«Волшебный клубок»
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Данная программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках образовательной программы МБОУ ДОД ЦРТДЮ и  имеет художественно-эстетическую направленность .  Составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования.

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток,  крючков, спиц  и других инструментов  создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.

    Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.

    В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_klubok.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Муниципального образования  город  КРАСНОДАР

Согласовано

Зам. директора по НМР МБОУДОД ЦРТДЮ


________    _________________


 «         »                            20     г.


       Утверждаю

       Директор МБОУДОД ЦРТДЮ

       ___________ М. Д. Ибрагимова

       «         »                              20    г.

 

Календарно-тематическое

планирование

«Искусство рукоделия»


(указать дисциплину, курс, предмет)



«Волшебный клубок»


(наименование объединения)

Год обучении                                    Первый           

Педагог дополнительного образования:  Шишман Татьяна Александровна

Количество часов: всего 144;           в неделю     4  часов

Из них:

групповых     4     часов;

звеньевых   _____  часов;

индивидуальных  _____ часов.

Планирование составлено на основе рабочей программы

авторской программы Шишман  Татьяны  Александровны

 (указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы.

Данная программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках образовательной программы МБОУ ДОД ЦРТДЮ и  имеет художественно-эстетическую направленность .  Составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования.

Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток,  крючков, спиц  и других инструментов  создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.

    Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.

    В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.

Новизна

Жизненные условия, в которые поставлены современные школьники, вступающие в жизнь,выдвигают новые требования: быть

  • мыслящими:
  • инициативными,
  • самостоятельными,
  • вырабатывать свои новые  оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Новизна данной программы основана на использовании в образовательном процессе возможностей информационных технологий. Реализация этих требований предполагает развитие   творческих способностями  каждого ребёнка.

Актуальность.Актуальность программы  «Волшебный клубок» обусловлена практической значимостью.Потребностью в общении, конструированию, продуктивной деятельности.Дети могут применять полученные знания  и практический опыт в повседневной жизни. Отличительные особенностью программы от уже существующих является реализация права каждого воспитанника на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы.

    Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны обучающимся в их дальнейшей жизни.

Педагогическая целесообразность.     Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации рождает в ребенке фантазию, воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать по-новому, по-своему, лучше.

     Ребенок с творческими способностями – активный,пытливый, способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; может принимать свои ни от кого независящие, самостоятельные  решения, у него свой взгляд на красоту,  и способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связь и закономерность и т.п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Обучение по данной программе дает детям  возможность реализовать свои способности.

Цель программы:Развитие способностей к творческому самовыражению и создание условий для формирования  художественно- творческих  способностей через приобщение школьников к декоративно - прикладному  искусству.

Задачи программы:

Образовательные:

  • обучить различным техническим приемам  при вязании крючком  и спицами;
  • сформировать практические навыки работы  с различными видами пряжи;
  • освоить навыки организации и планирования  работы;
  • научить грамотно, строить цветовую  композицию;
  • научить читать схемы вязания и составлять их самостоятельно;
  • сформировать практические навыки работы с инструментами  и различными видами пряжи;

Развивающие:

  • развить образное и пространственное мышление;
  • развить художественный вкус  гармонию между формой содержанием художественного образа;
  • развить внимание, память, логическое мышление и самоанализ;
  • расширить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
  • развивать психометрические качества личности;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • способствовать формированию основам знаний в области композиции, формообразования.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  • воспитать усидчивость, внимание, трудолюбие, аккуратность;
  • воспитывать уважение к культурным традициям и  наследию нашей Родины;
  • воспитывать уважение к произведениям искусств и труду творческих людей.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих  образовательных  программ;

Данная программа  ориентирована   на кубанскую историю и культуру, быт и уклад  исконно казачьих     традиций, фольклора, позволяет привить гордость, любовь к родному краю, кубанский колорит. Занятия  проводятся в игоревой форме с использованием  кубанских закличек,  колядок, потешек.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  2. наглядность (иллюстративность, наличие дидактического материалов).
  3. демократичности и  гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  4. научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  5. «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

    Приобщение подрастающего поколения  к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком   и спицами – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы.

      Программа «Вязание» разработана для детей от 7 до 14лет.

В объединение принимаются все  желающие. Предварительная подготовка не требуется.  Состав групп разновозрастный,  учитывается физическое здоровье и характерные особенности детей.

Сроки реализации образовательной программы.

 Программа «Вязание» рассчитана на два года.

1 год обучения – 144часа.

2 год обучения –216 часов.

Формы и режимы занятий:

Форма организации детей на занятия - групповая

Режим занятий:

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Группа  12 человек.

2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Группа  10 человек.

Допускается дополнительный набор обучающихся на  второй год обучения на основании  тестирования.

 В процессе групповых занятий используются различные формы;

Традиционные, комбинированные и практические занятия, выставки творческих работ, посиделки. Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью игр, викторин, разгадывания кроссвордов.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение занятия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовления  игрушек, цветов, деревьев, браслетов, колье и оформление поделок.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Способы определения результативности: для отслеживания результативности образовательного процесса  используются следующие виды контроля

  1. Начальный контроль (сентябрь);
  2. Текущий контроль (в течение всего учебного года);
  3. Промежуточный контроль (январь);
  4. Итоговый контроль (май).

Ожидаемые результаты:

к концу первого года обучения  воспитанник

будет знать:

  • простейшие техники  вязания крючком;
  • правила безопасного труда при работе с различными материалами;
  • различные виды  пряжи  простейшие схемы вязания крючком
  • научить читать простейшие  схемы вязания крючком;

будет уметь:

  • работать  различными техническими  вязания крючком ;
  • работать   с различными видами пряжи;
  • планировать  работы;
  • строить цветовую  композицию;
  • читать  простейшие  схемы вязания и составлять их самостоятельно;
  • работать с инструментами  и различными видами пряжи;

У воспитанника будут

 развиты:

  • образное и пространственное мышление;
  • внимание, память, логическое мышление;
  • творческий потенциал;
  • мелкая моторика рук;

воспитаны:

  • усидчивость, внимание, трудолюбие, аккуратность;
  • интерес к прикладному творчеству
  • уважение к произведениям искусств и труду творческих людей.

К концу второго года обучения воспитанник

будет знать:

  • приемы  вязания спицами;
  • приемы  вязания спицами  и составлять самостоятельно схемы;
  • правила  безопасности труда при работе с различными материалами,  инструментами  и электрооборудованием;
  • критерии отбора изделий для выставки;

будет уметь:

  • вязать спицами;
  • вязать по схемам  сложные изделия  спицами ;
  • работать с  инструментами и различными видами пряжи;
  • выполнять качественные  работы для выставки.

будут развиты:

  • образное и пространственное мышление;
  • художественный вкус  
  • внимание, память, логическое мышление и самоанализ;
  • творческий потенциал  и познавательная  активность;
  • психометрические качества личности;
  • способности  к формированию  знаний в области композиции,

будут  воспитаны:

  • коммуникативная  культура, внимание и уважение к людям,
  • терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  • уважение к культурным традициям и  наследию нашей Родины;

Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет анализ работ педагогического наблюдение, участие в выставках.

Содержание образовательной программы

1 год  обучения

Тема № 1.  Вводное занятие.

Теория.

Введение в образовательную программу,  техника безопасности.

Практика.

Ролевая игра  «Знакомство»

Тема № 2. Инструменты и материалы для  вязанья.  Виды пряжи.

Теория.

Ассортимент  крючков  пряжи.

Практика

Перемотка пряжи. Устранение  узлов.

Тема №3 Основные приемы вязания крючком.

Теория.

Освоение приемов вязания.  Правильное положение  рук  при работе.

Практика.

Вывязывание  воздушных петель, столбиков  с накидами и без накида в прямом и обратном  направлении.

Тема № 4. Вязание узорного полотна.

Теория.

Знакомство со схемами, условными обозначениями.  Правилами работы по кругу и вывязывание  углов.

Практика.

Вывязывание полотен с использованием «Пышного столбика»,  «Фистонов», различных видов обработки краев,  сочетание различных видов столбиков, полустолбиков и воздушных петель. Получение навыков исправления ошибок.

Тема № 5 Индивидуальные и  групповые творческие работы.

Теория.

Выбор форм. Зарисовка схемы    для  «прихватки»,, подставки под стакан,   ковриков, салфеток.

Практика.

Вывязывание изделий  по схемам, из различных  цветов и видов пряжи, накрахмалевание,  оформление и презентация изделий.

Тема №6. Итоговое занятие.

Теория.

Подведение итогов. Обмен мнениями,  дискуссии.

Практика.

Прощальные посиделки. Заклички.

Содержание образовательной программы

2 год  обучения

Тема № 1.  Вводное занятие.

Теория.

Введение в образовательную программу,  техника безопасности.

Практика.

Ролевая игра  «Мы с вами уже знакомы»

Тема № 2. Инструменты и материалы для  вязанья.  Виды пряжи для спиц.

Теория.

Ассортимент  спиц, пряжи.

Практика

Тема №3 Основные приемы вязания спицами.

Теория.

Освоение приемов вязания.  Практика.

Вывязывание  лицевых и изнаночных петель, резинки одинарной  и  двойной.  Особенности  платочной вязки.

Тема № 4. Вязание меланжевых  узоров.

Теория.

Схемы   простые и сложные, условные обозначения.  Правилами работы на круговых  спицах.

Практика.

Вывязывание полотен с использованием  2, 3 и 5 спиц.  Получение навыков исправления ошибок.

Тема № 5 Индивидуальные и  групповые творческие работы.

Теория.

Изготовление пинеток, распашонки, чепчика из х/б нитей. Изготовление ажурного платка.

Практика.

Вывязывание изделий  по рапортам, из различных  цветов и видов пряжи, оформление и презентация изделий.

Тема №6. Итоговое занятие.

Теория.

Подведение итогов. Обмен мнениями,  дискуссии.

Практика.

Прощальные посиделки.

Учебно – тематический план

1 года обучения

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Инструменты и материалы для  вязанья.  Виды пряжи.

4

2

2

3

Основные приемы вязания крючком

58

6

52

4

Вязание узорного полотна.

40

4

36

5

Индивидуальные и  групповые творческие работы

32

4

28

6

Экскурсии

6

6

7

Итоговое занятие.

2

2

8

Итого  часов

144

26

118

Учебно – тематический план

2 года обучения

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Инструменты и материалы для  вязанья спицами.  Виды пряжи.

4

2

2

3

Основные приемы вязания спицами.

60

6

54

4

Вязание узорного полотна по схемам.

40

4

36

5

Индивидуальные и  групповые творческие работы

32

4

28

6

Экскурсии

4

4

7

Итоговое занятие.

2

2

8

Итого  часов

144

24

120

Список используемой  литературы  для  педагога :

  1. Журналы вязание под ред. Анны Краузе.   Ташкент 2002г.
  2. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
  3. Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2009.
  4. Журнал «Валя – Валентина», 2008– 2012.
  5. Журнал «Вяжем сами»,  2008-2012.
  6. Журнал «Вязание: модно и просто», 2000 – 2012.
  7. Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 2010.
  8. Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».2004.
  9. http://krasnodar.v-i-r.ru/search
  10. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya

Список используемой  литературы  для  воспитанника:

  1. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
  2. Журнал «Вяжем сами»,  2008-2012.
  3. Журнал «Вязание: модно и просто», 2000 – 2012.
  4. Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 2010.
  5. http://www.proshkolu.ru/
  6.  http://tehnologi.su/dir/130
  7.  http://tam579836.narod2.ru/kafedra_uchitelei_tehnologii/
  8.  http://krasnodar.v-i-r.ru/search
  9. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya.
  10.  Журналы «Креатив», ЗАО  «Эпипресс- Конглига», 2009 -2012гг

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебный клубок"

Вязание – один из самых распространённых видов рукоделия. Искусство вязания восходит своими корнями к далёкому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязаная ...

Образовательная программа "Волшебный клубок"

Программа «Волшебный клубок» имеет интегративную направленность. В ней соединяются такие виды искусства и образовательные предметы  как изобразительное искусство, народно...

рабочая программа кружка "ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК" (для 10-15 лет)

рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Волшебный клубок", срок реализации 1 год, для обучающихся 10-15 лет...

Методическая разработка "Волшебный клубок"

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Ручное вязание – один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного искус...

Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"

Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"...