Методическая разработка урока "Натуральные волокна животного происхождения"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Трофимова Ольга Алексеевна

Данный материал содержит подробный конспект урока по разделу "Основы материаловедения" в 6 классе (учебник Технология.Обслуживающий труд. 6 класс. Под ред. Симоненко) и презентацию по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 6kl.ch_.1materialovedenie.sherst_shyolk.ppt2.06 МБ
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей»

6 класс

Учитель технологии Трофимова О.А.

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №118

Выборгского района

Санкт-Петербурга

2013 г.

Тема:

 Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.)

Цели урока:

- ознакомить с натуральными волокнами животного происхождения

- научить различать волокна по своему составу

- ознакомить с ассортиментом шерстяных и шёлковых тканей, их свойствами

- осуществление межпредметных связей (история, биология)

- воспитание аккуратности, бережливости

- расширение словарного запаса

- развитие мелкой моторики рук

Оборудование:

-учебные коллекции «Волокна», «Шерсть», «Шёлк»

- Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д. Симоненко.

-альбом, тетрадь

-раздаточные материалы (образцы тканей, шаблоны)

-презентация по теме, экран, проектор, ноутбук (компьютер)

-ножницы, клей, огнеупорная чаша,  спички

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

Учитель начинает показ слайдов презентации (1 слайд- тема урока)

2. Повторение пройденного материала (раздел «Материаловедение» 5 класс, Натуральные волокна растительного происхождения)

1 вариант – вопросы в ходе беседы

Учитель

Учащиеся

В 5 классе мы с вами познакомились с таким разделом как «Материаловедение». Что это за раздел?

Это раздел, в котором изучают различные материалы (волокна, ткани, пряжа, нитки)

С давних времён человек использует в своей жизни различные ткани. Так из чего же состоит ткань?

Ткань состоит из нитей, а нити из волокон

С какими волокнами и тканями мы уже познакомились?

Натуральные волокна растительного происхождения (хлопок, лён), хлопчатобумажные и льняные ткани

А кто из вас может вспомнить другие растения, не так широко используемые для изготовления тканей?

Джут, крапива, кенаф, конопля

Как называется процесс получения пряжи из волокна?

Прядение

Как называется процесс получения ткани из пряжи?

Ткачество

На каких фабриках получают пряжу, нитки, ткани?

Пряжу получают на прядильных, а ткань – на ткацких фабриках

2 вариант: письменный опрос с последующей проверкой и обсуждением (слайд 2), повторение классификации волокон (слайды 3, 4)

Учитель: «Мы вспомнили то, что изучили в прошлом году, а теперь продолжим дальше знакомиться  с различными волокнами и тканями»

3. Изучение нового материала (объяснение с помощью показа слайдов презентации и коллекций материалов, запись учащимися основных моментов в тетради). Учащиеся открывают тетрадь, записывают тему урока (1 слайд)

Учитель: «Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из таких волокон также являются экологически чистыми и поэтому представляют определённую ценность для человека и благоприятно влияют на его здоровье (слайд 5).

Сначала поговорим о шерсти. Шерсть – натуральное волокно животного происхождения. Сырьём является волосяной покров животных (слайд 6). Как вы думаете, какие животные используются для получения волокна? (слайд 7).

С незапамятных времён люди стали использовать для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством, в дело шли шерсть овец, коз, а в Южной Америке и лам. Также используют шерсть верблюдов.

 Известный русский географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 г.г. обнаружил курганные погребения, в которых были найдены шерстяные ткани, которые,  даже пролежав несколько тысяч лет под землёй – сохранились, и некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерстяного волокна (95-97 %), конечно же, получают с овец (самая лучшая шерсть – шерсть мериносов, древнейшей выведенной породы овец). Овец стригут 1  или в некоторых случаях 2 раза в год специальными ножницами или машинками. С одной овцы получают от 2 до 10 килограмм шерсти. Из 100 килограмм сырой шерсти после переработки выходит 40-60 кг.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: (слайд 8)

- длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм.

- цвет может быть белым, серым, рыжим или чёрным

- обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают влагу

- обладают хорошей упругостью

- устойчивы к воздействию солнца

- при горении волокно шерсти спекается, образовавшийся шарик легко растирается пальцами, в процессе горения ощущается запах жжёного пера (показ процесса горения) »

4. Практическая работа 1 часть: Оформление образцов пряжи и тканей в альбом (учащиеся получают раздаточный материал: основа на альбомном листе, ткани) –

 слайд 9. Названия тканей подписываются вместе с учителем (драп, сукно, кашемир)

5. Физкультминутка

6.Изучение нового материала (продолжение)

Учитель: «Теперь поговорим о шёлке (слайд 10, 11). Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением  в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном используют тутового шелкопряда. Первое упоминание о шёлке встречается в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: «Великий принц Хуан-Ди очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он велел ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально приготовленном для этого месте, так она открыла методы выращивания червей, а также размотки коконов и использования шёлка для изготовления одежды. Из благодарности за этот великий дар потомки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей» (китайская хронология относит это предание к 2640 г. до нашей эры).

Шёлк – натуральное волокно животного происхождения (слайд 11). Сырьём, как уже было сказано, является выделения желез гусеницы тутового шелкопряда (слайд 12). Шелкопряды развиваются в несколько стадий (слайды13, 14): яйцо (грена), гусеница (личинка), кокон, куколка и бабочка. Гусеница развивается 30-80 дней и проходит 5 возрастов, разделяемых линьками. Её  длина к концу развития  достигает 8 см., а толщина 1 см. В конце 5-го возраста шелкоотделительные железы гусеницы заполняются шёлковой массой. Шелковина – это тонкая парная нить из белкового вещества фиброина – выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Образование кокона длится 8 -9 дней, после чего гусеница превращается в куколку, а через 2 – 3 недели в бабочку, которая живёт 10 – 15 дней. Бабочка откладывает грену и начинается новый цикл развития. Из одной коробки грены массой 29 гр. получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих 4 кг натурального шёлка. Для получения шёлкового волокна естественный ход развития шелкопряда прерывают (слайд 14). На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек.

 На шелкопрядильном производстве коконы разматывают, соединяя несколько коконных нитей в одну (слайды15, 16).

 А задумывались ли вы над тем, каково изначальное значение слова «шёлк»? Буквальный его перевод может показаться неожиданным: «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло длинной, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающее «китайская материя». В средние века вместе с шёлковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шёлк» не так уж трудно. Возможно, словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Ничего необычного в таких превращениях нет, ведь прошли столетия после первого знакомства русских с шёлком. Шёлк везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, т.к. шёлковые ткани стоили дорого, и на них можно было хорошо заработать.

Теперь поговорим о свойствах шёлка (слайд 17):

Натуральный шёлк – это очень тонкие длинные нити. Длина коконной нити достигает 600-900 метров. Они имеют белый или кремовый цвет, обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Их прочность выше, чем у шерсти, но они менее устойчивы к воздействию солнечных лучей, чем другие натуральные волокна. Горит шёлковое волокно,  как и шерстяное, но практически без запаха».

7. Практическая работа – часть 2.

Выполняется учащимися так же, как и 1 часть практической работы с шерстью. В работе используется учебник. Слайд 18.

8. Анализ и оценка работы.

Учитель делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.

9. Подведение итогов урока (слайд 19)

Учитель: «Обобщим полученные сведения. Теперь мы знаем, какие существуют натуральные  волокна и ткани. Назовите их, пожалуйста» (хлопок, лён, шерсть, шёлк)

- «Что является сырьём для получения шерстяного волокна?» (волосяной покров животных)

- «Из чего получают шёлковые нити?» (коконы гусениц тутового шелкопряда)

-  «Что такое руно?» (неразрывный пласт волосяного покрова)

- «Какие свойства шерсти и шёлка вы запомнили?»

«Натуральные ткани – это экологически чистые материалы и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоёмкий и дорогостоящий процесс, поэтому следует бережно, заботливо относиться к этим тканям и вещам, изготовленных из них!»

Слайд  20  - уход за тканями.

10. Домашнее задание.

Творческая работа: аппликация из шерстяных и шёлковых тканей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Натуральные волокна животного происхождения

Презентация предназначена для проведения урока к разделу "материаловедение" Натуральные волокна животного происхождения...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...