Открытое практическое занятие по теме "Художественная резьба по дереву"
план-конспект занятия по технологии на тему

Святкин Игорь Николаевич

Данный материл знакомит  учащихся с резьбой по дереву в начале курса занятий с резьбой.я использовал 

Материал представлен в форме развернутого конспекта практического занятия. При подготовке

 к этому занятию я использовал следующую литературу:

  1. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева-М.,1987.

  2. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву-М., 1983.

  3. Попова О. С. Русские художественные промыслы- М., 1984.

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_praktich._zanyatie_rezba.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое практическое занятие по теме «Художественная резьба по дереву»

       Цели и задачи занятия: формирование теоретических знаний о простейших элементах художественной резьбы; прививать практические навыки и умения при работе с резцами и древесиной; воспитывать художественно- эстетические качества у учащихся на примерах признанных мастеров резьбы по дереву.

                                       План занятия:                                    

  1.  Вводная часть:

а) оргмомент,

б) начало урока:

    учитель рассказывает о истории художественной резьбы по различным материалам

  1. Теоретическая часть:

а) ознакомление с правилами по ТБ при работе с режущим инструментами (резцами),

б) ознакомление учащихся с видами и типами художественной резьбы и особенностями работы с ними,

в) продемонстрировать учащимся некоторые работы по дереву известного скульптора С. Эрзи и мастеров русского деревянного зодчества и отметить гениальность, мастерство и изящество работ по резьбе этих мастеров.

3. Практическая часть:

   а) подготовка и выбор древесины для работы;

  б) шлифование заготовки;

  в) нанесение рисунка на заготовку;

г) вырезание по рисунку: виды резьбы (контурная и рельефная).

  1. Заключительная часть:

а) анализ работ

                                 Ход занятия

  1. Вводная часть

 В эпоху первобытно- общинного строя для добывания пропитания и одежды человек должен был сначала изготовить для себя соответствующие орудия труда.

 Именно с этого периода, я думаю, можно считать начало времени когда люди научились искусно вырезать по камню, по кости, по дереву.

  Первыми орудиями труда которые изготовил человек были палка копалка и заостренный камень. Впоследствии человек усовершенствовал инструменты для изготовления орудий труда. Ударяя более твердым камнем о кремень он получил каменный топор, двигая острым обломком кремниевого камня по кости, он заметил что кость стирается. Так были изготовлены ножи, копье гарпун и другие орудия труда из кости.

  В эпоху средневековья у человека были в обиходе орудия труда и быта сделаны из металла и стали. Средневековые мастера научились не только древесину, но и камень, твердую моржовую и слоновую кость. До нас дошли памятники средневековой архитектуры украшенные искусной и вычурной резьбой, на русском Севере  и поныне сохранились памятники деревянного зодчества которые поставлены в средние века без единого гвоздя и украшены искусной резьбой, которой так славились древнерусские мастера. Колонны, кубки, деревянная посуда, мебель, фронтонная резьба на домах и зданиях и многое другое, все это представляет сейчас художественную ценность. Из современных мастеров резьбы по дереву я бы хотел вам представить иллюстрации работ нашего великого земляка С. Нефедова (Эрзя). Например вот эта его работа называется «Моисей», она изготовлена из несколько сотен деталей дерева альгарробо , каждую из них надо было вырезать, подготовить, склеить в единое целое, представляя при этом всю композицию скульптуры. Сегодня и мы с вами постараемся научиться и сделать элементарную резьбу по древесине.

  1. Теоретическая часть:

а) учащиеся знакомятся с ТБ при работе с острорежущими предметами (резцами по дереву) и расписываются в журнале по ТБ

б) учитель знакомит учеников с типами и видами художественной резьбы:

- наиболее простая резьба по древесине- это резьба контурная (рисунок наносится на подготовленную поверхность и вырезается    по линии под углом 45)

- геометрическая резьба, вторая по сложности, представляет собой глубинную резьбу с выделением различных геометрических фигур (треугольников, квадратов, кругов)

- рельефная резьба самая сложная из всех, предполагает выделение целого рисунка, орнамента или отдельного элемента. Рельефная резьба бывает двух типов: внутренняя и наружная.

      Учитель демонстрирует на доске образцы художественной резьбы и объясняет технологию работы с резцами при выполнении того или иного вида художественной резьбы

3.Практическая часть:

Учащиеся отбирают материал, обрабатывают рубанком, шлифуют его наждачной бумагой. Из предложенных учителем художественных рисунков они отбирают понравившиеся и переносят через копирку на древесину.

  Более подготовленным учащимся учитель предлагает продолжить работу над геометрической резьбой, остальные начинают выполнять элементы контурной резьбы.

  Учитель координирует работу учащихся, подсказывает, при необходимости демонстрирует тот или иной прием резьбы.

4.Заключительная часть:

 а)анализ работ :

по окончании учебного времени учащиеся сдают свои работы. Учитель предлагает  учащимся определить самые лучшие работы, и выявить те над которыми следует еще поработать. В конце учитель подводит итог проделанной работе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого практического занятия "Полезные и вредные привычки"

Методическая цель данного открытого занятия - показать использование некоторых современных технологий (ИКТ, вербально-графической, здоровьесберегающей) на различных этапах занятия при обучении английс...

Методическая разработка открытого практического занятия по теме "Моя будущая профессия"

Методическая цель данного практического занятия - показать использование некоторых современных технологий, таких как активизация возможностей личности, информационно-коммуникативная, вербально-графиче...

Методическая разработка открытого практического занятия

Практическое занятие «Рубежный контроль «Обработка информации средствами Microsoft Word» является заключительным по теме «Обработка информации средствами Microsoft Word» ...

Открытое практическое занятие по теме: «Рисование милосердия».

Цель занятия: формирование понятия «милосердия»....

Значение проектной и исследовательской деятельности для учащихся на уроках технологии и на занятиях объединения «Искусство резьбы по дереву».

Работа о значимости проектной и исследовательской деятельности в МБОУ "Североморская школа полного дня" на уроках технологии, так и во внеурочное время....

Конспект открытого обобщающего занятия по логопедии на тему: «Деревья».

Целью занятия является обобщение изученного материала по лексической теме "Деревья".Образовательные задачи: развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса; уточнение произношения звука ...