись на неё лошади, погнались за ней, копытами бьют — еле ноги унесла. Опять пошла дальше, плачет от досады и боли. Шла, шла, увидела домик. Заходит в избу, села на лавку, молчит. Старуха с печи говорит ей:

    - Здравствуй, девушка. Откуда путь держишь и зачем идёшь?

    Марфа отвечает:

    - Пришла я с белого свету, веретено уронила в прорубь, ищу его.

    Старуха говорит:

    - Истопи для меня и для моих детей баню, помой и попарь нас. А я тебя за это награжу.

    Марфа баню кое-как протопила, с дымом закрыла; вода чуть тёплая, веники сухие. Повела в баню старушку, сухим веником её похлестала, холодной водой помыла. Та, бедная, совсем замерзла, забралась дома на печку отогреваться. Дала ей детей помыть — ящериц и лягушат. Пришла Марфа с ними в баню, швыряет их, проклинает. Сухим веником всех похлестала, в ведро с холодной водой высыпала, палкой перемешала и обратно на решето бросила. Половину покалечила. Плачут они, пищат, жалуются старушке на Марфу:

    - Лучше бы не отправляла нас с такой злой девушкой: заморозила она нас, искалечила, кому хвост оторвала, у кого лапки обломала, кому глаза выколола. Помыла холодной водой, в холодной и угарной бане.

    Ничего не говорит хозяйка девушке. Даёт ей за работу сундук и ларец. Та обрадовалась: вот и у неё будет много добра! И про веретено забыла, а старушка ей наказывает:

    - Как придёшь домой, не заноси добро в амбар, а то старикова дочь обменяет. Неси прямо в ригу, там и открывай.

    Приходит девушка домой с сундуком да с ларцем. Идёт с матерью в ригу. Открыла сундук — там смола. Взялась за ларец — из него пламя вырвалось. Вспыхнула смола, загорелась в риге солома. Не успели мать с дочерью с места сойти, слова вымолвить, тут и сгорели.

    Остались опять отец с дочерью вдвоём, живут в своём доме счастливо и богато. Вот и вся сказка.

     "Пряха"

    Народная песня

    ***

    В низенькой светелке

    Огонек горит,

    Молодая пряха

    Под окном сидит.

    Молода. Красива,

    Карие глаза,

    По плечам развита

    Русая коса.

    Русая головка,

    Думы без конца…

    Ты о чем мечтаешь,

    Девица-краса?..

    В низенькой светелке

    Огонек горит,

    Молодая пряха

    Под окном сидит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок геометрии в 5 классе "Различение треугольников по видам углов"

    Урок коррекции и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют умения выполнять различение треугольников по видам углов, упражняются в построении треугольников....

    Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.

    Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....

    Анализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида

    Самоанализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Что ты знаешь об Австралии?"...

    Разработка открытого урока в 7-8 классах по теме "Экстремальные виды спорта" для школ с углубленным изучением английского языка

    Урок является дополнительным по теме «Экстремальные виды спорта» Аудиоматериал использован из (Opportunities Intermediate, Russian Edition, Longman) ...

    Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

    Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

    Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

    Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

    Открытый урок "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения".

    В октябре 2014 г. мною был проведён открытый урок по теме "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения". Дети узнали, что все ткани различны по внешнему виду и свойствам. А все эти...