Конструирование урока в рамках ФГОС II поколения
статья по технологии по теме

Чугунова Маргарита Викторовна

 

      Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся  по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konstruirovanie_uroka_v_ramkakh_fgos_ii_pokoleniya.zip1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конструирование урока в рамках ФГОС II поколения

Чугунова М.В., учитель технологии МОУ «СОШ № 14 г. Пугачев им. П.А. Столыпина»

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

      Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся  по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой  на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

По ФГОС результаты  освоения основных образовательных программ делятся на три группы: личностные, предметные и метапредметные.

Базовыми образовательными  технологиями ФГОС являются:

  •  Коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач,

практически значимых для изучения окружающего мира)

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
  • Информационные технологии

Зная, что,по данным исследований, в памяти человека остается 25%  услышанного материала, 30% -  увиденного, 50% -  увиденного и услышанного, 75% -  материала, усвоенного в процессе практических действий, я использую ИКТ (мультимедийные презентации, тестирование, викторины, игры). Это позволяет мне создать условия для активизации мыслительного процесса на уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, никого не оставить без внимания, поддержки, помощи.

  В работе над уроком  мне помогает технологическая карта  план-конспект урока.

Технологическая карта урока -  это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.  Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой  и технологическая карта с  дидактической структурой.

В своей работе я использую карту второго вида. Вашему вниманию предлагаю технологическую карту с дидактической структурой  к занятию по технологии «Кулинария. Здоровое питание». Структура  карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель и задачи освоения учебного материала;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • тип и методы обучения

Технологическая карта может  содержать дополнительно:

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов – в таком виде технологическая карта урока соединяется с опорным конспектом.

  В структуру опорного плана-конспекта урока входят разделы: технология проведения урока, деятельность учителя и ученика, и планируемые результаты. Конспект разбивается на этапы технологии проведения урока: мотивационно-целевой, изучения нового материала, изучения новых способов действия, рефлексивно-оценочный.

 Я использую расширенный план-конспект урока: добавила колонки Обучающие и развивающие задания и предметные результаты.  План   позволяет мне увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Предлагаю план-конспект  урока «Кулинария. Здоровое питание».

Слайд 16 Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель  высказывает добрые пожелания детям. Я веду диалог в стихотворном виде . На этом же этапе мы с детьми составляем самооценочную таблицу с которой будем работать в течении урока.

Слайд17 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Создаётся проблемная ситуация различными методами (я использую диалог), чётко проговаривается цель урока.

Слайд18 -19 Изучение нового материала происходит в несколько этапов: чтение, обсуждение в группе, осмысление, проговаривание, рефлексия, выполнение лабораторной работы.  Происходит многократное оперативное повторение изучаемого материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным.

Слайд20 Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами, применить в данном случае на себя (создают свою пищевую пирамиду и  составляют режим питания на день)

В завершении подводится итог обсуждения, анализируется правильность составления режима и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Слайд21 Дети получают домашнее задание  для  повторения и  закрепления изученного материала. Задание могут быть самого различного вида, строго теоретические.

Слайд 22  Цель этапа рефлексии: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса с помощью самооценочной таблицы. Определение ценности урока в виде рассказа по схеме: знаю, запомнил, смог; можно в виде дерева, смайликов ит.д.

Слайд 23 Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. На представленном мною уроке обучающиеся изучают новый материал в ходе создания проблемных ситуаций, самостоятельного поискового анализа материала.

Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При  подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты в рамках ФГОС второго поколения по теме "Испарение. Конденсация"

Главной методической идеей является построение урока на деятельностной основе....

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

Конструирование современного урока в рамках ФГОС

Как построить урок в рамках ФГОС?...

Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка в Пансионе воспитанниц МО РФ в рамках ФГОС нового поколения

В данной статье представлен обобщенный опыт прпеодавателя английского языка по применению ИКТ на учебных занятиях...

Презентация выступления " Конструирование современного урока в рамках ФГОС"

Презентация выступления "Конструирование современного урока в рамках ФГОС"...

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп...

Презентация по теме "Конструирование современного урока в реализации ФГОС 3 поколения"

В презентации по теме "Конструирование современного урока в реализации ФГОС 3 поколения" вы найтете этапы современного урока:  этап осмысление нового знаний, приемы, применяемые в совре...