Программа и презентация элективного курса "Основы предпринимательства"
презентация к уроку по технологии (10 класс) на тему

Презентацию можно использовать для представления элективного курса или курса по выбору "Основы предпринимательства" для учащихся или родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

элективный курс для учащихся 10-ых классов Основы предпинимательской деятельности

Слайд 2

Продолжительность изучения курса Преподаватель: учитель технологии Пучкова Ирина Анатольевна 17 часов

Слайд 3

Цель: содействие профессиональному самоопределению в области предпринимательской деятельности ! Материал курса может быть полезен учащимся вне зависимости от выбранного профиля обучения

Слайд 4

Быть предпринимателем – значит решиться исполнить своё дело. В. И. Даль, русский писатель, лексикограф

Слайд 5

С историей предпринимательства в России и его экономической ролью. С признаками предпринимательской деятельности. Понятиями: доход, затраты, прибыль. Основными типами структуры рынка и их признаками. Характерными чертами и качествами предпринимателя. Назначением и правилами составления бизнес-плана. В процессе изучения курса вы познакомитесь:

Слайд 6

Оценивать свои способности к предпринимательской деятельности. Различать виды предпринимательской деятельности. Различать формы организации предприятий. Понимать и объяснять экономическую роль предпринимательства. Определять постоянные и переменные издержки. Вычислять доход и прибыль фирмы. Оформлять бизнес-план В процессе изучения курса вы научитесь:

Слайд 7

Основные теоретические сведения дополняются и закрепляются практическими работами и решением конкретных жизненных ситуационных задач. Предполагается также использование таких активных методов обучения как: деловая игра, тренинг. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования. Методы реализации содержания данной программы:

Слайд 8

Что ещё следует добавить ... Данные специального исследования по выявлению «профиля предпринимателя» называют 10 самых важных качеств, демонстрируемых наиболее удачными предпринимателями разных стран. Это: Поиск возможностей и инициативность Упорство и настойчивость Готовность к риску Ориентация на эффективность и качество Вовлечённость и рабочие контакты Целеустремлённость Стремление быть информированным Систематическое планирование и наблюдение Способность убеждать и устанавливать связи Независимость и самоуверенность В структуре каждого занятия есть возможность поработать с учащимися сразу над несколькими качествами предпринимателя.

Слайд 9

Ученик с помощью учителя и самостоятельно может: проверить себя, свою готовность к предпринимательской деятельности, увидеть и прочувствовать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенст-вования в данном направлении. В результате:



Предварительный просмотр:

Е. В. Смирнова,

МУК Дзержинского р-на г. Волгограда

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 9,10(11)-х классов основам предпринимательской деятельности и рассчитана на 17 часов.

Она включает в себя новые для учащихся знания, не содер жащиеся в базовых программах. В частности, в ней большое вни мание уделено вовлечению учеников в общественно-полезную деятельность, то есть освоение ими (в моделируемых ситуациях) экономических ролей, необходимых для понимания сущности предпринимательства.

Основной целью данного курса является содействие профес сиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области предпринима тельской деятельности.

В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

-        осуществление   профессионального   самоопределения   в условиях рынка труда и профессий;

  • ознакомление учащихся с особенностями развития пред принимательских способностей как условия успешной хозяйствен ной деятельности, с одной стороны, и развития духа предприимчивости как условия на пути к личному благополучию — с другой стороны;
  • формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы учащихся;
  • обучение партнерству - умению работать в коллективе, общаться, взаимодействовать с другими людьми;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, патриотизма, культуры поведения;
  • овладение технологией работы с предпринимательской идеей, собственной или предложенной другими людьми - от определения поля предпринимательских идей и постановки целей до поисков путей их реализации и составления бизнес-плана;
  • развитие экономического мышления учащихся,
  • развитие  предпринимательской  инициативы  молодежи, ориентация учащихся на ведение бизнеса в современных экономи ческих условиях и построение собственного дела на принципах цивилизованного рынка.

В результате выполнения данной программы учащиеся долж ны знать:

  • экономическую роль предпринимательства;
  • характерные черты и качества предпринимателя;
  • признаки предпринимательской деятельности;
  • понятия дохода, затрат, прибыли;
  • основные типы структуры рынка и их признаки;
  • назначение бизнес-плана;
  • основные правила составления бизнес-плана;
  • содержание основных разделов бизнес-плана.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;
  • объяснять, какие знания, навыки и качества личности необ ходимы для успешной предпринимательской деятельности;
  • оценивать   свои   способности   к   предпринимательской деятельности;
  • приводить примеры различных форм организации предприятий;
  • объяснять экономическую роль предпринимательства;
  • определять постоянные и переменные издержки;
  • вычислять доход и прибыль фирмы;
  • оформлять бизнес-план.
  • объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практически ми работами и решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование такого активного метода обучения, как деловая игра.

Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Предприниматель в рыночной экономике

6

Технология предпринимательства

6

Планирование предпринимательской деятельности

4

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

17


Содержание программы

  1. Предприниматель в рыночной экономике

История предпринимательства в России. Бизнес и предпринимательство. Поиск своего дела. Основные сферы предпринимательской деятельности. Цели и функции предпринимательства, условия развития предпринимательства.

Нравственные и деловые качества предпринимателя. Стратегия предпринимательства. Тесты на выявление и оценку степени предрасположенности к предпринимательской деятельности.

Понятие о предпринимательской идее как основе коммерческого успеха. Факторы успешности предпринимательской идеи. Методы поиска предпринимательской идеи. Взаимосвязь предпринимателя с другими экономическими агентами. Роль предприни мательства в хозяйственной жизни общества.

Учащиеся должны знать:

  • профессии, которые существуют в сфере бизнеса;
  • идеи, функции и основные условия развития предпринима тельства;
  • наиболее часто встречающиеся экономические понятия, их значение;
  • личностные качества предпринимателя (отрефлексировать наличие у себя данных качеств и уровень их развития, а также на метить пути их совершенствования);
  • необходимость предпринимательской идеи  как основы коммерческого успеха;
  • методы поиска предпринимательской идеи;
  • об экономических взаимосвязях предпринимателя с други ми экономическими агентами и роли каждого в этом взаимодействии.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;
  • формулировать мотивы, определять цели и выгоды пред принимательской деятельности;
  • определять сущность предпринимательской идеи;
  • объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;
  • оценивать   свои   способности   к   предпринимательской деятельности;

-        объяснять экономическую роль предпринимательства.


II. Технология предпринимательства

Технология предпринимательства и ее влияние на организа цию производственной деятельности. Этапы создания новой про дукции. Экономические проблемы, стоящие перед предпринимате лем. Понятия «выручка», «издержки», «прибыль».

Организационно-правовые формы предпринимательства.

Понятие о маркетинге. Сущность и основные инструменты маркетинга. Понятие о маркетинговом исследовании при создании нового товара.

Производительность фирмы. Виды производительности, способы  измерения. Факторы, влияющие на производительность.

Учащиеся должны знать:

  • понятия  «технология  предпринимательств»,  «основные
    экономические проблемы», «выручка», «маркетинг», «производи тельность фирмы»;
  • роль прибыли как предпринимательского дохода и источникa развития фирмы;
  • назначение маркетинга;
  • основные этапы маркетингового исследования при создании нового товара;
  • организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки;
  • определение производительности труда и факторов, влияющих на нее.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять содержание основных понятий по теме урока;
  • провести качественную и количественную (расчет) оценку предпринимательской идеи по критериям: «выручка», «издержки», «прибыль»;
  • различать организационно-правовые формы предпринимательства;
  •  анализировать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предпринимательства;

-        составлять план проведения маркетингового исследования.


III. Планирование предпринимательской деятельности


Назначение бизнес-плана, его функции. Роль бизнес-плана в реализации предпринимательской идеи. Структура бизнес-плана. Основные правила его составления.

Учащиеся должны знать:

  • функции планирования в любой деятельности;
  • назначение бизнес-плана, его роль в реализации предпринимательской идеи;
  • структуру бизнес-плана и основные правила его составления.

Учащиеся должны уметь:

-        определять назначение бизнес-плана в предпринимател ской деятельности;

  • объяснять взаимосвязь основных разделов бизнес-плана;
  • составлять бизнес-план.


IV. Итоговое занятие

Защита творческих работ. Заполнение профессиограмм.

Литература

Для учителя:

1.        Котлер Ф. Основы маркетинга. СПБ.: АО «Коруна»; АОЗТ
«Литера плюс», 1994.

2.        Черняк В. 3. Введение в предпринимательство. М., 1999.

Для учащихся:

1. Черняк В. 3. Введение в предпринимательство. М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....

Презентация элективного курса "Путешествие в удивительный мир растений"

Презентация предложена учащимся 8-9 классов для выбора элективного курса по выбору в рамках реализации предпрофильной подготовки....

Презентация элективного курса "Дом,где я-хозяйка"

Данная презентация была составлена для выступления на республиканском семинаре "Творческий учитель-творческий ученик"...

Презентация элективного курса "Путешествие в микромир"

Всегда интересно узнать, то, что не видно простым глазом. Данный элективный курс поможет вам это узнать. Предлагается для учащихся 8 классов, в рамках реализации предпрофильной подготовки....

программа внеурочной деятельности основы малого предпринимательства

внеурочная деятельность социального направления для учащихся 8 класса...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...